Кинофотофонодокументы о деятелях России в области литературы и искусства

В. М. Магидов, д. и. н., проф. РГГУ

Кинофотофонодокументы о деятелях России в области литературы и искусства

  1. Кинодокументы в HРГАКФФД
  2. Фотодокументы — о деятелях литературы и искусства
  3. Звукозаписи съездов, пленумов творческих союзов, интервью бесед и воспоминаний

Кинофотофонодокументирование охватывает многие важные стороны деятельности российских писателей и поэтов, театральных режиссеров и актеров, кинематографистов, композиторов и исполнителей, работы съездов советских писателей, художников, членов Всероссийского театрального общества и др.

В Российском государственном архиве кинофотофонодокументов (РГАКФД) сохранилось несколько киносъемок Л. Н. Толстого. Съемки писателя производились неоднократно (празднование 80-летия Л. Н. Толстого в Ясной Поляне – август 1908 г., приезд Толстого в Москву и отъезд в Ясную Поляну – 18 октября 1902 г., беседы с крестьянами и их детьми, отдых в Ясной Поляне и др.). Киносъемки писателя Л. Андреева в Финляндии, датируемые 1909 г., дают возможность судить о нем как о человеке, о том, как он отдыхал на даче Вяммельсуу в кругу друзей и близких. Целая плеяда актеров, музыкантов и исполнителей снята на кинопленку специально для одного из выпусков «Пате-журнала» за 1913 г. Выпуск тематический, назван он «Театральная хроника». В него вошли съемки артистов Малого театра В. О. Массалитиновой, А. А. Левшиной, Н. К. Яковлева, М. М. Климова, певца Н. Н. Фигнера, скрипача Я. Кубелика, композиторов А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, Ц. А. Кюи, С. Рахманинова и др. Из художников, попавших в поле зрения объектива, следует назвать И. Е. Репина, снятого в Пенатах. По нескольким сохранившимся фрагментам выступлений Анны Павловой можно получить представление о творчестве балерины.

Портреты деятелей советской культуры дошли до нас в различного рода хроникальных фильмах, киножурналах и отдельных сюжетах. Два небольших сюжета о В. Я. Брюсове были включены в выпуски «Госкинокалендаря» за 1923–1924 гг. Первый из них был посвящен празднованию 50-летнего юбилея поэта. В. Я. Брюсов снят в кругу семьи, у своего дома в Москве на 1-й Мещанской улице. Второй сюжет рассказывает о похоронах В. Я. Брюсова (запечатлены выступления А. В. Луначарского и П. С. Когана на траурном митинге, процедура прощания с поэтом на Новодевичьем кладбище).

Часто появляется в кадрах кинохроники А. М. Горький. Имеющиеся на хранении в архиве сюжеты носят в основном событийный характер. А. М. Горький снят в 1920–1930-е гг. на торжественном заседании Моссовета (1928 г.), на трибунах стадиона «Динамо», во время I Всесоюзного пионерского слета (1929 г.), спуска со стапелей Балтийского судостроительного завода в Ленинграде лесовозов «Молотов», «Бухарин» (1929 г.), в совхозе «Гигант» Ростовской области на празднике «День урожая» (1929 г.), на VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ в Доме Союзов (1932 г.) и др. Ряд интересных кинодокументов посвящен другим русским и советским писателям. Среди них важно отметить съемки В. В. Маяковского, В. В. Вересаева во время работы над книгой об А. С. Пушкине, А. С. Новикова-Прибоя на встрече с рабочими завода «Шарикоподшипник», И. Г. Эренбурга, М. А. Шолохова и др.

Огромный и разнообразный материал о писателях сконцентрирован в съемке I Всесоюзного съезда писателей (1934 г.). Довольно подробно в кинодокументах отражены открытие съезда, выступления А. Горького, А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, зарубежных писателей. В РГАКФД имеется целая серия документальных кадров крупных зарубежных писателей, заснятых во время их пребывания в СССР: Р. Тагора, Б. Шоу, Г. Уэллса (наиболее разнообразно он снят в Колтушах в 1935 г., в гостях у И. П. Павлова), Р. Роллана (снят в Кремле, в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, в ложе Большого театра и т. п.), А. Барбюса и др.

