Будущее уже наступило

Будущее уже наступило

Интервью с Виктором Владиславовичем Зубаревым, депутатом ГД РФ, руководителем проекта Партии «Единая Россия» «Национальная инновационная система»

Виктор Владиславович, расскажите, пожалуйста, с какого времени идея создания электронного правительства начала активно развиваться в России, какие шаги сегодня предпринимаются в этом направлении?

— 06 мая 2008 года Правительством России была утверждена концепция «Электронное правительство», согласно которой внедрение новой системы должно было происходить в два этапа. Первый, намеченный на 2008 год, – это разработка и утверждение проектной документации. И, соответственно, вторая фаза, рассчитанная на 2009–2010 годы, предполагала практическое внедрение государственных е­сервисов, которые реализовывались в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)».

К сожалению, сегодня только один регион успешно и планомерно развивается в этом направлении, а именно Республика Татарстан, которая в сентябре 2010 года приступила к работе с электронным правительством. Это объясняется тем, что до сих пор не создано единое решение, базовый программно­аппаратный комплекс, который смог бы стать основой и ядром российского электронного правительства. При этом в некоторых регионах разработаны качественные ТЗ, даже проведены конкурсы, но осуществлять свои замыслы субъекты Федерации не спешат. Они действуют с оглядкой на федеральный центр. Во­первых, ждут от него четких указаний – перечня требований, которым должно соответствовать региональное решение. Во­вторых, опасаются, что «Ростелеком» воспользуется предоставленными ему исключительными правами по реализации е­Правительства и отвергнет региональные решения, созданные без его участия. Тогда деньги окажутся потраченными зря. Одним словом, стандарта нет, а монополист, вердикт которого может оказаться совершенно произвольным, есть. Это, мягко говоря, не способствует проявлению регионами инициативы.

Насколько значимым, на Ваш взгляд, является внедрение электронного правительства для российской экономики в целом и для общества в частности?

— Рано или поздно к любому деятельному человеку приходит осознание того, что информационное общество – это уже не теория, а реальность нашего времени. А потому государство просто обязано искать эффективные и устраивающие граждан способы электронной коммуникации. Если государство не будет интегрировано в информационное общество, то в скором времени рискует стать архаизмом. С другой стороны, электронное государство на деле, с помощью реально функционирующих сервисов способно существенно облегчить жизнь не только простых граждан, но и представителей бизнеса, в том числе международного. За нами закрепилась печальная слава одной из самых забюрократизированных стран – электронное правительство во многом способно решить эту проблему.

Какие факторы сегодня тормозят развитие е-правительства в России?

— Существует несколько обстоятельств, существенно ограничивающих внедрение электронного правительства в РФ. Самым главным из них является монополизация этого сегмента. У российских IT­разработчиков громадный креативный капитал, и я уверен, что если бы различные решения е­правительства разрабатывались на конкурсной основе, мы бы уже располагали типовыми системными решениями, которые позволили бы успешно реализовать проект электронного государства. Нужен четкий стандарт (перечень требований), отсутствие монополии и инициатива. У нас же прямо противоположная ситуация: отсутствие стандарта, монополия и, как следствие, острый дефицит инициативы. Это и является главным стоппером программы. Есть, конечно, и другие проблемы. Например, отсутствие нормативно­правовой базы электронного документооборота. Есть и человеческий фактор. К сожалению, уровень компьютерной грамотности чиновников и политиков все еще недостаточен.

Виктор Владиславович, тем не менее существуют ли на сегодняшний день программные продукты, которые можно было бы использовать в рамках внедрения электронного правительства в России? Если да, то полностью ли это наша разработка? Есть ли у нее аналоги?

— Как я уже говорил, у наших IT­разработчиков хороший потенциал. Даже сегодня существуют программные продукты, которые при определенной доработке, конечно, смогли бы эффективно использоваться для создания российского электронного правительства. Среди них можно отметить системное решение «ИВК­Портал» – разработку ЗАО ИВК. Его главное преимущество заключается в том, что оно построено на базе отечественных платформ – «ИВК­Юпитер» и «ИВК Бюрократ». Это обстоятельство играет существенную роль, когда мы говорим о государственном документообороте, который, очевидно, включает и конфиденциальную информацию. Использование собственных технологий значительно повышает уровень безопасности, защищенность. Платформа «ИВК­Юпитер» в функциональном отношении является аналогом западных платформ, используемых в е­правительствах других стран.

Вы можете дать какой-то прогноз развития е-правительства в России?

— В перспективе я, конечно, верю, что система электронного правительства в России будет развернута масштабно и начнет эффективно функционировать. Однако относительно ближайшего будущего мой прогноз скорее неблагоприятный.

Я уже говорил о стоппере – пробке, блокирующей развитие электронного государства. Я думаю, до тех пор, пока мы эту пробку не вышибем, наши успехи будут оставаться незначительными и, главное, больше демонстративными, чем реальными. Все прочие проблемы, на мой взгляд, решаемы в рабочем режиме, а главная проблема, названная мной стоппером, требует решения волевого и политического.