Оформление договоров о спонсорстве и благотворительной деятельности в музеях

И. И. Макарова

Оформление договоров о спонсорстве и благотворительной деятельности в музеях

  1. Спонсорство и благотворительность в искусстве и культуре
  2. Договоры о пожертвовании денежных средств
  3. Договоры о спонсорской помощи

Обращаясь к вопросам спонсорства и благотворительности, в самом начале статьи необходимо разъяснить, что те цели, которые ставили перед собой ценители искусства, вкладывающие в него значительные суммы денег век назад, значительно отличаются от той ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране. Хотя везде бывают исключения. С конца XIX в. совершенно меняется отношение к пожертвованию средств на искусство и культуру в России. С этого времени берет свое начало меценатство в том смысле этого слова, в котором мы его сейчас понимаем и в котором оно сейчас встречается все реже и реже. От простого собирательства произведений искусства в свои домашние собрания коллекционеры перешли к новым формам, зрелым и осознанным, к формам покровительства деятелям искусства во благо национальной культуры. Самыми заметными фигурами этого этапа выступили известные российские меценаты Павел Третьяков и Савва Мамонтов.

В начале XX столетия произошел переломный этап в искусстве – переход к новым направлениям, смена художественных вкусов. Это породило особое поколение меценатов из предпринимательской среды, которых увлекали свежие веяния в искусстве Западной Европы. Эта небольшая группа людей, лидерами которой, бесспорно, были Сергей Щукин и Иван Морозов – известные московские собиратели, самозабвенно начинает знакомить русскую публику с величайшими произведениями западной культуры, а европейских знатоков искусства – с шедеврами русской культуры, следуя примеру Сергея Дягилева и Николая Рябушинского. Эта подвижническая деятельность дала совершенно новый толчок развитию отечественной культуры и музеев. Те коллекции, которые удалось собрать, являются основополагающими в крупных и известных музеях России.

Безусловно, XX век внес свои коррективы, но в целом практически все произведения сохранены и занимают почетное место в музейных собраниях.

За последние десятилетия музейная политика очень активно меняется, приспосабливаясь к экономическим и политическим изменениям в стране. Образ музея из возвышенного и статичного превращается в более приземленный и подвижный. Эти перемены в первую очередь касаются музейного финансирования.

Государственная поддержка, безусловно, осуществляется, но государство по большей части берет на себя стратегическое руководство музеями. Поэтому, обращаясь к западным образцам, российский музей старается найти иные источники финансирования. Бюджет формируется из частных и общественных, коммерческих и других источников финансирования. Привлечение финансовых средств для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом. Государство играет значительную роль в формировании системы фандрейзинга. Это связано с тем, что именно государство создает правовой и налоговый режимы, которые стимулируют распределение финансов в коммерческий сектор и формируют систему источников финансирования, являющихся внебюджетными.

Опираясь на опыт зарубежных музеев, необходимо отметить, что очень мощным источником финансирования становится частный сектор, под которым подразумевается в первую очередь институт членства. Входящие в этот институт участники играют большую роль в жизни музея, а также в установлении и поддержании доверительных отношений музея с аудиторией. «Клубы друзей», общества друзей музея, попечительские советы и подобные организации являются основными формами такой системы.

Специальные образовательные программы в области культуры обычно финансируются различными структурами, которые называются фондами. Фонды оказывают помощь организациям культуры. Например, это могут быть гранты – безвозмездная финансовая и материальная поддержка. Часто бывают случаи соединения бюджетных ассигнований с разного рода поступлениями из частного сектора, что способствует появлению предпосылок для нового интегрированного музейного фандрейзинга.

Современная ситуация показывает, что российские музеи уже имеют определенный опыт сотрудничества с фондами, и это способствует благотворительной поддержке музейных проектов.

Приведу в пример деятельность Фонда Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Являясь некоммерческой организацией, «Фонд воплощает собой современную модель частно-государственного партнерства в области реализации культурных проектов. Основные цели создания Фонда – поддержка Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и содействие его развитию. Фонд занимается привлечением партнеров, меценатов и спонсоров, обеспечивая постоянный приток в Музей внебюджетных средств в дополнение к государственному финансированию. Данная модель заимствует опыт крупнейших музеев мира, которые активно привлекают негосударственные средства и тем самым успешно реализуют принцип децентрализованного финансирования культурных объектов. Эти денежные средства направляются на содействие музею в организации выставок, экспозиций и других мероприятий. Часть средств идет на решение задачи социальной поддержки работников ГМИИ им. А. С. Пушкина и благотворительные цели, связанные с деятельностью Музея».