Ценные по содержанию кинодокументы характеризуют театральную жизнь страны 1920–1930-х гг. Прежде всего необходимо отметить съемку 1920 г., произведенную в связи с 50-летием сценической деятельности М. Н. Ермоловой. Кроме портретов самой М. Н. Ермоловой в этих кинодокументах есть портреты А. И. Сумбатова-Южина, П. М. Садовского, А. А. Яблочкиной и других известных актеров. Исключительную ценность составляют две другие событийные киносъемки 1920-х гг., запечатлевшие юбилейные торжества Большого и Малого театров. Довольно подробно отсняты эпизоды по случаю 100-летнего юбилея Малого театра. В день юбилея, 24 октября 1924 г., кинооператоры сняли закладку памятника А. Н. Островскому около здания театра, митинг, на котором выступили А. В. Луначарский, В. И. Немирович-Данченко, А. И. Сумбатов-Южин, и проход театральных коллективов перед зданием театра. Особое внимание в съемке этого события было уделено торжественному заседанию, проходившему в тот же день. Кинокадры дают возможность почувствовать атмосферу торжества, увидеть присутствующих на вечере знаменитых театральных деятелей и артистов, выступления делегаций от Академии художеств, Московского университета, московских театров и др.

В другой съемке, посвященной 100-летнему юбилею Большого театра, следует выделить митинг москвичей, собравшихся на Театральной площади. На трибуне приветствуют публику А. В. Луначарский, Л. В. Собинов и др. Мимо здания театра проходят делегации московских предприятий, части Красной армии, коллективы театров и т. д.

Самостоятельное значение имеют кинокадры, рассказывающие о творчестве Ф. И. Шаляпина. Они относятся к более раннему периоду, чем вышеупомянутые съемки. Первая и наиболее ценная съемка датируется 1918 г. Она была выполнена во время выступления Ф. И. Шаляпина в Орехово-Зуеве на открытой эстраде городского парка в присутствии многочисленной публики. После пения он произносит речь, в руках у него большой букет цветов.

Заслуживает внимания небольшой документальный фильм «Домик в Святошино» (1936 г.), где запечатлены многие актеры МХАТ. Наиболее удачные кадры сняты кинохроникерами во время отдыха И. Москвина, М. Тарханова, В. Качалова, О. Книппер-Чеховой и др. Отдельные кинокадры дают возможность увидеть многих актеров на сцене театра в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «На дне», «Чайка» и т. д. Сохранились хроникальные съемки спектаклей и других театральных коллективов – с участием Б. Щукина («Принцесса Турандот», «Егор Булычев»), С. Михоэлса («Король Лир»), В. Барсовой, И. Козловского, С. Лемешева и др.

В архиве имеются кинокадры, запечатлевшие выдающихся советских композиторов: Р. Глиэра, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и других во время работы над музыкальными произведениями, за дирижерским пультом и в иных ситуациях. Бесценны кинокадры, имеющие отношение к знаменитым исполнителям (пианистам, скрипачам, виолончелистам). Среди них Д. Ойстрах, М. Фихтенгольц, Э. Гилельс, Я. Флиэр, Л. Оборин, Я. Зак, Р. Тамаркина, М. Ростропович, Д. Шафран. Кинодокументы могут рассказать о многих деятелях изобразительного искусства. Художники И. Грабарь, К. Юон, М. Сарьян, П. Кончаловский сняты во время работы в своих мастерских и в нерабочей обстановке.

