О месте нахождения юридического лица

Автор: Александр Эрделевский

С местом нахождения юридического лица закон связывает ряд весьма существенных правовых последствий. Так, например, возможность отнести создаваемое юридическим лицом подразделение к категории филиала или представительства определяется его расположением вне места нахождения юридического лица. Но как следует понимать – «вне места нахождения»? Например, юридическое лицо арендует одно нежилое помещение в здании и располагается в нем, затем создает в своей структуре новый отдел, выполняющий часть функций юридического лица, арендует еще одно нежилое помещение на том же этаже здания и размещает в нем новый отдел. Следует ли считать такой отдел отдельно расположенным обособленным подразделением и, в силу этого, филиалом?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что считать местом нахождения самого юридического лица. В ГК есть норма, посвященная месту нахождения юридического лица — п.2 ст.54 ГК. По общему правилу п.2 ст.54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Согласно п. 3 ст.54 ГК место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

Нетрудно видеть, что формулировка п.2 ст.54 ГК оставляет чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представляется возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации остается неясным. Заметим, что в действовавшей до 1 января 1995г. ст.30 ГК РСФСР 1964г. место нахождения юридического лица было определено гораздо более точно — таковым признавалось место нахождения постоянно действующего органа юридического лица.

Согласно п.1 ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Позволяет ли устранить отмеченную выше неясность Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001г. (далее — Закон)? Обратимся к анализу ряда норм Закона, касающихся места нахождения юридического лица.

В п.1 ст.5 Закона установлено, что в числе сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. В п.2 ст.8 а также в п.1 ст.13 Закона предусмотрено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего органа юридического лица.

Наконец, согласно п.4 ст.18 Закона в случае внесения в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места его нахождения регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Следует также заметить, что в заявлении учредителей о регистрации юридического лица, о котором идет речь в ст.8 Закона, может быть указано лишь предполагаемое место нахождения его постоянно действующего органа, поскольку до момента регистрации не существует ни самого юридического лица, ни, соответственно, его органа (п.2 ст.51 ГК).

Нетрудно видеть, что в ст.5, 8 и 13 Закона говорится о месте нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а в ст.18 Закона — о месте нахождения самого юридического лица. Хотя в Законе нет прямого указания о совпадении этих понятий, логический и систематический анализ норм Закона позволяет сделать вывод о таком совпадении. Следовательно, в соответствии с Законом под местом нахождения юридического лица следует понимать адрес (место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия у юридического лица такого органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Поскольку речь идет о связи, под адресом, очевидно, следует понимать почтовый адрес. Согласно п.2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. N221, почтовый адрес — это местонахождение пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи. Понятие местонахождения пользователя в упомянутых Правилах не определено.

Несколько иной подход к определению места нахождения юридического лица наблюдается в налоговом законодательстве. Если, как указывалось выше, согласно п. 2 ст.54 ГК место нахождения юридического лица лишь определяется местом его государственной регистрации (а как именно определяется, остается за рамками этой нормы), то в п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ (далее – НК) место нахождения российской организации определено непосредственно как место ее государственной регистрации.

А что следует понимать под "местом государственной регистрации организации"? Очевидно, наиболее близким к буквальному смыслу этого словосочетания следовало бы считать место совершения акта государственной регистрации организации, то есть место нахождения регистрирующего органа. Однако в этом случае любое подразделение организации, а также ее органы, оказались бы территориально обособленными от ее места нахождения, поскольку они не могут располагаться в помещениях органа государственного управления, осуществляющего регистрацию юридических лиц. Поэтому такой подход к определению места государственной регистрации вряд ли соответствует точному смыслу п.2 ст.11 НК.

Другое, более далекое от буквального смысла п.2 ст.11 НК определение места государственной регистрации организации могло бы состоять в определении этого места как территории, в пределах которой совершение акта государственной регистрации организации оказывается подведомственным определенному регистрирующему органу. Предпочтительным представляется именно такой вариант толкования п.2 ст.11 НК, что подтверждается и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление).

Так, в п.1 Постановления отмечается, что в силу подп. «в» п.1 ст.5 Закона адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. А в п.4 Постановления указывается, что этот адрес может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), в связи с чем, например, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях, а равно смена лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по решению учредителей (участников) или иного уполномоченного органа юридического лица, в том числе передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему, сами по себе не влекут изменение места нахождения юридического лица (п.8 Постановления).

Как подчеркивается в п.9 Постановления, при рассмотрении споров о признании незаконными действий регистрирующего органа, внесшего по своей инициативе изменения в ЕГРЮЛ в части сведений об адресе юридического лица, связанные с изменением административно-территориального деления либо наименования улицы, населенного пункта, муниципального образования или субъекта Российской Федерации, арбитражным судам следует учитывать, что надлежащим адресом юридического лица является адрес, определенный с учетом соответствующего акта государственного органа или органа местного самоуправления, повлекшего указанные изменения.

Для целей рассматриваемого вопроса наибольшее значение имеет сделанное в п.10 Постановления указания о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах в соответствии с п.3 ст.54 ГК, определяется указанием наименования населенного пункта или муниципального образования. В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица. Напомним, что в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения

Отсюда следует, что под местом нахождения юридического лица, указываемым в учредительных документах юридического лица (п.2, 3 ст.54 ГК), следует понимать наименование населенного пункта или муниципального образования, где располагается орган юридического лица. Помимо этого, существует почтовый адрес юридического лица, отражаемый в ЕГРЮЛ для связи с юридическим лицом. Соответственно, при таком подходе расположение подразделения юридического лица в рамках того же населенного пункта или муниципального образования, где находится орган юридического лица, но по другому почтовому адресу, не должно рассматриваться как создание территориально обособленного подразделения в смысле ч.3 п.3 ст.55 ГК или п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ.

А.М. Эрделевский, профессор, д.ю.н.