Россиянам могут дать преимущественное право получения работы перед иностранцами...

Россиянам могут дать преимущественное право получения работы перед иностранцами

Власти при участии бизнес-сообщества продумывают реформирование механизма трудоустройства мигрантов в российские компании. Инициаторы нововведений предлагают законодательно установить приоритет граждан России перед иностранными кандидатами при занятии вакантных должностей.

Как предлагается, в течение определенного времени после размещения вакансии, которое может составить порядка 20 дней, претендовать на нее смогут только российские работники. В том случае, если предложений от граждан РФ не поступило или среди кандидатов не удалось найти специалиста, соответствующего всем предъявленным требованиям, работодатель получит право привлечь иностранного работника.

Цель подобных изменений заключается в повышении прозрачности процесса привлечения на работу иностранцев. Однако на данном этапе обсуждения эксперты высказывают сомнения, каким образом инициатива может быть реализована на практике. Речь идет о том, что процедура доказывания обоснованности отказа российским кандидатам вызовет неизбежные трудности.

Наталья Колокольцева, Руководитель Департамента КА МАКСИМА

С момента предложения Главой ФМС «защитить права граждан РФ на работу и предоставлять преимущественное право гражданам страны на получение рабочих мест» прошло 4 месяца… Вопросы, связанные с миграцией только обостряются, накаляются и…. обсуждаются, обсуждаются.... О внесении изменений в трудовое законодательство говорил Ромодановский еще в июле, но конкретных мер и изменений , регулирующих этот процесс до сих пор не последовало. И каждый потенциальный работодатель привлекает кандидатов так, как привык, а вернее, так, как для него выгоднее… А выгоднее чаще всего, взять просто мигрантов, т.к. это быстрее, это дешевле, это «экономически целесообразнее» для нанимателя….Но проблема таким образом не решается, она усугубляется…

Предложение от ФМС :«Необходимо законодательно защитить право российского работника на первоочередное трудоустройство на освободившиеся вакансии и дать возможность иностранцу стать соискателем на рабочее место, не занятое россиянами, через, к примеру, два месяца, как это принято в европейских странах», - говорит Ромодановский.

С нашей точки зрения это не решит проблему.

Работая на рынке услуг подбора специалистов в области строительства, понимаю, что ни одна строительная организация не сможет позволить себе ожидать выхода на работу специалистов в течение двух месяцев, в строительстве всегда сроки горят, а потому предложенный вариант не подходит .

Решение , на мой взгляд, может быть в другом…Это прежде всего, меры, которые бы сделали привлекательным найм граждан России для самого нанимателя, а потом и для кандидата.

Именно для нанимателя как раз и нужны и поддержка, и лояльность со стороны правительства, экономическая выгода, наконец, от привлечения сотрудников из России. Это льготы в налогообложении, предоставление временного жилья на льготных условиях для приезжающих на работу из других регионов сотрудников.

Правительство и ФМС должны разработать конкретные меры по предоставлению юридической поддержки,а главное экономических льгот для нанимателей, которые по приоритету предоставляют рабочие места гражданам России, поддержки малого бизнеса, в котором работают наши соотечественники, а не подпольные мигранты. В этом вопросе будут работать только экономические рычаги – работодателю должно быть выгодно брать на работу россиянина, а не мигранта.

Елена Булкина, Управляющий партнер "АВК Групп"

Представьте себе, Вы пришли на рынок. В ларьках торгуют красными помидорами, оранжевой хурмой, глаз радует зелень огурцов, манит рубиновая клюква и большие медовые груши. Вокруг ходят сограждане, прицениваются, покупают. Кто подороже, кто подешевле, кто помидоры, кто огурцы. А с обратной стороны ларьков стоят ящики с некондиционным товаром – мятые, поврежденные, заветренные, в общем - не продаваемые.

Эти «дары природы» раздают даром тем, кто не побрезгует. Но бесплатные мятые помидоры не привлекают публику с доходом, их берут лишь те, кто живет за чертой бедности и вынужден бороться с реальным голодом. Неразобранную гниль из ящиков просто выбросят.

На рынок труда соискатели тоже выходят в поисках разных вакансий: рисковые и рутинные, творческие и типовые, ответственные и исполнительские. Ну и оклады разные. Люди ходят на собеседования, прицениваются, выбирают. Кто с большим опытом, с дефицитной профессией, уникальными навыками, тот может выбирать из «дорогих» вакансий с большими окладами, у кого заслуг поменьше, а задора побольше, соглашается на скромные оклады, но с серьезными бонусами, а кого-то устроит средняя гарантированная зарплата.

Но есть вакансии, не котирующиеся у соискателей на рынке труда, и их, к сожалению, не мало.

Они имеют одну общую характеристику – уровень оклада значительно ниже рыночного по данной позиции, а часто, еще и ниже минимального прожиточного уровня.

Есть и другие отягощающие условия, например, неудобный график работы, тяжелые климатические условия, низко квалифицированный труд, не предполагающий обучения и продвижения, устаревшее оборудование (впрочем, это - то же самое), условия труда не выдерживающие критики, резко негативный бренд работодателя, менеджмент рабовладельческого уровня, не престижность профессии и т.д.

Кто же мечтает занять вакансии, предполагающие мизерные деньги, заработанные тяжелым и бесперспективным трудом? Опытный профессионал? Местный безработный, получающий пособие на бирже труда? Военный пенсионер? Выпускник колледжа?

Какая категория местного населения претендует трудиться за вознаграждение, которое не может прокормить?

А теперь, ВНИМАНИЕ!

