Закон о СРО достаточен для начала работы

Автор: Денис Лысенко

Закон о СРО достаточен для начала работы

Денис Лысенко, директор по работе с регионами НП «Аудиторская ассоциация «Содружество»

Корр.: Саморегулируемые организации появляются как грибы после дождя, в сфере недвижимости уже нередки случаи мошенничества. Так что же такое саморегулируемые организации и для чего они нужны?

— В Законе «О саморегулируемых организациях» дается следующее определение: «СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида».

С 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности, и чтобы заниматься этим бизнесом, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Корр.: Расскажите о целях и задачах Вашей организации.

— НП ААС является организацией, объединяющей физических и юридических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, имеющих позитивную деловую репутацию и обладающих такими качествами, как честность, объективность и независимость. Члены НП ААС — это специалисты и руководители с большим опытом работы по направлениям общего, банковского, страхового и инвестиционного аудита, носители бесценных знаний в области бухгалтерского учета, МСФО, права, оценки и консалтинга.

Целью развития НП ААС является объединение аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов на принципах саморегулирования для решения задач, стоящих перед обществом в области развития аудиторской профессии, а также содействие членам НП ААС в осуществлении ими профессиональной деятельности.

Основные задачи, которые нам приходится решать, — это позиционирование членов НП ААС как уникальных специалистов в своей области, популяризация профессии среди пользователей аудиторских услуг, оказание членам НП ААС методологической помощи в целях повышения качества их профессиональной деятельности, оказание содействия в подборе кадров и трудоустройстве, корпоративная защита интересов членов НП ААС, расширение рынка аудиторских услуг для членов НП ААС путем развития сотрудничества с отраслевыми профессиональными объединениями, органами государственной власти, влияющими на развитие рынка аудита и бухгалтерского учета в России, содействие развитию международного сотрудничества в сфере аудита, развитие региональной сети НП ААС во всех субъектах Российской Федерации, создание единого пространства в сфере аудиторской деятельности, обеспечивающего доступность и возможность свободного выбора исполнителя аудиторских услуг на всей территории Российской Федерации и др.

Корр.: С какими проблемами пришлось столкнуться на пути становления?

— В первую очередь это проблема привлечения в организацию новых членов. Ведь многие участники аудиторского рынка не проявляют оптимизма по поводу обязательного членства аудиторов в СРО. Так, по нашей оценке, около 68% участников аудиторского рынка являются противниками самой идеи саморегулирования.

В основном обеспокоенность в связи с принятием нового Закона об аудиторской деятельности и обязательным членством в аудиторских СРО возникает у представителей малого бизнеса. По нашему мнению, около 60% представителей аудиторского сообщества не поддерживают отмену лицензирования аудиторской деятельности и считают, что деятельность саморегулируемых аудиторских объединений будет направлена на устранение с рынка малого и среднего аудиторского бизнеса и лоббирование в СРО интересов узкой группы лиц.

Корр.: Оправдали ли себя надежды, возлагаемые на Закон о СРО?

—На мой взгляд, от нового закона следует ожидать скорее положительного эффекта. Преимущества здесь очевидны: СРО будут осуществлять контроль качества аудиторских услуг, соблюдения кодекса этики, что позволит «почистить» рынок. Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает выполнять стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации. Демпинговать и оказывать некачественный аудит будет сложно, так как за «вход» в профессию необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.

Корр.: Каких ошибок надо стараться избежать в процессе создания и регистрации СРО?

— В докладе Министерства финансов Российской Федерации «О формировании государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов в 2009 году» были отмечены такие проблемы при регистрации саморегулируемых организаций аудиторов, как:
— несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 17 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
— непредставление предусмотренных Федеральным законом документов;
— представление документов, не соответствующих установленным Федеральным законом требованиям;
— представление документов, содержащих недостоверную информацию;
— включение в перечень членов некоммерческой организации лиц, являющихся членами других некоммерческих организаций — саморегулируемых организаций аудиторов;
— неудовлетворительное состояние реестров членов некоммерческих организаций, объединяющих аудиторские организации, аудиторов;
— недостатки в организации формирования и хранения компенсационных фондов;
— предоставление недостоверной информации о статусе некоммерческой организации;
— ненадлежащее информирование членов некоммерческих организаций о ходе рассмотрения и проверки документов, а также о принятых решениях.
На мой взгляд, этого перечня ошибок предостаточно.

Корр.: Какие рекомендации Вы бы дали своим коллегам?

— Рекомендации просты. Необходимо профессионально и с чувством патриотизма выполнять поставленные перед саморегулируемой организацией цели, а также выполнять требования законодательства РФ.

Корр.: Какие доработки, на Ваш взгляд, следует внести в закон о СРО?

— В целом Федеральный закон  «О саморегулируемых организациях»  достаточен для того, чтобы можно было начинать работу по саморегулированию. Другое дело, что и концепция, и отдельные формулировки закона вызывают очень серьезные возражения у ряда специалистов и экспертов, занимающихся этой темой.

Корр.: Мировой опыт показывает, что будущее за СРО, но как гласит пословица: «Что русскому хорошо то немцу смерть». Как Вы считаете, приживется ли мировая практика в России и в каких отраслях?

— В странах с развитой экономикой значительная часть контрольных и правоустанавливающих функций передана саморегулируемым организациям бизнеса. При этом последние не только активно участвуют в диалоге с органами государственной власти, но  и оказывают существенное влияние на внешнеэкономическую политику страны на международных рынках.

Одним из наиболее значимых результатов проводимой в нашей стране административной реформы явилось начало процесса перераспределения властных полномочий между государством и некоммерческими неправительственными организациями  национального  бизнес-сообщества. Более того, саморегулируемые организации участников рынка, как институты со специальной правоспособностью, являются неотъемлемой частью административной реформы. Без таких институтов эта реформа невозможна, поскольку ее суть сводится к уменьшению и оптимизации государственных полномочий. 

Главными принципами реализации саморегулирования в России являются установление профессиональной стандартизации, механизмов материальной ответственности СРО перед потребителем, а также ключевые требования к органам управления СРО.

В одном из своих выступлений министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина перечислила наиболее перспективные для саморегулирования сферы бизнеса: кадастровую, бухгалтерскую, строительную и туристическую деятельность. При этом бизнес-сообщество уже ратует за введение СРО в сельском хозяйстве, транспорте, связи, рыболовстве, страховании и даже оптовой и розничной торговле.

Во многих регионах предприятия самых разных сфер бизнеса и существующие их объединения и союзы уже начинают примерять на себя роли СРО, разрабатывают проекты нормативов и правила саморегулирования.

Дайджест:

Около 68% участников аудиторского рынка являются противниками самой идеи саморегулирования