Попечительский совет Фонда, в состав которого входят известные политические деятели и деятели культуры, привлекает инвестиции и обеспечивает контроль над целевым использованием привлеченных внебюджетных средств.

Основными задачами Попечительского совета являются:
– оказание поддержки руководству Музея по общим вопросам управления и реализации отдельных проектов;
– улучшение финансирования отдельных аспектов деятельности Музея;
– оказание содействия Музею в привлечении меценатов и спонсоров;
– привлечение государственных деятелей к проблемам Музея;
– привлечение новых членов в Попечительский совет Фонда;
– консультационная поддержка по управленческим, финансовым и юридическим вопросам.

В данной статье я проанализирую три документа, являющихся основными в документировании процесса негосударственного финансирования музея. Примерами будут являться типовые договоры ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Первым я рассмотрю договор о пожертвовании некоммерческой организации (фонду) денежных средств.
Шапка и преамбула договора стандартные: обозначаются место, дата, стороны с юридическими адресами. Предметом договора чаще всего является добровольное безвозмездное пожертвование организацией (благотворитель) денежных средств фонду (благополучатель), указываются сумма и цель, например финансирование проекта или осуществление какой-либо программы.

Организация в пункте «Обязательства сторон» гарантирует перевод денежных средств. Обязательно точно и четко должны оговариваться сроки перевода денег. Фонд, в свою очередь, обязуется использовать средства, перечисленные организацией в качестве безвозмездного пожертвования исключительно на цели, указанные в параграфе «Предмет договора». Необходимо заметить, что фонд должен вести учет перевода средств и хранить все платежные документы, которые организация вправе у него запросить. Иногда в договоре прописывается, что фонд обязан предоставить организации отчет об использовании полученных в виде пожертвования средств. Стороны несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Отдельным пунктом прописывается конфиденциальность условий договора и приложений к нему.

В пункте «Разрешение споров» указывается, что споры будут решены путем переговоров на основе действующего законодательства, а при неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы.

Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до полного выполнения сторонами всех принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора.

Пункт «Заключительные положения» говорит о том, что все непредусмотренные моменты регулируются российским законодательством, а изменения и дополнения считаются действительными при условии, если они совершены в письменной форме, скреплены печатями и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Заключительными пунктами являются адреса, реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Второй, очень схожий с этим, договор может заключать музей напрямую с организацией, которая безвозмездно передает ему денежные средства. Называется он «Договор пожертвования». Преамбула и предмет договора прописываются так же, как и в вышеописанном договоре. Права и обязанности сторон прописываются более подробно. Сумма перечисляется на счет музея, оговаривается, через какое количество дней. Денежные средства считаются переданными музею с момента списания их с корреспондентского счета организации. Музей обязуется вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованных денежных средств. Обязательно прописывается, что цели и условия предоставляемой суммы пожертвования не могут быть изменены организацией или музеем в одностороннем порядке. Музей не вправе использовать пожертвованные денежные средства в коммерческих целях.

Если использование музеем пожертвованных денежных средств в соответствии с назначением, указанным в прописанном пункте договора, станет невозможным вследствие изменившихся обстоятельств, то они могут быть использованы по другому назначению лишь с письменного согласия организации.

Пожертвование может быть отменено организацией в случае невыполнения музеем требуемых пунктов. Организация имеет право осуществлять контроль над целевым использованием передаваемых музею денежных средств. Музей обязуется предоставить организации отчет о расходовании пожертвованных денежных средств в срок не более 30 дней с момента их израсходования, но не позднее оговоренного дня.

Остальные пункты договора схожи с уже описанными в договоре о пожертвовании фонду денежных средств.
Теперь мне хотелось бы коснуться очень серьезного и обширного понятия – «спонсорство».

В российском законодательстве определение спонсорству дает Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. (с изменениями от 18.06.2001, 14.12.2001, 30.12.2001), ст. 19 которого гласит: «Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».

В новой редакции Закона: «Спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности».

Любая коммерческая структура нуждается в рекламе, и спонсорство является неотъемлемой частью рекламной кампании. Вложив деньги в какой-либо проект культуры, компания подчеркивает важность своего участия в социально-культурной жизни страны и свое экономическое положение. Музей должен уметь выявить интересы потенциального спонсора, что является основой удачной кампании по фандрейзингу. На практике выясняется, что практически невозможно найти спонсоров случайным путем, поэтому, следуя примеру зарубежных коллег, российские музеи все больше акцентируют внимание и выделяют ресурсы для привлечения спонсоров путем создания специальных отделов (например, отдел перспективного развития), где профессионально занимаются привлечением источников финансирования.

