РЖД просит на дорогу

РЖД попросила у правительства $1,5 млрд на строительство железной дороги до угольного месторождения Таван Толгой в Монголии

Компания «Развитие инфраструктуры» (СП РЖД и Монголии, создано в мае 2009 г.) закончила разработку концепции развития железнодорожной инфраструктуры Монголии и готовится вынести ее на рассмотрение правительства и Великого государственного хурала этой страны, рассказал «Ведомостям» исполнительный директор СП, советник президента РЖД Виталий Морозов. В разработке документа принимали участие Ernst & Young, Boston Consulting и «Росжелдорпроект».

Первым проектом партнеров должно стать строительство железнодорожной ветки до угольного месторождения Таван Толгой (см. врез). «Это позволит Монголии запустить в эксплуатацию месторождение, создать своеобразный промышленный хаб в Сайншанде и исключить зависимость от экспорта непереработанного сырья», — объясняет он.

РЖД профинансирует строительство дороги. Стоимость проекта — $1,5 млрд. Но своих средств у компании нет. Морозов говорит, что РЖД рассматривает несколько вариантов решения этой проблемы. «Мы обратились в правительство с предложением выделить из бюджета в виде вклада в уставный капитал РЖД необходимую сумму. Также рассматривается вариант с выпуском инфраструктурных облигаций и привлечением проектного финансирования», — добавляет собеседник «Ведомостей».

Представитель Минфина лишь заметил, что в проекте бюджета на 2010 г. такой суммы не заложено. Заявку должен оформить Минтранс, а ее не было. Представитель Минтранса от комментариев отказался.

Монголия, как и предполагалось при создании СП, должна будет внести в него геологические лицензии на ту же сумму, что инвестирует РЖД. «Нам интересен Таван Толгой (запасы — 800 млн т угля). Но окончательное решение — за Монголией. Мы ни на кого не давим, партнерство должно быть взаимовыгодным», — отмечает Морозов. Так что Монголия может внести в СП другие месторождения, находящиеся в районе железнодорожной ветки, правда, сопоставимых с Таван Толгой там нет. Морозов же надеется, что проект будет согласован до конца года, тогда новая дорога может заработать уже в середине 2012 г.

Еще одна новая ветка, заложенная в концепции, — Сайншанд — Баянтумэн (в районе Баянтумэна находятся крупные урановые месторождения). Но одновременно РЖД уже начинает работы по реконструкции и модернизации Улан-Баторской железной дороги (УБЖД, РЖД владеет в ней 50% акций), говорит Морозов. Так, по словам Морозова, РЖД недавно предоставила УБЖД заем в $36 млн на ремонт пути и 1000 вагонов на льготных условиях. Для того чтобы проводить дальнейшую модернизацию, партнеры предварительно согласовали внесение в уставный капитал УБЖД по $125 млн. Но пока это решение не реализовано формально, УБЖД обратилась в один из российских банков о привлечении займа на $145 млн на закупку подвижного состава и комплектующих материалов. РЖД оказывает в этом полное содействие, говорит Морозов. Также в бюджете РЖД предусмотрен взнос в СП «Развитие инфраструктуры» на сумму 8 млрд руб., резюмирует он.

Из крупных монгольских месторождений РЖД также интересовало медно-золоторудное Ою Толгой, но контролирующую долю в нем Монголия передала канадской Ivanhoe Mines, которая уже много лет вела здесь геологоразведку и инвестировала около $1 млрд. Это было логичное решение, признает Морозов, однако, по его словам, РЖД интерес к этому активу не утратила (у Монголии осталось 35% Ою Толгой).

СП «Развитие инфраструктуры» не будет само заниматься разработкой месторождений: их планируется продавать профильным инвесторам. Тем же Таван Толгой интересуются En+ Олега Дерипаски вместе с «Реновой» Виктора Вексельберга. «Мы патриоты, но мы [как и Монголия] руководствуемся прежде всего экономической эффективностью», — заметил Морозов. По его словам, передаваемые с СП лицензии будут реализовываться на тендерах и конкурсах.

Представитель En+ лишь подтвердил, что его компании проект интересен, комментировать слова Морозова он не стал. Представитель «Реновы» был недоступен для журналистов. Представители правительства Монголии на запрос «Ведомостей» не ответили.

Для РЖД это важный проект, отмечает эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. «Можно рассуждать, что кризис — не время для таких трат. Но если в Монголии не закрепимся мы, то это сделают наши конкуренты», — говорит он. А у РЖД в Монголии есть сильный конкурент — Китай, замечает Савчук. Вдобавок, по его мнению, участие РЖД в проекте все же может помочь российским компаниям в получении лицензий на месторождения.

Юлия Федоринова
Ведомости 12.10.2009, 192 (2462)