Решение Конституционного суда РФ разрешает неопределенность при использовании материнского капитала

Автор: Владимир Алистархов

Материнский капитал является хорошим материальным подспорьем для семей, у которых двое и больше детей, но до последнего времени существовали проблемы, мешающие в полной мере использовать капитал на благо семьи.

Помимо невозможности получить материнский капитал наличными денежными средствами, что является спорным ограничением, существуют определенные риски при использовании материнского капитала на покупку жилья.

Указанные риски имеются для семей, которые в соответствии с действующим законодательством РФ признаны нуждающимися в жилье и поставлены на очередь для получения жилья.

Государственные органы, ведущие учет нуждающихся в жилье граждан, при поступлении к ним информации о том, что этими гражданами за счет материнского капитала улучшены жилищные условия, снимают граждан с учета нуждающихся в жилье.

Другими словами: купил жилье на материнский капитал — потерял очередь на жилье.

Данное обстоятельство заставляет многие семьи не использовать материнский капитал до получения жилья по очереди, что, естественно, негативным образом сказывается на благополучии всей семьи.

Полемика о том, что снятие с учета в качестве нуждающихся в жилье по причине улучшения жилищных условий за счет материнского капитала является незаконным действием соответствующих органов, велась и ранее, но до последнего времени подвижек к улучшению ситуации не было.

В настоящее время на помощь гражданам и их семьям пришел Конституционный суд РФ. Своим постановлением от 08.07.2014 № 21-П «По делу о проверки конституционности подпункта «г» пункта 18 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение/строительство жилья и их использования» (приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» от 17.12.2010 № 1050) в связи с жалобой Д. суд дал надежду многим российским гражданам на справедливость.

Во-первых, тем гражданам, которые незаконно были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Во-вторых, гражданам, которые желают использовать материнский капитал на покупку жилья, но не используют его в силу того, что стоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и боятся быть снятыми с данного учета.

Но обо всем по порядку, и начать предлагаю с изучения постановления суда, его дальнейшего анализа, закончив выводами, которые будут полезны на практике как специалистам, так и обычным российским гражданам, которые планируют использовать материнский капитал в ближайшем будущем.

Основные положения постановления Конституционного суда РФ от 08.07.2014 № 21-П

Д. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой, касающейся вопроса соответствия подпункта «г» пункта 18 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья» нормам Конституции РФ.

В своей жалобе Д. указала, что она и ее семья в составе четырех человек по решению администрации муниципального образования были сняты с учета молодых семей, которые претендовали на жилье в рамках программы Архангельской области «Жилище» на 2011–2015 годы.

Основанием снятия с учета на получение жилья является улучшение Д. своих жилищных условий за счет средств материнского капитала.

Д. обратилась в Коряжемский городской суд Архангельской области, который решением от 19.01.2012 отказал в удовлетворении требований заявительницы, сославшись на то, что в 2009 году Д. направила материнский капитал на частичное погашение ипотеки, что указывает на реализацию права на улучшение жилищных условий за счет денежных средств в форме государственной поддержки.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда апелляционным определением от 26.04.2012 оставила решение суда первой инстанции в силе.

В принятии к рассмотрению кассационной жалобы Д. было отказано.

В своей жалобе, направленной в Конституционный суд РФ, Д. указывает, что оспариваемое нормативное положение нарушает права гражданина, гарантированные статьями 6, 7, 19, 38, 40 и 45 Конституции РФ.

По мнению Д., оспариваемое положение ставит ее семью при использовании материнского капитала до получения социальной выплаты по программе «Жилище» в худшее положение в сравнении с семьями, которые сначала получили социальную выплату по программе «Жилище», а потом воспользовались материнским капиталам на улучшение жилищных условий.

Мнение Конституционного суда РФ по соответствующему вопросу.

Социальная выплата за счет бюджетных ассигнований молодым семьям в рамках программы «Жилище» носит целевой характер и ориентирована строго на предоставление помощи молодым семьям, в том числе имеющих детей.

