Интервью Ирина Смолякова,«Астерос», "Особенности работы с IT-персоналом"

Ирина Смолякова, вице-президент, руководитель дирекции по управлению персоналом группы «Астерос»

— «Развивайся или умри» — этот девиз многих успешных компаний был Вам понятен изначально или он стал актуален после… чего? Как? Почему?

— «Развивайся или умри» — этот тезис актуален для IT как ни для какой другой отрасли. В ней постоянно появляются новые технологии, бизнес-направления, происходят изменения, знания быстро устаревают. Поэтому если ты не двигаешься вперед, ты даже не стоишь на месте, а двигаешься вниз, не успевая за развитием отрасли.

Серьезным вызовом темпам развития отрасли стал кризис, но мы можем гордиться тем, как справились с ним. Оборот компании в 2008 финансовом году увеличился на 49% — мы показали темп роста в пять раз выше рыночного. Также мы в два раза выросли в численности персонала. При этом бизнес «Астерос» развивался не только количественно, но и качественно. Таким образом, у нас появились новые практики, и мы смогли усилить нашу команду профессионалами, что позволило сделать рывок в развитии.

Так что «развивайся или умри» не просто девиз, а объективная необходимость. Под этим девизом работают все мои коллеги — HR-директора IT-компаний, для нас это уже повседневность.

IT не абсолютно, но еще очень молодая отрасль бизнеса. Чем она отличается от традиционных? Имеет ли персонал, работающий в IT, какие-то особые качества?

— Конечно, отличия есть. Как уже мы говорили, развитие в IT идет ускоренными темпами: происходит смена технологий, знаний, направлений. Поэтому в данной отрасли очень важна такая компетенция, как открытость изменениям, готовность и способность работать в условиях меняющейся среды.

Есть некий стереотип IT-специалиста: многие представляют его себе как математика-отличника, интроверта. В жизни это совсем не так. Особые качества современного IT-специалиста — открытость всему новому, проактивность, новаторский подход, способность к обучению и развитию. Кроме того, в последнее время появился новый запрос рынка на универсальных IT-специалистов, которые не только высокоинтеллектуальны, но и способны наладить коммуникацию с заказчиком, с партнерами, продать IT-решение, выстроить и развить отношения с клиентом. И поиск таких талантов — непростая задача для HR.

— Engagement — вовлеченность в дела компании... как Вы ее добиваетесь... что было бы, если бы ее не было?.. Примерно сколько процентов персонала должно быть вовлечено в работу на успех… (есть ли «минимальная точка»)?

— В этом вопросе самым главным является вовлеченность команды менеджеров. Они лидеры любых изменений в компании. Именно эти люди обеспечивают вовлеченность сотрудников, являются примером эффективной работы, носителями корпоративной культуры. На них равняются, к ним прислушиваются. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию лидерства среди участников менеджмента.

Отдельно стоит отметить наш фокус на развитии потенциала сотрудников. Мы привлекаем их к реализации внутренних проектов, стараемся рассмотреть и реализовать их инициативы. Таким образом сотрудники создают компанию, вкладывают в нее частичку себя, что дает им возможность чувствовать ее своей.

— Можно ли добиваться роста компании с невовлеченным персоналом методом приказов и жесткого контроля?

— Как я уже говорила, IT-специалисты в основном молоды, они талантливы и проактивны. Так что методы жесткого контроля очень быстро сломаются об их сопротивление. Сегодня в нашей управленческой культуре они полностью исключены. Мы достаточно гибки и демократичны, не страдаем формальным контролем в трудовой дисциплине и стараемся работать над вовлеченностью сотрудников

— Как Вы ведете переговоры с партнерами? Есть ли отличия от переговоров в традиционном бизнесе (ретейл, производство)?

— В переговорах с партнерами мы руководствуемся правилами, которые сформулировали в нашем «Кодексе сотрудника». Они основаны на шести основных ценностях, которых мы придерживаемся: нацеленность на итоговый результат, профессионализм и ответственность, доверие, комплексный подход к решению задач, стремление к развитию и созданию нового, доступность и открытость. Для нас это очень важно, ведь в процессе переговоров каждый из сотрудников выступает от лица компании, а значит, должен осознавать ответственность за то, что он говорит и как себя ведет. Кстати, это одно из наших правил, которые помнит каждый.

— Какую информацию о компании и конкурентах стоит доносить персоналу и как? Что надо дозировать и придерживать?

— В нашей компании традиционно проводятся бизнес-сессии менеджмента с сотрудниками. Здесь подводятся итоги, анонсируются планы и проводятся обсуждения в виде вопросов-ответов. Эти встречи всегда имеют особенный характер, помогают установить доверительные отношения между руководителями и подчиненными, повышают мотивацию и вовлеченность персонала.

