Итоги V исследования рынка рекрутмента г. МосквыЗа 2005 год

Итоги V исследования рынка рекрутмента г. Москвы, проводимого журналом

 

 

 

В предыдущем номере  (№ 8, 2006) мы опубликовали результаты исследования в части оценки респондентами эффективности «работных» СМИ (газеты и сайты). Среди газет на вершине Олимпа по-прежнему находится «Работа для вас» – у нее, по данным нашего исследования (респондентами которого являются, напомним, клиенты кадровых агентств), больше всего пользователей.

 

Журнал «Работа & Зарплата» вплотную приблизился к газете «Работа для вас» по количеству пользователей и впервые немного обогнал ее по эффективности (подробнее см.  № 8 или на сайте www.top-personal.ru).

 

Итак, в V исследовании приняло участие более 1200 респондентов, среди которых руководители и HR-директора, а в некоторых случаях – даже бухгалтеры крупнейших московских компаний-работодателей.

 

Всем им выражаем огромную благодарность и признательность за терпение и труд, результаты которого мы сейчас можем оценить!

 

Все наши респонденты являлись или являются клиентами кадровых агентств. Напомним, что в начале исследования ежегодно большинство кадровых агентств предоставляют нам свои клиентские списки. Этот факт значительно ускоряет и облегчает работу наших маркетологов – не только в части поиска контактной информации и конкретных персоналий, а прежде всего – и более всего – в доброжелательном отношении респондентов.

 

Специфика работы кадровых агентств такова, что иногда они боятся «засветить» своего заказчика. Например, во время выставки «Персонал Москва 2006» к нашему стенду подошла директор одного успешного кадрового агентства и сообщила, что в этом году ее агентство не смогло предоставить нам имя и телефон одного крупнейшего заказчика, на которого они работали целый год, поскольку он не доступен ни для кого, находясь в постоянных международных перелетах – у него заводы, пароходы… А оценить их работу может только он. Агентство закрыло ему около 30 вакансий, но, увы, в результаты исследования они не попадут.

 

Ряд агентств не предоставляет нам клиентские списки, бережно охраняя имена своих эксклюзивных клиентов. Некоторые из числа тех, кто предоставляет списки, не включают в них ряд своих эксклюзивных клиентов, опасаясь утечки информации. Но за 5 лет нашего исследования не было ни одного подобного случая! Поэтому V исследование не может, разумеется, претендовать на стопроцентную полноту: у многих кадровых агентств абсолютно полные данные итогов работы за 2005 г., а у некоторых – частичные.

 

Абсолютное число компаний, которые работали с кадровыми агентствами в 2005 г., значительно выросло – на 20–25 %.

 

В то же время около 30 % фирм из числа тех, кто работал с кадровыми агентствами в 2004 г., отказались от сотрудничества. Среди основных причин отказа: дороговато – 40 %, низкое качество сервиса и персонала – 25 %,, сменился HR-менеджер – 20 %, другие причины – 15 %.

 

В то же время агентства без работы не остались, более того – в 2005 г. они отыскали себе еще клиентов. Таким образом, ежегодно растет процент фирм, работающих с кадровыми агентствами. И, разумеется, количество закрываемых вакансий. Процесс пошел, как говорил когда-то М. Горбачев.

 

В V исследовании появились названия новых кадровых агентств, которые легко и стремительно вошли в когорту стабильных московских компаний. Мы условно определили их число цифрой 73, использовав для этого наши данные о количестве клиентов, которых нам удалось найти.

 

В Интернете же можно найти рекламу 1132 кадровых агентств. Мы, честно говоря, не знаем, что это за компании; возможно, часть из них – это консалтинговые и тренинговые фирмы, которые заодно оказывают услуги подбора персонала для своих клиентов.

Все более громко заявляет о себе новая тенденция: кадровые службы крупных холдингов выделяются в отдельные фирмы, «шифруются» под кадровые агентства, как мы понимаем, с двумя целями. Первая – принимать новых работников на принципах заемного труда. Несмотря на то что российский Трудовой кодекс этого не позволяет делать, бизнес, как известно, напоминает воду, и такое кадровое агентство заключает со своей «мамой» договор на оказание каких-то услуг, а для выполнения оных направляет сотрудников на работу в головной офис. Числятся они в агентстве, где и получают зарплату. Вторая цель – используя базу кандидатов и технологии отбора, попробовать заработать на этом. Таким образом, кадровая служба может стать самоокупаемой, перестав быть затратным подразделением. Неплохо, не правда ли? Некоторым это удается, остальные «барахтаются, как лягушка в молоке».