В то же время материнский капитал является дополнительной мерой социальной поддержки многодетных семей за счет бюджетных денежных средств, сумма которых ежегодно индексируется.

Дополнительная социальная мера поддержки в виде материнского капитала предоставляется без возрастного ценза родителей. Материнский капитал, в том числе, может быть использован на улучшение жилищных условий в независимости от того, признана ли семья в качестве нуждающейся в жилом помещении или нет.

По мнению Конституционного суда РФ, социальные выплаты по программе «Жилище» и дополнительная социальная поддержка в виде материнского капитала носят различное предназначение для семей, и, соответственно, использование материнского капитала не может служить основанием для отказа в признании молодой семьи участницей по целевой программе «Жилище».

В противном случае семьи, использовавшие материнский капитал на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты по программе «Жилище», и в связи с этим снятые с учета на получение социальной выплаты находятся в худшем положении, чем молодые семьи, которые материнский капитал использовали на иные цели или направили его на улучшение жилищных условий после получения социальной выплаты по программе «Жилище».

Данное обстоятельство указывает на не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию условий получения социальной выплаты семьям, относящимся к одной категории.

Таким образом, подпункт «г» пункта 18 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья» не противоречит Конституции РФ поскольку по своему смыслу не предполагает исключения из числа претендентов на получение социальных выплат по программе «Жилище» молодых семей, которые использовали материнский капитал на улучшение жилищных условий.

Как следует из постановления, судебные постановления по делу Д. должны быть пересмотрены исходя из изложенной позиции Конституционного суда РФ. Другому толкованию оспариваемые нормы не подлежат.

Выводы и прогнозируемые последствия по результатам решения Конституционного суда РФ

Конституционный суд РФ рассмотрел дело Д. и принял решение по одному конкретному делу, но, как следует из его постановления, оспариваемая Д. норма права подлежит единообразному толкованию всеми судами, что предполагает общеобязательность для нижестоящих судов в правоприменительной практике.

Российские граждане, в том числе их семьи, вправе параллельно воспользоваться программой для молодых семей «Жилище» и дополнительной социальной поддержкой в виде материнского капитала на улучшение своих жилищных условий.

Одно другое исключать не может, и использование материнского капитала на улучшение жилищных условий не может служить основанием для отказа в принятии на учет по программе «Жилище» и тем более не может служить основанием для снятия с учета.

По крайней мере, это следует из постановления Конституционного суда РФ.

С другой стороны, Конституционный суд РФ рассмотрел исключительно взаимоотношения сторон при использовании материнского капитала и получения социальной выплаты по программе «Жилище».

Можно ли использовать данное конкретное решение применительно ко всем подобным спорам без оглядки? Это вряд ли, так как разрешение каждого судебного дела зависит от конкретных обстоятельств, которые могут быть разные.

Но основные подходы, которыми пользуется Конституционный суд РФ при разрешении подобных дел, ясны, что дает возможность использовать материал для подготовки правовой позиции по судебному спору.

Могут ли многодетные семьи использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий и сохранить право воспользоваться другими жилищными программами — вопрос спорный, и скорее всего дальнейшая судебная практика его разрешит.

Однозначно можно утверждать лишь то, что позиции граждан и семей, которые хотят использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий, а также воспользоваться иными жилищными программами, укрепились в случае возникновения споров с представителями административных органов по вопросу права на ту или иную жилищную программу.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в контексте позиции Конституционного суда РФ

Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены основания, при которых граждане снимаются соответствующими органами с учета в качестве нуждающихся в жилье. В том числе с учета снимаются граждане в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения и получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Соответствующие органы трактуют указанную статью однозначно не в пользу граждан, которые улучшили свои жилищные условия путем использования материнского капитала на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей и получившие от государства земельный участок для строительства, не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. В остальных случаях с учета граждане снимаются, и использование материнского капитал не является преградой для снятия с учета.

