Сладкая музыка

Автор: Комментирует Олеся Есипёнок

Как постановил российский Суд по интеллектуальным правам, ритейлеры могут не платить за проигрывание в своих магазинах композиций западных музыкантов, выпущенных до 26.05.2003. Такое решение было принято по результатам рассмотрения иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности к «Metro Cash&Carry», в котором заявитель требовал от ответчика компенсировать 500 тысяч рублей за публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей в сети магазинов. Охрана прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций осуществляется в соответствии с международной конвенцией, в то время как Россия присоединилась к ней только в 2003 году. Следовательно, записи, сделанные до этой даты, не попадают под действие документа, и музыка может транслироваться в общественных местах бесплатно.

Олеся Есипёнок, ведущий юристконсультант консультационно-правового отдела группы компаний «Ю-Софт»:

Данное решение суда (постановление Суда по интеллектуальным правам от 13.08.2014 № С01-406/2013 по делу № А40-25230/2013) на сегодняшний день является одним из самых обсуждаемых по спорам в области авторского права. Многие юристы говорят о судебном прецеденте, который поможет отстаивать интересы в дальнейшем множеству других организаций. Несмотря на положительное решение в пользу «Metro Cash&Carry» у Всероссийской организации интеллектуальной собственности существует еще возможность оспорить принятое решение в судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Для работы организаций, в работе которых проигрываются музыкальные произведения необходимо отметить следующие выводы, которые были сделаны судом:

— Римская конвенция не имеет обратной силы: на территории Российской Федерации охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003;

— решение суда распространяется непосредственно на отчисления исполнителям и производителям фонограмм;

— на отчисления, которые должны производиться в пользу авторов, данное решение не распространяется;

— Женевский договор не содержит положений, устанавливающих иные правила предоставления правовой охраны исполнениям и фонограммам, отличные от правил, содержащихся в Римской конвенции.

Важно отметить, что решение суда вынесено с учетом множества факторов, например, одним из них является то, что вход в помещение «Metro Cash&Carry» бесплатный, поэтому неизвестно, какое решение вынес бы суд в отношении развлекательных заведений, вход в которые является платным. Кроме того, как указал суд, установить факт нарушения смежных прав непосредственно ответчиком «Metro Cash&Carry» не представляется возможным, так как из видеозаписи не усматривается, кто именно осуществил включение оборудования (музыкального центра), доступ к оборудованию имелся у любого посетителя магазина.

Работа без договора дорого обойдется работодателям

Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ответственность за незаключение трудового договора со следующего года будет ужесточена. Теперь должностным лицам будет грозить штраф до 20 тысяч рублей (за каждого «неофициального» работника), а юридическим лицамштраф до 100 тысяч рублей с обязанностью компенсировать работнику весь его период работы без оформления. Факт незаключения трудового договора сможет установить не только суд, но и трудовой инспектор.

Согласно статистике, в настоящее время каждый пятый россиянин трудится без официального оформления трудовых отношений, что лишает его всех гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым правом.

Ольга Михайлова, специалист по бухгалтерскому и налоговому учету ЗАО «Адвокат ФРЕММ»:

Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях РФ, внесенным федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, ответственность за незаключение трудового договора с 2015 года будет ужесточена.

Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ в новой редакции предусматривает штрафные санкции для должностных лиц до 20 000 рублей (за каждого «неофициального» работника), для юридических лиц до 100 000 рублей с обязанностью компенсировать работнику весь его период работы без оформления.

Также законом внесены поправки с статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, закрепляющие за трудовым инспектором право фиксировать факт незаключения трудового договора: «Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лицот ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»

По статистике, в настоящее время каждый пятый россиянин работает без официального оформления трудовых отношений, что лишает его всех гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, если работник не трудоустроен по всем правилам, то он теряет годы стажа, недополучает в свою пенсионную «копилку» денежные средства и не может быть полноценно защищен законодательством об охране труда.

Государство уже несколько лет активно борется как с нетрудоустроенными работниками, так и с серыми зарплатами. Данные проблемы являются причиной большой бреши в государственном бюджете в размере миллионов зарплатных налогов и взносов, а также нарушают права работников. Изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ направлены в первую очередь на легализацию отношений между работником и работодателем.

05.12.2013 подобный законопроект уже был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ. Он предусматривал штрафы юридическим лицам от 50 000 до 70 000 рублей, должностным лицамот 3 000 до 7 000 рублей. Данный законопроект был возвращен автору законодательной инициативы в связи с нарушением требований пункта 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации).

Увеличение штрафов и усиление контроля в данной сфере, а также нововведение, что вынести решение о наказании сможет теперь и трудовой инспектор, покажет недобросовестным работодателям, что экономика «нетрудоустройства» не всегда бывает экономной.