Именно на эти вакансии и приглашаются мигранты.
И именно эти вакансии наша заботливая власть хочет сохранить специально для граждан России.

Предполагаю, что если этот «мудрый» протекционизм будет внедрен, то станет выгодно чаще находить нелегальных мигрантов, высылать их из страны, получать мзду от работодателя за сокращения сроков бесплодного ожидания местных работников, и завозить новые партии мигрантов.

Причем все это может делать единая контора или, что скорее всего, компетентная корпорация по комплексному обслуживанию работодателя. А повышающиеся издержки работодателя будут покрываться повышением цен для покупателя.

Однако в стране мигрантов меньше не станет, пока существуют производства, где эффективно использовать низкоквалифицированный, а, следовательно, малопроизводительный и низкооплачиваемых труд.

Я даже не берусь рассматривать дискриминационную составляющую такого механизма. Очевидно, следующим шагом станет «реформирование механизма трудоустройства граждан РФ в российские компании», по которому, в местные компании будут обязывать брать преимущественно местных жителей, даже без соответствующей квалификации. Ну а там, уже рукой подать до крепостного права.

В заключение, меня порадовал вопрос, который, как написано в материале, вызвал сомнения у экспертов – «процедура доказывания обоснованности отказа российским кандидатам вызовет неизбежные трудности».

Передайте, пожалуйста, господам экспертам, пусть не сомневаются - таких случаев много не будет, поскольку на такие вакансии граждане России, пока еще, имеют возможность не претендовать.

Хотя … я, конечно не политик, и могу быть не дальновидна …

Трепольский Дмитрий

Вы знаете это абсолютно правильное решение. Сегодня много иностранцев приезжает нашу страна на заработки, в центральные города России. Людей в мире очень много и много отличных зарубежных учебных заведений. Наши Вузы, к сожалению, пока в первую десятку мировых Вузов пока не входят. Так сегодня образованные иностранцы приезжая в столицу, могут забирать хлеб у россиянина, так как иностранец устраивается в иностранную же компанию, которых сегодня много. Появление одно иностранца в компании не возможно, за ним придут еще и еще. вместо кого спрашивается? Если иностранная компания локализовалась в другой стороне, то она должна по закону брать в первую очередь граждан как раз этой страны, а не звать своих, с родины. У нас в стране очень много толковых людей и все хотят кушать, нам нужно это преимущество, так как мы ничем не хуже иностранцев и даже лучше. Так как именно русского человека лучше поймет именно русский человек, мы сами лучше понимаем себя, свои особенности, свои рынки, знаем на отлично наш русский язык. На мой взгляд плохо когда выпускники российских вузов могут остаться без работы в будущем, так как поток иностранной рабочей силы не ограничен. Сегодня может это и не заметно, а что будет завтра? Европа уже дышит нам в спину. Не нужно думать о том, как отказывать российским кандидатом. Лучше думать о том как взять россиянина на работу, обучить его и сделать классным специалистом и профессионалом! Нужно думать как развивать свои кадры, а не брать чужие со стороны. К тому же иностранцы стоят намного дороже чем наши соотечественники.

Исмаилова Айсулу

В целом, россияне и так всегда имеют преимущественное право работы перед иностранцами хотя бы по причине бюрократических процедур. Внести изменения в трудовое законодательство: что в нем сейчас говорится о найме иностранцев? Там просто нет статьи о том, чтобы задерживать вакансии, только общие положения о процедуре. Но какой в этом смысл вносить такие изменения? Иностранцы, работающие в России - это как правило экспаты, для чьих вакансий конкурс не устраивается, либо мигранты из Средней Азии, чьи рабочие места не привлекают россиян. Представьте теперь ситуацию: застройщику необходимо сдать в эксплуатацию здание либо отремонтировать дорогу и набрать квалифицированных рабочих нужно сейчас. Открываются вакансии, идет время - 2 месяца, а это простой в работе.

На самом деле смысл в том, чтобы защитить россиян перед конкурентоспособными гражданами СНГ. Представьте теперь ситуацию: выпускники ВУЗов - наиболее острая и актуальная тема для них - это трудоустройство. И как правило среди выпускников есть и граждане СНГ, которые в России считаются иностранцами. Два кандидата с примерно одинаково хорошими компетенциями могут претендовать на одну и ту же вакансию, однако предпочтение отдадут россиянину. Не вызовет ли это волну возмущений молодежи?

К тому же, как быть, если иностранный гражданин обладает наиболее лучшими компетенциями и опытом работы перед российским гражданином?

Как эта практика ведется зарубежом: сложившийся стереотип, что заграницей (к примеру, в Европе), как правило, дают предпочтение местным сотрудникам при найме на работу, является устаревшим заблуждением. Конечно, во внимание берется тот факт, что компания или иной работодатель должны еще доказать то, что на местном рынке труда не нашлось "правильного" человека. Но международные компании и организации, занимающиеся транснациональным сотрудничеством, активно набирают штат сотрудников из разных стран, чтобы тем самым увеличить свою международную активность. К иностранцам, претендующим на занятость, выставляются такие же требования, как и к местным профессионалам. Задача только в том, чтобы сам человек обладал достаточным уровнем образованности, системы мышления, подходящей для данной компании и вакансии.

В общем, и в России работодатель сам должен решать, кому, в каком порядке и как предлагать должности, главное - это квалификация работника. И в данном случае, если говорить о высшем звене, то при принятии нового законодательства возникнет отсутствие конкурентноспособности, а в низкоквалифицированных профессиях станет наблюдаться огромный дефицит рабочих рук. Туда россиян не заманишь.