 

В этом году мы сознательно отказались от привычного деления агентств на ценовые группы. А в далеком 2001 г. у нас было целых три нишевых группы. В исследовании за 2004 г. не нашлось ни одного кадрового агентства, кто бы захотел позиционироваться в третьей нишевой группе (10 % годового оклада). В этом году мы даже не стали мучиться, спрашивая агентства об их позиционировании. Поскольку в течение всего 2005 г. в приватных беседах с директорами кадровых агентств нам вежливо намекали, что теперь цена заказа зависит от его сложности, количества вакансий, требований к кандидатам и т. д. Это новое явление для нашего рынка, может, немного неприятное для «дорогих» кадровых агентств, но факт есть факт: за 10 % годового оклада уже мало кто готов работать.

 

Итак, подводя итоги V исследованию столичного рынка рекрутмента, следует отметить, что бессменным лидером по-прежнему является компания «Анкор», у которой, по нашим данным, 129 клиентов и закрыто 629 вакансий. Средний балл по 10-балльной шкале за профессионализм и качество персонала фантастически высок на фоне такого объема. Одно дело работать с десятком клиентов и досконально знать каждого, так же как и проследить за своими консультантами. И совсем иное дело, когда у вас десятки клиентов, а то и тысячи кандидатов. Но сенсация все же состоялась. Впервые за последние 5 лет Группа «Консорт» («БЛМ-Консорт», «А-Класс Рекрутмент», «Консорт-Петербург», «Консорт ЕС») практически приблизилась к бессменному лидеру. Причем оценки респондентов великолепны! Успех Группы «Консорт» обеспечил и яркий взлет одного из ее подразделений – компании «А-Класс Рекрутмент» (интервью с Е. Булкиной, руководителем «А-Класс Рекрутмент», открывает этот номер).

 

«Работные» сайты и СМИ

 

Результаты V исследования рынка рекрутмента г. Москвы, проводимого журналом  

 

    В исследовании приняли участие около 1200 московских компаний, большинство из которых являются лидерами российской экономики. Их уточненные списки мы опубликуем в следующем номере, в нем же будут даны итоговые материалы по кадровым агентствам.

 

    Основные выводы, которые напрашиваются по результатам V исследования, – процент респондентов, использовавших печатные СМИ при закрытии вакансий в 2005 г., как и раньше, снижается. В среднем это снижение составляет примерно 10 %. Из 1200 наших респондентов – настоящих и бывших клиентов кадровых агентств Москвы – только 52 % отметили, что пользовались печатными СМИ. Конечно, если брать рынок в целом, то результаты будут другими. Это косвенно подтверждает и тот факт, что в прошлом году плацдарм на рынке СМИ захватили несколько новых печатных изданий.

 

    По нашим же данным, клиенты агентств по-прежнему отдают предпочтение газете «Работа для вас». Она уже пятый год подряд лидирует в нашем исследовании. Следом за ней идет журнал «Работа & Зарплата», – оба этих издания фактически монополизировали рынок. Но пока места на рынке печатной продукции, посвященной вакансиям, видимо, хватит всем, о чем и свидетельствуют результаты V исследования журнала ..

 

    Важно отметить, что процент пользователей дан от числа тех, кто указал в анкетах хотя бы одно печатное СМИ. Только около 5 % респондентов указали более четырех наименований изданий. Подавляющее большинство используют в своей работе по поиску кандидатов не более двух наименований. И это, как правило, газета «Работа для вас» и «Работа & Зарплата», а также 1–2 газеты из приведенной далее таблицы.

 

    В качестве комментария следует заметить, что в частных беседах руководители признают низкую эффективность объявлений о вакансиях в печатных СМИ. Но руководители их размещают, преследуя еще и PR-цели. Ряд директоров рекламных агентств рассказали нам, что если бы крупные компании обращались к ним, то они помогли бы более эффективно разместить объявления о вакансиях, поскольку ведут статистику эффективности отдачи от их размещения в тех или иных СМИ и имеют огромный опыт в этом деле. Так, к примеру, есть определенные дни, когда отдача от объявлений самая высокая, или свободны места в сетке изданий, в которых они никогда не рекомендовали бы размещать объявления о вакансиях.

 

    Но поскольку наибольший интерес наше исследование вызывает в части оценки работы кадровых агентств, то мы решили дать эти материалы в следующем номере, наряду с интервью с руководителями ведущих «работных» сайтов, печатных СМИ и кадровых агентств.

 

 

Кадровые агентства        

Сайты        

Печатные СМИ