Система привлечения спонсоров состоит из нескольких этапов, первым из которых является подбор информации о потенциальных спонсорах, сфера интересов компании или конкретного человека, его потенциале, развитии, ценностях. Особенно важно учитывать сферу бизнеса и найти точки соприкосновения с музейной деятельностью.

Спонсорской поддержкой наряду с непосредственными финансовыми вложениями также может являться предоставление оборудования, транспорта и других услуг, в которых нуждается музей при организации выставки или какого-либо другого мероприятия.

После подготовительного этапа подбора информации и определения целей музей обращается к спонсору для осуществления фандрейзинговой программы. Важно понимать, что спонсорство – это двусторонний процесс, и выгоду получают обе стороны. Иногда случаются ситуации, когда спонсор слишком активно навязывает музею свои идеи относительно предстоящего проекта, что в конечном итоге нарушает общепринятые правила музейного дела и концепцию самого музея. Такие ситуации очень опасны для музеев.

После предварительной договоренности музей предоставляет свое деловое предложение, включающее общее описание предполагаемого проекта, его цели и значимость, а также информацию о самом музее, его миссии и достижениях. Отдельно оговаривается бюджет задуманного мероприятия и указывается выгода спонсора. Также прописывается итоговое заключение, где еще раз говорится о том, какую выгоду получит спонсор, и о преимуществах предполагаемого проекта.

Затем договорившиеся стороны заключают договор о спонсорской помощи музею. Описывая оформление договора, я возьму в качестве примера спонсора предстоящей выставки российский банк. Преамбула оформляется так же, как и в вышеописанных договорах.

Предметом договора является оказание банком спонсорской помощи музею в деле организации и проведения выставки. Обязанности сторон прописываются отдельно для музея и для банка. Музей обязуется направить полученные от банка средства точно по назначению. Музей должен разместить логотип банка везде, где размещается реклама спонсоров: например, в каталоге выставки, в зале проведения выставки, на рекламном баннере, в приглашениях, на своем сайте и т. п. Музей распространяет рекламно-информационные материалы банка в зале проведения пресс-конференции, посвященной выставке, организует выступление представителя банка на пресс-конференции. Также музей предоставляет банку право ссылаться в своих рекламно-информационных материалах на сотрудничество с музеем. Из документов, которые принимающая сторона – музей – должна предоставить банку в положенный срок, особо надо отметить отчет об использовании спонсорского взноса. Затем в договоре оговариваются подписание акта сдачи-приемки работ и необходимые сроки проведения выставки.

Банк, в свою очередь, обязуется вовремя перевести деньги на счет музея и, по желанию, может предоставить руководство по использованию его логотипа (фирменного стиля).

Затем отдельным пунктом прописывается сумма, предоставляемая музею.

В параграфе «Ответственность сторон» оговаривается, что в случае частичного или полного неисполнения музеем своих обязательств по договору банк вправе требовать от музея частичного или полного возвращения суммы договора, а музей, соответственно, обязуется вернуть указанную сумму.

Споры и разногласия разрешаются в Арбитражном суде г. Москвы. Следующим пунктом прописываются форс-мажорные обстоятельства, в случае которых сторона, которая не в состоянии выполнить свои обязательства, обязана в письменной форме незамедлительно уведомить другую сторону. Факты, содержащиеся в уведомлении, должны быть подтверждены Торгово-промышленной палатой РФ или другой компетентной организацией соответствующей стороны. Оговаривается, что неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств лишает сторону права ссылаться на них. Такая сторона будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Пункт «Прочие условия» содержит дополнительные сведения, которые оговариваются сторонами.

Последние пункты договора — «Юридические адреса и реквизиты сторон» и подписи, скрепленные печатями организаций.

Тема спонсорства и благотворительной деятельности в современных музеях очень актуальна, но малоизученна. Существует много новых технологий финансирования музеев, заимствованных из опыта зарубежных коллег. Примером может служить создание эндаумента (англ. Endowment — «ресурсный капитал») – целевого фонда, предназначенного для некоммерческого финансирования организаций культуры. Эндаумент может пополняться с помощью благотворительных доходов. Различные компании вкладывают свои средства, которые могут использоваться только в целях развития организации культуры, например музея. Это очень интересное и перспективное направление деятельности, о котором есть смысл написать в следующей статье.