Эмир Кустурица

Эмир Кустурица - югославский и сербский кинорежиссёр, обладатель наград крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» фестиваля в Каннах; кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской.

Его имя – это всегда вызов устоям и традициям, а его киноленты не для всех и не про всех. Его называют балканским Феллини, в своих фильмах он часто использует три особых приема своего кумира: яркие образы, оригинальная архитектура сцен, а также особое колоритное видение мира. Самый известный режиссер бывшей Югославии, Эмир Кустурица, в кинематограф попал наиболее традиционным путем, закончив режиссерский факультет Пражской Академии киноискусств. Свою первую премию получил на Фестивале Студенческих Фильмов за дипломную работу – фильм «Герника». После окончания Академии Кустурица возвращается в свой родной город Сараево и начинает карьеру на телевидении, сняв две ленты - "Невесты приходят" (1979) и "Кафе Титаник" (1980).

Карьера Эмира пошла в гору в 1981 году. Его дебютная полнометражная лента «Помнишь ли Долли Белл?» стала триумфом и получила премию «Золотой лев» на Венецианском Фестивале. А в 1985 году за фильм "Когда папа был в командировке" Эмир получил "Золотую Пальмовую Ветвь" Каннского Кинофестиваля (самую престижную Европейскую награду), а Милош Форман назвал Кустурицу надеждой мирового кинематографа. В 1989 году выходит фильм «Время цыган» - и еще одна Каннская награда для Эмира за "Лучшую режиссерскую работу".

В 1993 году состоялся его голливудский дебют "Аризонская мечта", в котором снялись восходящие звезды Джерри Льюис и Джонни Депп. Лента удостоилась "Серебряного Медведя», но в прокате провалилась, бюджет составил 19 млн. $. Это был первый и последний американский опыт режиссера.

Ужасные события в Боснии 1992 года вдохновили Эмира на съемки фильма «Андерграунд», который в 1995 году завоевал "Золотую Пальмовую Ветвь". Эта картина стала яблоком раздора между Эмиром и его старым другом Гораном Бреговичем - бессменным композитором его фильмов. Эмир обвинил друга в плагиате – народные песни в фильме он выдал за свои. Брегович обиделся и сказал, что Эмир не заплатил ему ни за один саундтрек к лентам, которые они сделали вместе. Попытки помирить их тщетны.

В 1998 году Эмир получил "Серебряного Льва" на Венецианском Кинофестивале за культовую картину "Черная кошка, белый кот", которая изначально была задумана как небольшой проект о цыганской музыке.

Эмир известен своими резкими высказываниями и политическими взглядами. Он смело называет себя последним югославом и не желает мириться с современной картой Европы, за что часто подвергается нападкам.

В рабочем процессе Эмир нестандартен. Обожает маргиналов и аутсайдеров, за их совершенно особый взгляд на жизнь. Утверждает, что работать с ним трудно: «Я хочу создавать шедевры, я хочу, чтобы каждый кадр был шедевром. В фильме примерно 2000 кадров. Значит, мне нужно 2000 шедевров». В фильмах Кустурицы нет голливудского коммерческого расчета, а роли в основном играют непрофессиональные актеры. Но Эмир умеет заставить их жить в своих фильмах, а не играть. Он мотивирует их любовью.

Эмир и его жена вместе 40 лет. Супруги являются основателями и совладельцами кинокомпании Rasta Films, которая занималась производством всех фильмов Кустурицы, а также лент других режиссёров. Хорошо известна дружба Эмира Кустурицы с российскими властями – особенно с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым.