Опрос Эффективность труда, Юрий Кузьмичев

Юрий Кузьмичев, директор «Магазина готового бизнеса», учредитель «Бугров-хостел»

- Как у вас изучается опыт ЭТ в развитых странах в сравнении с вашим в отрасли?

- Сказать, что я целенаправленно изучал опыт ЭТ в развитых странах, не могу. В свое время я читал много специализированной литературы на эту тему, часто общался с людьми, имеющими подобные моему бизнесы. Но я не могу сказать, что глобально изучал зарубежный опыт, общаясь с иностранными специалистами, работая в иностранной компании.

Для саморазвития и развития бизнеса приходится постоянно читать специальную литературу, бизнес-журнал, интересные статьи в Интернете. Например, очень советую книгу Стивена Кови «Семь навыков эффективных менеджеров». Еще одна моя любимая книга - «Построенные навечно» Джима Коллинза и Джерри Порраса. Эти книги про эффективность, про успех от самых успешных и эффективных компаний на американском рынке.

- Организация труда - есть ли там ресурсы роста ЭТ?

- Безусловно, если труд организован правильно, то сотрудник работает эффективней, приносит больше денег, так как выполняет больше работы. Если сравнить компании с эффективным и неэффективным менеджментом, то даже количество сотрудников на одинаковом функционале может отличаться.

На мой взгляд, правильная организация труда – это когда сотрудник четко знает круг своих обязанностей, четко понимает, что он делает в каждый момент времени и при каждой возникающей ситуации. И при этом руководитель получает отчетность, по которой он может мерить результаты труда и, соответственно, эффективность работы каждого из своих сотрудников.

- Если подобрать правильных людей в компанию - насколько можно повысить ЭТ?

- Я бы сказал, что не в моих правилах держать «неправильных» людей в компании. И мой опыт показывает, что «неправильный» сотрудник не задерживается в компании. Если собственник или директор заинтересован в качестве работы, то таких людей он просто не держит у себя. «Правильный» сотрудник четко знает, чем он занимается, всегда успевает делать то, что находится в его функционале. И при этом он не обращается каждый раз к руководителю с просьбой помочь решить возникающую ситуацию с его функционалом. Как правило, он приходит к руководителю уже с предложением решения этой ситуации. У ситуаций часто возможны различные варианты событий – и он сам делает выбор. Он может посоветоваться, согласовать свои действия с руководителем, но предложить свою идею выхода из проблемы.

- Есть ли на рынке топы, которые могли бы резко повысить ЭТ компании без инвестиций в технику?

- На мой взгляд, таких людей крайне мало. Особенно если мы говорим о свободном рынке - о людях, которые сегодня готовы из одной компании перейти в другую. Если это действительно эффективный менеджер, он умеет выстраивать внутри компании процессы, и компания понимает, что это очень важный сотрудник. И она создаст для него для него хороший трудовой договор, хорошие условия труда и предложит достойную оплату. Просто прийти и переманить такого сотрудника очень сложно. Ему нужно предлагать что-то в разы лучшее, чем то, что есть у него сейчас.

И еще очень важная вещь - часто из хороших топ-менеджеров, умеющих выстраивать работу эффективно, получаются неплохие предприниматели. Безусловно, менеджмент и владение бизнесом – это разные профессии. Но эффективный человек умеет выстраивать и бизнес-процессы.

- Основные причины низкой ЭТ у нас?

- Причин несколько. Первая - это историческая причина. Никогда у нас менеджмент не был эффективным, никогда управление бизнесом не было эффективным. Нет школы, нет опыта, нет базы. Вторая причина состоит в том, что собственники, особенно в малом и среднем бизнесе, крайне неохотно делегируют полномочия. Существует барьер, страх: «Я передам функционал ниже и потеряю рычаги управления и влияния на ситуацию». Отсюда получается, что в плохом менеджменте всегда виноват плохой собственник. Это железное правило. Всегда бизнес похож на своего собственника. Если он не эффективен, если не понимает, что эффективность приносит ему больше денег, то он выстраивает процессы в своем бизнесе так, как понимает.

Лидеру важна эффективность с точки зрения правильности контроля, правильности постановки задач, правильности технологий, правильности процессов внутри бизнеса. Собственник компании и людей себе подбирает таких же. В конечном итоге у него формируется команда, которая приходит с определенными навыками. Сказать, что у нас много бизнесов, внутри которых работают только эффективные сотрудники, не могу. Таких компаний мало.

- Как можно повысить ЭТ с помощью АйТи?

- Существует огромное количество АйТи инструментов - CRM-программы, программы внутренней коммуникации. В разных уровнях бизнеса АйТи программы разные по функционалу и возможностям. Очень часто проблема не в наличии АйТи комплекса. Все упирается в понимание собственником бизнес-процессов внутри компании. И если собственник видит, что IT-технологии могут повысить эффективность бизнеса, он их внедряет. Если он не понимает этого, не ценит и не видит в этом никаких потенциалов для роста бизнеса, то ему эти инструменты не помогут.

Безусловно, если у собственника есть видение, есть понимание полезности в АйТи технологиях, то многие компании создают свои внутренние инструменты. С другой стороны, многие пользуются стандартами, которые есть на рынке. Я никогда не встречал эффективных компаний, которые бы не использовали IT-инструменты для повышения эффективности. Никто в тетрадках, на счетах или клочках бумаги не выстраивает эффективные компании. Нужно уметь эффективно использовать все ресурсы, которые у тебя есть: человеческие, финансовые, рекламные, креативные.

Наша справка. Магазин готового бизнеса http://www.deloshopnn.ru/ Специалисты компании помогают проводить сделки по купле и продаже действующих компаний (готовый бизнес), долей в бизнесе, коммерческую недвижимость, инвестиционные проекты. «Бугров Хостел» – сайт https://bugrovhostel.ru/

Ольга Кошарная.