Следственный комитет хочет возбуждать налоговые дела самостоятельно

Автор: Комментирует Михаил Першин

СК РФ хочет вернуть себе право самостоятельно возбуждать дела по неуплате налогов. Такое положение дел сохранялось до 2010 года, когда по указу Дмитрия Медведева порядок изменился: возбуждение налоговых дел стало возможным только по материалам налоговых органов. Вместе с тем представители СК РФ считают, что из-за этого большая часть налоговых преступлений не попадает под внимание правоохранительных органов и остается безнаказанной.

Законопроект, предусматривающий указанные изменения в компетенции СК РФ, в настоящее время находится на согласовании.

Как считают эксперты, передача инициативы Комитету не исправит ситуацию с правонарушениями в налоговой сфере. Наоборот, главной задачей государства должно быть получение от неплательщика всей суммы налогов, а не карательные мероприятия.

Михаил Першин, партнёр, руководитель налоговой практики юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov, к.ю.н.:

Издание «Ведомости» опубликовали информацию о разработке Следственным комитетом РФ проекта закона, устанавливающего его право на самостоятельное возбуждение уголовных дел по налоговым статьям 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

Как часто бывает – все новое это забытое старое. По существу ставится вопрос о реанимации самостоятельности правоохранительных органов в вопросах привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Три года назад такой ранее существовавший подход был отменен, и первенство в вопросах установления фактов неуплаты налогов получила ФНС России. Только после того, как налоговики устанавливали факт недоимки, и эта недоимка не погашалась в рамках добровольного исполнения требований по п.3 ст.32, п.15.1 ст. 101 НК РФ возникали основания для реализации полномочий правоохранительных органов в уголовно-процессуальном порядке. В результате количество зарегистрированных налоговых преступлений с 2009 года снизилось более, чем в 4 раза.

Учитывая общую направленность в борьбе властей с незаконными финансовыми операциями, оффшорными схемами и выводом капитала, такие предложения Следственного комитета вполне разумно могут быть поддержаны законодателем и Правительством.

Но представляется важным, чтобы в этом проекте были учтены целый ряд связанных вопросов.

Во-первых, это необходимость учёта результатов расследования (в том числе материалы ревизии) при осуществлении налогового контроля ФНС. Без решения этого вопроса будут, как и раньше, возникать ситуации, когда руководитель организации привлекается к уголовной ответственности за неуплату налогов, а за организацией-налогоплательщиком не числится недоимка по лицевым счетам в налоговой инспекции. Важным является вопрос о соотношении формирования и использования по сути комплексных доказательств в ходе следствия и налогового контроля.

Во-вторых, должно быть урегулировано, каким образом сможет воспользоваться процедурой деятельного раскаяния привлекаемое к уголовной ответственности должностное лицо, если оно захочет погасить образовавшуюся недоимку до направления дела в суд. Необходим понятный механизм внесения платежей в бюджет за налогоплательщика физическим лицом, что на сегодняшний день противоречит ст. 45 НК РФ. Внесение же средств через счета компании может быть ограничено, например, введёнными в отношении налогоплательщика-организации процедурами ликвидации, либо ограничениями корпоративного характера (произошла смена руководства и/или собственников и т.п.). Кроме того, существует правовой риск того, что если недоимка будет выявлена только органами следствия без учёта в налоговой инспекции, то после уплаты налога и прекращения уголовного преследования руководителя, сумма налога может быть возвращена как предоплата по ст. 78 НК РФ.

В целом успех этого законопроекта будет определяться не только общей идей, но и степенью правовой проработанности всех условий реализации.