Важные сведения о деятелях литературы и искусства содержатся в бережно сохраняемых фотодокументах. Значительную часть их, созданных в конце XIX – начале XX в., составляют фотопортреты и бытовые снимки. Они позволяют судить о внешнем облике, состоянии, настроении, отдыхе и других сторонах жизни крупных литераторов России: И. А. Бунина, А. М. Горького, В. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, С. Г. Скитальца, режиссеров и актеров русского театра М. С. Щепкина, В. Ф. Комиссаржевской, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина, художников В. В. Верещагина, В. А. Серова, И. Е. Репина, скульптора М. М. Антокольского и т. д. Из фотопортретов 1920–1930-х гг. заслуживают внимания снимки писателей, поэтов, композиторов, артистов кино и театра, например таких, как М. А. Булгаков, С. Я. Маршак, М. М. Пришвин, О. Д. Форш, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Э. Мейерхольд, Е. П. Корчагина-Александровская и др.

В РГАКФД сохранилось несколько фотографий В. В. Маяковского этих лет (он снят возле здания Кинокомитета Наркомпроса, а также среди друзей и знакомых: Л. Ю. Брик, Б. Л. Пастернака, С. М. Эйзенштейна). Еще одна ценная фотография архива начала 1920-х гг.: на ней изображен собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель русского народного хора М. Е. Пятницкий со своим коллективом.

Познавательный интерес представляют коллекции фотоснимков работы художников декоративно-прикладного искусства (миниатюрная живопись, вязание и вышивка, роспись тканей, резьба, чеканка, выжигание по дереву, ткачество, керамика и т. д.).
Кинофотодокументы (КФД) о деятелях литературы и искусства следует рассматривать в неразрывной связи с фонодокументами этой тематики. Их роднит не только и не столько генетическая общность, но и идентичность выполняемых функций (в частности, контактно-устанавливающая функция): естественность обстановки съемки или звукозаписи, непринужденность поведения участников беседы или разговора и т. п. Вместе с тем, как известно, тематическое и жанровое разнообразие кинофотофонодокументов (КФФД) значительно шире и богаче и не может ограничиваться только приемлемыми для вышеуказанной обстановки интервью или воспоминаниями.

Анализ звукозаписей, посвященных деятелям литературы и искусства, позволяет разграничить документы в соответствии с их функциональным и видовым назначением на три крупные, наиболее характерные группы: звукозаписи событийного характера; интервью, беседы, лекции и т. п.; воспоминания. Тематические рамки первой группы фонодокументов (ФоД) достаточно ограничены и представлены в основном съездами, звукозаписи которых, сохранившиеся полностью или фрагментарно, имеют вполне определенную историческую и культурно-познавательную ценность. В РГАФД хранятся звукозаписи восьми съездов советских писателей (1934–1986 гг.) с выступлениями А. М. Горького, А. П. Довженко, С. Я. Маршака, В. А. Луговского, К. И. Чуковского, К. А. Федина и т. д., а также зарубежных литераторов: Ж.-Р. Блока, М. Андерсена-Нексе и др. ФоД довольно полно отражают работу и других съездов, имеющих отношение к различным областям искусства. В архивных фондах имеются фонограммы пяти из шести прошедших съездов художников СССР (1957–1983 гг.), 5 и 7-го съездов архитекторов СССР (1970–1981 гг.), 1, 2, 4 и 5-го съездов кинематографистов СССР, 2–7-го съездов Союза композиторов СССР, съезда Всероссийского театрального общества (ВТО), датированного 1946 г., а также подборка отдельных заседаний пленумов творческих союзов.

Самой насыщенной в информационном плане и значительной в количественном отношении является группа ФоД этой тематики, представленная в виде отдельных интервью, выступлений, бесед и т. п. Наиболее содержательную часть ФоД в области литературы составляют выступления в тематических радиопередачах С. С. Наровчатова, М. М. Пришвина, В. Ф. Тендрякова, лекция академика АН УССР Н. К. Гудзия о «Слове о полку Игореве», цикл историко-литературоведческих выступлений И. Л. Андроникова о М. Ю. Лермонтове, К. И. Чуковского – о Н. А. Некрасове, Л. В. Никулина – об А. П. Чехове и т. д. Определенный интерес вызывают фонограммы выступлений скульпторов М. К. Аникушина, С. Т. Коненкова и других о работе над отдельными памятниками, рассказы живописцев и графиков В. А. Фаворского, Е. А. Кибрика, Ф. П. Решетникова об искусстве литографии, иллюстрации и т. п.