Жилищные органы, ведущие учет нуждающихся в жилых помещениях, при появлении у них сведений о дополнительных жилых помещениях в собственности очередников пользуются частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. Уровень обеспеченности каждого члена семьи очередников рассчитывается исходя из общей площади жилой недвижимости, принадлежащей членам семьи, в том числе с учетом площади, приобретенной за счет материнского капитала.

Соответственно, если у семьи на каждого члена приходится не менее установленной законодательством нормы жилой площади, то семью снимают с учета в качестве нуждающейся в дополнительном жилом помещении.

Правовая позиция жилищных органов при снятии очередников с учета подтверждается существующей судебной практикой. Например, решением Рославльского городского суда Смоленской области от 21.01.2009, который отказал в удовлетворении требований истца и не восстановил семью на учет в качестве нуждающейся в связи с тем, что площадь жилья на одного члена семьи была больше соответствующей нормы.

Данное решение представляется вполне законным, но если только учитывается жилье полученное семьей без использования материнского капитала.

Если же при подсчетах обеспеченности жильем будет учтено и жилье в собственности, которое получено семьей с использованием материнского капитала, то в свете вынесенного постановления Конституционного суда РФ от 08.07.2014 № 21-П снятие с учета очередников выглядит спорным действием.

Принимая во внимание выводы Конституционного суда РФ в приведенном постановлении, необходимо признать, что использование материнского капитала на улучшение жилищных условий не может служить основанием для отказа в снятии с учета с очереди на получение жилья, так как данные программы являются различными по своей сути мерами социальной поддержки граждан государством.

Также как различными мерами социальной поддержки являются получение субсидии по программе «Жилище» и улучшение жилищных условий за счет материнского капитала.

Общие выводы

Несмотря на постановление Конституционного суда РФ касательно разницы между мерами социальной поддержки и, как следствие, необходимостью иной трактовки судами жилищного законодательства в пользу семей, существует реальная опасность того, что жилищные органы продолжат снимать семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Разъяснения в постановлении Конституционного суда РФ от 08.07.2014 № 21-П касаются исключительно сохранения возможности получения субсидии по программе «Жилище», но несмотря на это судом четко разъяснено назначение социальной поддержки в виде материнского капитала.

Будут ли суды общей юрисдикции учитывать позицию Конституционного суда РФ? Пока это остается вопросом, так как зачастую этого не происходит вплоть до внесения соответствующих изменений в законодательство, которое обойти намного сложней, чем позицию Конституционного суда РФ по конкретному делу.

Можно говорить о том, что Конституционный суд РФ не доработал вопрос использования материнского капитала на улучшение жилищных условий, так как было бы правильней, чтобы в постановление от 08.07.2014 № 21-П была ссылка не только на программу «Жилище», но и на другие жилищные программы.

Рекомендации

В связи с постановлением Конституционного суда РФ от 08.07.2014 № 21-П представляется целесообразным внести изменения в действующие нормативные акты таким образом, чтобы использование материнского капитала на улучшение жилищных условий никак не могло негативно повлиять на права граждан и их семей на использование возможностей по другим жилищным программам.

В частности, имеет смысл внести изменения в статью 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которым уровень обеспеченности граждан жилым помещением будет определяться исходя из суммарной общей площади помещений, принадлежащих очередникам, за исключением помещений, приобретенных на средства материнского капитала.

В статью 56 Жилищного кодекса РФ необходимо внести изменения, в соответствии с которыми приобретение гражданами жилых помещений на средства материнского капитала не может являться основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Можно также рекомендовать гражданам, которые ранее были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях или были лишены прав на другие жилищные программы в связи с использованием материнского капитала, защищать свои права в судебных заседаниях с учетом соответствующей позиции Конституционного суда РФ.

В целом следует прогнозировать, что позиция судов по использованию материнского капитала будет меняться в выгодную сторону для граждан, но придется еще основательно посудиться с жилищными и другими органами, которые незаконно лишают граждан возможности участия в жилищных программах.