О Законе Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»

Автор: Рыжов А. Б.

О Законе Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области»

Рыжов Александр Борисович,e-mail: aryzh@bk.ru

руководитель аппарата комитета по жилищной политике и градостроительству Законодательного Собрания Нижегородской области

Решение задачи чистоты и порядка на территории Нижегородской области обеспечивает ряд федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», Закон Нижегородской области «О государственном административно­техническом надзоре на территории Нижегородской области» (прежнее наименование – «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области»), Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях, ряд нормативных правовых актов Правительства Нижегородской области. Повсеместно приняты муниципальные правила благоустройства и содержания территорий.

Разработка проекта закона Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» и его последующее внесение на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области губернатором Нижегородской области были обусловлены необходимостью повышения качества содержания и уборки территорий населенных пунктов Нижегородской области.

Закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» принят в целях обеспечения чистоты и порядка, повышения качества содержания и состояния объектов, расположенных на территории Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.

Над проектом была проведена огромная работа. Изучение предложений и замечаний, обобщенных в таблице на 108 страницах, согласование позиций заинтересованных сторон потребовало проведения в общей сложности 60­ти часов напряженных совещаний.

Закон определяет понятие «объект» – это здания, строения, сооружения, их элементы, территории (в том числе прилегающие), места размещения мусора, элементы инфраструктуры, инженерные сети и коммуникации, водные объекты, зеленые насаждения, технические средства и устройства, другие объекты, к содержанию и состоянию которых настоящим Законом, муниципальными правовыми актами установлены требования.

Закон определяет субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка – юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане), находящиеся, и (или) пребывающие на территории  Нижегородской области, и (или) осуществляющие деятельность на территории   Нижегородской области, и (или) являющиеся владельцами, пользователями расположенных на территории  Нижегородской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых возложены обязанности по организации и (или) производству работ по уборке и содержанию объектов, расположенных на территории  Нижегородской области, соблюдению требований в сфере обеспечения чистоты и порядка, установленных настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 5 Закона субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны соблюдать требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.

Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на территории своего пребывания и деятельности, в том числе на внутренних (производственных, заводских) территориях, территориях домовладений, своевременно производить уборку и содержание соответствующих объектов, поддерживать их в надлежащем состоянии, соблюдать нормы, запреты и требования настоящего Закона, нормативных правовых актов, в том числе муниципальных, в сфере обеспечения чистоты и порядка, заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями в соответствии с образуемыми ими объемами мусора и рассчитанными нормами накопления.

Субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка исполняют предусмотренные настоящим Законом обязанности по обеспечению чистоты и порядка принадлежащих им объектов самостоятельно или с привлечением лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, на основании договора
(специализированные (подрядные) организации) или в силу закона.

Условия договоров должны обеспечивать выполнение требований к уборке и содержанию объектов, установленных настоящим Законом.
При наличии указанных договоров и надлежащем исполнении заказчиком своих обязательств по договору ответственность за своевременное и надлежащее производство работ по уборке и содержанию объектов в соответствии с настоящим Законом возлагается на лицо, осуществляющее соответствующие виды деятельности и заключившее такой договор.

В случае передачи объектов в пользование обязанности по обеспечению чистоты и порядка соответствующих объектов определяются сторонами самостоятельно в соответствии с договором.

Имеется ряд обращений органов местного самоуправления, в том числе Городецкого района (ими предложен проект федерального закона о внесении изменений в ЖК РФ), о необходимости обязать собственников частных домовладений заключать договоры на вывоз мусора. Закон решает данную задачу.

Полная версия статьи в печатной версии журнала "Административное право " или через 3 месяца на сайте.