Важным источником по изучению творческой лаборатории кинематографистов, музыкантов, театральных режиссеров и актеров являются звукозаписи 1950–1970-х гг. выступлений и интервью С. А. Герасимова, А. Г. Зархи, М. И. Ромма, Г. Л. Рошаля, Е. Ф. Светланова, С. Я. Лемешева, В. В. Барсовой, Е. В. Гельцер, Е. К. Катульской, А. С. Пирогова, Н. А. Обуховой, С. М. Михоэлса, Н. П. Акимова, С. Г. Бирман, Б. А. Бабочкина, Г. А. Товстоногова, А. А. Яблочкиной и многих других.

О классических традициях в российском театральном искусстве дает представление целый ряд выступлений и бесед крупных деятелей драматических театров: В. П. Пашенной, К. А. Зубова, Е. Д. Турчаниновой (Малый театр), С. В. Гиацинтовой, В. И. Немировича-Данченко, В. О. Топоркова (МХАТ), Ц. Л. Мансуровой, И. М. Толчанова, Р. Н. Симонова (Театр им. Е. Б. Вахтангова), А. Я. Таирова, В. В. Кенигсона (Государственный камерный театр) и т. д.

Поистине уникальны фонодокументы, запечатлевшие голоса выдающихся писателей, музыкантов, актеров. В начале XX в. в авторском исполнении было записано чтение произведений Л. Н. Толстым (притча «Несчастный человек», рассказ «Сила детства», сказка «Волк» и др.), В. Я. Брюсовым, И. А. Буниным, А. И. Куприным. Несколько позднее (в основном в 1920–1950-е гг.) были осуществлены звукозаписи авторского чтения А. А. Ахматовой, А. Белого, А. А. Блока, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, С. А. Есенина, В. В. Вересаева, Л. М. Леонова, А. С. Новикова-Прибоя и др. В 1960-е гг. удалось записать на магнитную ленту рассказы о своем творчестве крупнейших писателей, композиторов, дирижеров и исполнителей: К. А. Караева, Е. Ф. Светланова, А. И. Хачатуряна, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, О. В. Лепешинской и др. Исключительную ценность для истории театрального искусства имеют сохранившиеся голоса М. Н. Ермоловой (чтение стихотворения Я. П. Полонского «Аспазия» и монолога Марии Стюарт из одноименной драмы Шиллера), А. А. Остужева, архитекторов В. А. Веснина, А. В. Щусева и др.

Самую тематически разнообразную группу составляют многочисленные воспоминания деятелей литературы и искусства. Основная часть воспоминаний записана в 1950–1970-е гг. и посвящена или творчеству крупных литераторов и художников, или отдельным, чаще всего эпохальным, событиям в литературной, музыкальной, кинематографической и театральной жизни. К числу наиболее примечательных фонодокументов такого рода относятся воспоминания Н. Д. Телешова об И. А. Бунине, К. И. Чуковского о встречах с В. Г. Короленко и И. Е. Репиным в Куоккале в 1910 г., О. Л. Книппер-Чеховой об А. П. Чехове, Л. М. Леонова об А. М. Горьком, В. Д. Ханжонковой о деятельности одного из пионеров отечественного кинематографа А. А. Ханжонкова, кинодокументалистов И. И. Белякова, А. Г. Кричевского, А. Г. Щекутьева и др., К. А. Эрдели о Р. М. Глиэре, М. Ф. Гнесиной об А. К. Глазунове, И. М. Москвина о своем творческом пути, В. И. Качалова о чтении А. М. Горьким пьесы «На дне» и т. д.

Таким образом, архивные кинофотофонодокументы сохраняют и наглядно отражают развитие культуры России, что дает основание говорить о существовании в составе Архивного фонда Российской Федерации достаточно представительного и информационно насыщенного массива изобразительных, изобразительно-звуковых и звуковых документов о деятелях России в области литературы и искусства.