Ответственность арендодателя, управляющего помещением за иностранных работников арендатора на объектах торговли

Автор: Ольга Шибаева

Порядок трудоустройства мигрантов в РФ регламентируется помимо Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», еще и иными нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии с п. 5 ст.18.1 Закона № 115-ФЗ, Правительство Российской Федерации ежегодно, с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации, устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации», допустимая доля иностранных работников составляет:

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая деятельность в области спорта (код 92.62) — в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Привлечение к ответственности за нарушение норм миграционного законодательства осуществляется в соответствии с главой 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Если арендатор привлекает к работе иностранцев, которые не поименованы в Постановлении Правительства РФ № 1191, но при этом у работодателя отсутствует разрешение на привлечение иностранцев, а у самих работников отсутствует разрешение на работу, то при проверке ФМС, скорее всего, могут подвергнуть штрафу лицо, которое предоставило торговый объект – арендодателя.

Так, в соответствии с ч. 2 ст.18.16 КоАП РФ, предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Если смотреть КоАП РФ (ч.2 ст.18.16) буквально, то, на первый взгляд, привлекать собственника помещений не за что, но на практике, ФМС зачастую не разбираются в понятиях «собственник» и «управление».

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее торговыми объектами (торговыми комплексами).

К аналогичному выводу пришел и ФАС МО в своем Постановлении по делу № А40-33377/11-21-237 от 14.11.2011 года.

За то, что арендатор не имеет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или кто-то из его работников трудится без разрешения на работу, органы ФМС могут оштрафовать управляющую компанию — арендодателя (Постановление ВС РФ от 27.08.2012 № 25-АД12-3).

Из сказанного можно сделать вывод, что оштрафованными могут быть фирмы и предприниматели, сдающие в аренду любую коммерческую недвижимость.

Что же касается розничных рынков, то их собственникам придется отвечать по всей строгости нашего закона, поскольку, в соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», управляющая рынком компания — юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, поскольку они должны:

— обеспечивать соблюдение арендаторами правил привлечения к труду иностранных работников;

— с целью выявления нарушений в этой сфере ежедневно до открытия рынка проверять продавцов и их торговые места;

— контролировать, чтобы арендаторы соблюдали установленную на текущий год квоту (в 2014 г. — 0%) на наем временно пребывающих иностранцев для торговли на рынках.

Из вышеописанного напрашивается вывод, что собственники торговых объектов и управляющие торговыми объектами могут предпринять некоторые меры, чтобы обезопасить себя если не от визита ФМС, то от возможного применения штрафных санкций.

Для этого нужно не много:

— в договорах аренды предусмотреть обязанность арендаторов соблюдать правила привлечения к труду иностранных граждан и санкции за нарушение этого условия;

— на территории торгового объекта проводить ежедневные обходы торговых мест с целью выявления фактов незаконного найма мигрантов и заполнять при этом журнал регистрации проверок.

Если эти меры совокупно будут приняты, то суд может применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности (к аналогичному выводу пришел ФАС СЗО в Постановлении от 25.06.2012 N А05-11600/2011).

Либо можно говорить о том, что арендодателем были предприняты все меры, чтобы предотвратить возможные нарушения, а, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения.

Ольга Шибаева О.В.

Заместитель руководителя

консультационно-правового отдела

Группы компаний «Ю-Софт».