Безусловно, мы следим за успехами конкурентов. Но в этом вопросе следует соблюдать золотую середину. Регулярные информационные дайджесты событий рыка IT и нашего в нем присутствия позволяют рассказать о последних тенденциях и достижениях. Это важно для понимания сотрудниками целостной картины IT-отрасли и положения компаний в ней. Мы говорим о том, куда нам следует стремиться и на кого равняться, но при этом стараемся аккуратно комментировать деятельность конкурентов, сохраняя нейтралитет по отношению к ведущим игрокам. Так же, как и в своей деловой деятельности, в коммуникациях с сотрудниками мы опираемся на наши ценности.

— Удаленные сотрудники: какие особенности их набора и контроля у Вас?

— Набор удаленных сотрудников отличается в основном применением инновационных инструментов для интервью на расстоянии. Контроль таких работников — трудная задача, отличная от работы с «резидентами» офиса. Частично она покрывается за счет высоких компетенций наших менеджеров проектов и лидеров команд. Кроме того, в их руках весь арсенал IT-инструментов мониторинга хода проекта и тайминга.

В целом, бизнесу нужно готовиться к работе с новым поколением — с людьми, которые не привыкли проводить много времени в офисе. Мы готовимся принять это поколение, оставаясь гибкими и в плане территориальной распределенности, и в плане удаленного предоставления IT-сервисов, и в плане контроля рабочего времени.

— Каким будет мир через 100 лет? Вернее, как его изменит IT-процесс?

— Если кратко, это будет мир без границ. Мир, где смартфон «привыкнет» к вашему графику и будет напоминать вам не только о днях рождения знакомых, но и, планируя ваш маршрут по пути домой, скажет, что сегодня нужно купить в магазине, где ближайший из них и когда нужно выезжать, чтобы успеть до образования пробок на дорогах. Это высокотехнологичный мир, живущий по законам природы и считающий экологические нормы своим приоритетом. Группа «Астерос» встала на этот путь достаточно давно. Создавая инфраструктуру будущего, мы заботимся об окружающей среде, обществе, в котором мы развиваемся, и людях, которые живут в одном городе, в одной стране, на одной планете с нами. Мы четко следуем намеченным принципам: инновации — бизнесу клиентов, комфортные условия работы — сотрудникам компании, поддержка социальных проектов — обществу, зеленые технологии — миру.

— 10 советов руководителям компаний.

  1. Будьте открытыми во всем и не скрывайте от своих сотрудников трудности. Если вы честны с ними, то даже при наличии крупных неприятностей с вами останутся лояльные люди, на поддержку которых вы сможете рассчитывать всегда.
  2. Вовлекайте людей в коллектив собственным примером — будьте для них ролевой моделью.
  3. Не допускайте информационного вакуума.
  4. Дозируйте информацию — люди не воспринимают больше одного изменения в неделю. Даже если вы приняли ряд управленческих решений, доносите их постепенно, разъясняя суть каждого.
  5. Создавайте круг доверия. Именно эти люди помогут вам оценить любую управленческую инициативу со стороны и поддержат вас в трудный период.
  6. Управляйте каскадированием информации внутри компании. Для прозрачной коммуникации от топ-менеджера до стажера важна одинаково четкая, непротиворечивая подача, иначе вы рискуете, сказав «белый рояль» на выходе получить «бесцветный инструмент».
  7. Меняйте обстановку. Проводите совещания за пределами офиса, создавайте атмосферу вовлечения, используйте фасилитацию и деловые игры для решения непростых задач.
  8. Цените свое время. Не допускайте пустых разговоров и дозируйте обсуждение тем, волнующих меньшинство, в рамках встреч коллегиальных органов управления.
  9. Цените время своих коллег. Не допускайте мысли, что время после окончания рабочего дня сотрудника тоже принадлежит вам. Если возникла необходимость в коммуникации, принесите извинения и уточните о возможности разговора на рабочую тему. Помните: сотрудник не обязан работать вне графика.
  10. Отдыхайте. Как бы ни был сложен период в работе компании, вы обязаны восстанавливать силы, иначе стресс даст о себе знать в самое неподходящее время.

Ирина Смолякова окончила юридический факультет МГИМО. Управленческое образование получала в России и за рубежом.

Имеет более чем 10-летний опыт управления персоналом на высших должностях в компаниях Sodexho, Media Arts Group и холдинге Mercury. В последнем в роли директора «Барвиха Luxury Village» сформировала команду из 1000 человек и организовала открытие комплекса.

С 2012 года отвечает за формирование и реализацию кадровой политики «Астерос», соответствующей задачам бизнеса, и построение эффективных коммуникаций внутри компании.

Беседовала Алёна Юрова