Штрафы за налоговые правонарушения в 2011 году

Автор: Шестакова Е. В.

Штрафы за налоговые правонарушения в 2011 году

Шестакова Екатерина Владимировна, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Каждый год для налогоплательщиков начинается с увеличения штрафов.

В 2011 году им также пришлось столкнуться с увеличением штрафных санкций.

В данной статье представлены основные изменения.

Увеличение штрафов для юридических лиц
Увеличение штрафов в 2011 году произошло на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 229­ФЗ. Рассмотрим его в виде сравнительной таблицы:


Статья

Правовое регулирование

Штрафы в 2010 году

Штрафы в 2011 году

 

116
НК РФ

 

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет

 

5000 руб.

 

10 000 руб.

 

 

Ведение деятельности без
постановки на учет

 

10 000 руб.

 

10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее
40 000 руб.

 

119
НК РФ

 

Непредставление декларации

 

Взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

 

Взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

 

 

Несоблюдение порядка представления декларации в электронном виде

 

 

200 руб.

 

120

 

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения

 

5 000 руб.

 

10 000 руб.

 

 

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

 

15 000 руб.

 

30 000 руб.

 

 

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа

 

10% от неуплаченного налога, не менее 15 000 руб.

 

В размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

 

125
НК РФ

 

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом под арестом

 

10 000 руб.

 

30 000 руб.

 

126
НК РФ

 

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных
НК РФ

 

50 руб. за документ

 

200 руб. за документ

 

129
НК РФ

 

Дача экспертом заведомо ложного заключения, заведомо ложный перевод

 

1000 руб.

 

5000 руб.

 

129.1
НК РФ

 

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу

 

1000 руб.

 

5000 руб.

 

 

Повторное нарушение

 

5000 руб.

 

20 000 руб.

 

135.1
НК РФ

 

Отказ представить документы по запросу налогового органа

 

5 000 руб.

 

10 000 руб.

Отдельной категорией является наложение штрафов на банки:


Статья

Нарушение

Размер штрафа
в 2010 году

Размер штрафа
в 2011 году

 

134
НК РФ

 

Перечисление денежных средств при наличии решения о блокировке счетов

 

10 000 руб.

 

20 000 руб.

 

135.1
НК РФ

 

Непредставление банком справок о счетах в банке или остатках средств на счетах

 

10 000 руб.

 

20 000 руб.

 

Кроме того, увеличились штрафы по отдельным видам деятельности. Федеральным законом от 17.06.2010 № 119­ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были ужесточены предусмотренные статьей 14.28 КоАП меры ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В случае нарушения в 2011 году застройщиком сроков сдачи в уполномоченный орган ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства по договорам. Непредставление отчетности в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, либо представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 15 000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 200 000 руб. (ранее штрафы составляли соответственно от 10 000 до 15 000 руб. и от 100 000 до 200 000 руб.).

Данный пример позволяет сделать вывод, что размеры штрафов увеличились в отношении всех налогоплательщиков, а также в отношении отдельных субъектов предпринимательской деятельности, например банков, строительных организаций.

Таким образом, можно говорить о том, что по всем основным нарушениям произошло значительное увеличение штрафов, причем по многим направлениям штрафы увеличились в два раза.

Отрицательные изменения для юридических лиц

Многие налогоплательщики в России имеют проблемы с уплатой налогов и штрафов в связи с отдаленностью городов, отсутствием банков. При этом ранее была предусмотрена возможность уплаты штрафов и самих налогов через администрацию или почту. Однако в связи с уточнениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 212­ФЗ, с 1 января 2011 года это возможно будет сделать бесплатно только при отсутствии банка. Вместе с тем в законодательстве отсутствуют пояснения, что подразумевается под отсутствием банка, на каком расстоянии должен находиться банк для реализации возможности бесплатной уплаты налога через почту или администрацию.

Положительные изменения для юридических лиц

С 1 января 2010 года введена ответственность для налоговых органов в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика­организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика­организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Данная норма закреплена в пункте 9.2. статьи 76 НК РФ. Изменения введены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229­ФЗ. Теперь фактически предусмотрены штрафные санкции за нарушения налоговой инспекцией порядка блокировки счетов.

Кроме того, с 2011 года не будут начисляться штрафы при совершении ошибок, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда при перечислении страховых взносов. Плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 08.12.2010 № 339­ФЗ.

Изменения для физических лиц

С 2011 года для налогоплательщиков – физических лиц вступил в силу федеральный закон от 29.11.2011 № 324­ФЗ. В соответствии с данным законом внесены изменения в статью 48 НК РФ в части взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам.

ИФНС может взыскать только задолженность общей суммой свыше 1500 руб. В случае если задолженность составляет меньшую сумму, незначительна, инспекция должна суммировать задолженность по налогам до тех пор, пока задолженность не превысит 1500 руб. Кроме того, инспекция может восстановить срок при наличии уважительных причин пропуска.

Взыскание налога и штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требование о взыскании штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Электронные штрафы

Говоря об изменениях законодательства в части уплаты штрафов, необходимо отметить тенденцию введения и развития электронного документооборота.

Например, теперь налогоплательщик может произвести сверку по налогам, штрафам и пени в электронном виде. Соответствующий порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде установлен приказом ФНС от 29.12.2010 № ММВ­7­8/781@.

Участниками информационного обмена при передаче акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота. Участники информационного обмена в процессе электронного документооборота обмениваются следующими электронными документами:

1) актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) извещением о получении электронного документа.

При этом налогоплательщик должен обладать электронной цифровой подписью.

Приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2010 № ММВ­7­6/773@ «Об утверждении Формата документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» установлено электронное требование об уплате налога. Документ касается требования об уплате налогов (сборов, пени, штрафов) и представлении документов, поручения об их истребовании, решения о продлении сроков представления документов (отказе в этом), уведомления о вызове налогоплательщика. Определены форматы передачи справки о проведенной выездной налоговой проверки, решений о ее приостановлении (возобновлении), отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица. Данный документ зарегистрирован в Минюсте РФ 01.042011, регистрационный № 20384.

Приказом от 09.12.2010 № ММВ­7­8/700@ утвержден порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с данным приказом определен порядок выставления требований об уплате штрафов.

Требование формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня требование формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляется по телекоммуникационным каналам связи в адрес налогоплательщика. При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику. Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи должен получить:

1) подтверждение даты отправки;
2) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика.

Данный порядок направления требований об уплате штрафов начинает действовать с 17 апреля 2011 года.

Выводы судебной практики

Рассмотрев судебную практику, сформировавшуюся в отношении начисления штрафов налоговыми органами в 2011 году, можно сделать следующие выводы:

Начисление налоговым органом штрафов исходя из несопоставимых договоров не соответствует требованиям законодательства.

Так, в постановлении ФАС Волго­Вятского округа от 24.01.2011 по делу 3 А39­909/2010 суд удовлетворил исковое заявление о признании решения налогового органа недействительным в части доначисления сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафов. В суде компания доказала, что переданные обществу по договору аренды нежилые помещения производственного и бытового назначения и офисные помещения различаются по размеру и состоянию, а следовательно, применение налоговым органом ставки арендной платы исходя из условий несопоставимых договоров аренды по передаче в пользование неидентичного имущества не соответствует статье 40 НК РФ.

Начисляя налогоплательщику штрафы при ведении им видов деятельности, облагаемой и необлагаемой ЕНВД, налоговый орган должен доказать использование спорных площадей в большем объеме. В противном случае начисление штрафов не правомерно.

Данный вывод подтверждается постановлением ФАС Дальневосточного округа от 13.01.2011 № Ф03­9441/2010 по делу № А51­8574/2010. Судом правомерно признано недействительным решение о доначислении ЕНВД, пеней и штрафа, поскольку налоговым органом не доказан факт использования спорных площадей торговых залов в большем размере, чем заявлен предпринимателем в налоговых декларациях.

Начисляя штрафы, налоговая инспекция кроме показаний свидетелей должна представить документальные доказательства.

Согласно постановлению ФАС Поволжского округа от 13.01.2011 по делу № А12­7414/2010 недопустимо использование в качестве доказательств в обоснование размера полученного конкретными работниками дохода их показаний, оформленных в виде протокола допроса свидетелей, при отсутствии других письменных доказательств. В итоге суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДФЛ, пени, штрафа, страховых взносов и пеней.

Если инспекция выявила нарушения в 2010 году, то и штрафы применяются 2010 года.

Так, в постановлении ФАС Северо­Западного округа от 25.01.2011 по делу № А26­5027/2010 суд признал правомерным начисление штрафов. Поскольку учреждение представило в ИФНС декларацию по НДС с нарушением установленного срока и сумма налога, подлежащая уплате по данной декларации, составляет 0 руб., инспекция правомерно вынесла решение о взыскании с учреждения штрафа в минимальном размере – 100 руб. Напомним, что с 2011 года минимальный штраф увеличен до 1000 руб.

Начисление штрафов неправомерно при предоставлении компанией документов, оформленных надлежащим образом. В Постановлении ФАС Северо­Кавказского округа от 20.01.2011 по делу № А32­18705/2009 суд отменил решение налоговой инспекции, поскольку доводы истца­компании подтверждены предоставленными в материалы дела документами, оформленными надлежащим образом.

Кроме того, основываясь на принятой ранее судебной практике, можно сделать вывод о том, что налоговый орган может ошибиться в определении штрафов или рассчитать их на основе недостоверных данных, недоказанности размера дохода, полученного налогоплательщиком. В Постановлении от 15.06.2009 № КА­А41/5362­09 ФАС Московского округа признал недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности по пункту 2 статьи 117 НК РФ, указав, что из оспариваемого решения невозможно установить сумму доходов, полученную заявителем в период деятельности без постановки на учет, из расчета которой определен размер взыскиваемого штрафа.

В постановлении от 29.07.2008 № А19­566/08­20­Ф02­3528/08 ФАС Восточно­Сибирского округа также содержится вывод о неправомерности привлечения организации к налоговой ответственности, установленной пунктом 2 статьи 117 НК РФ, поскольку налоговой инспекцией не доказан размер дохода, полученного обществом за период осуществления деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе.

Таким образом, исходя из судебной практики, целесообразно рекомендовать доказывать неправомерность начисления штрафов в суде. В целом необходимо отметить, что большинство изменений, введенных с 2011 года, имеют негативный характер для налогоплательщика. Среди таких негативных изменений штрафных санкций можно назвать увеличение в двойном размере штрафов, невозможность их уплаты через почту или администрацию. Однако имеются положительные изменения, касающиеся уплаты штрафов. К таковым можно отнести электронный документооборот, устранение мелких споров с физическими лицами, которым начислены штрафы в размере до 1500 рублей. Также в заключение хотелось бы отметить, что наличие судебных споров свидетельствует об актуальности темы начисления штрафных санкций организациям, а также о желании оспорить неправомерные решения в суде, что, исходя из судебной практики, удается компаниям довольно­таки часто.