Компания Qtim из Тулы уже 8 лет разрабатывает высоконагруженные цифровые продукты. Команда делает сложные платформы, в основном в сфере EdTech. А за последние годы всё чаще запускает собственные проекты — от образовательной платформы до сервиса предзаказа кофе.
Ее директор и основатель — Антон Фокин. Антон окончил МГТУ им Н. Э. Баумана по направлению «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Начинал карьеру как разработчик в найме, а затем основал свою компанию — Qtim. С самого начала он хотел создать не просто бизнес, а рабочую среду, в которой людям будет комфортно. Где каждый сотрудник чувствует ценность своей работы, не сталкивается с однотипной рутиной и может решать новые, интересные задачи каждый день.
Почему аутсорс-команда решила попробовать силы в продуктовом направлении, какие выводы сделала на пути от первой неудачи до успешного запуска, рассказывает Артём Трушин, операционный директор Qtim.
Опора на сильный бэкграунд: 8 лет в аутсорсе
С самого начала Qtim развивался как компания заказной разработки полного цикла: проектирование, дизайн, разработка, тестирование и дальнейшая поддержка сервиса. Такой подход обеспечил стабильную загрузку и устойчивость на рынке.
«Нас всё устраивало: интересные задачи, стабильные клиенты, понятные процессы», — вспоминает Артём. Однако с появлением первого большого кейса в EdTech стало ясно, что у компании есть потенциал для собственных разработок.
Это был проект «Онлайн-школа №1» — одна из первых крупных разработок Qtim в EdTech. Заказчик пришел к нам с идеей онлайн-школы для учеников с 1 по 11 класс. Платформа должна была не просто транслировать уроки, а стать полноценной образовательной средой — с дипломом государственного образца, расписанием, дневником, домашними заданиями и чёткой системой взаимодействия. Для работы школы предусматривались разные роли: учителя, кураторы, администраторы, техническая поддержка. Всё это — в рамках одного цифрового пространства, которое обеспечивает комфортный и гибкий процесс обучения. В Qtim взялись за реализацию проекта, и образовательные технологии постепенно стали ключевым направлением работы. Этот кейс помог команде глубже разобраться в специфике EdTech и увидеть в нём большой потенциал.
«После этого проекта мы поняли, что умеем не просто делать платформы, а можем выстраивать обучающие экосистемы. С технической точки зрения, с методологией, с масштабом», — отмечает Артём.
У Qtim есть еще крупные проекты, например, платформа «Понимаю». Это онлайн-сервис, специализирующийся на психологической помощи для сотрудников крупных организаций. По сути, это российский аналог Zigmund Online или «Ясно», но с фокусом на корпоративный сегмент.
Другой крупный проект — международный сервис Alps. Это платформа для туристов, разработанная по запросу британской компании Alps2Alps. Изначально сервис специализировался на трансферах из аэропортов Франции до горнолыжных курортов, но затем задача расширилась. Новый продукт объединил аренду горнолыжного оборудования, бронирование жилья, заказ трансферов, еды и других туристических услуг в одном приложении.
Как мы создали свой продукт для сферы EdTech
Опыт «Онлайн-школы №1» дал толчок к экспериментам. В процессе работы с платформой набрались экспертизой и выявили боль для бизнеса. Многие компании хотели запускать собственные обучающие платформы, но не могли позволить себе разработку с нуля — это долго и дорого. В какой-то момент таких запросов стало настолько много, что команда Qtim поняла: рынку не хватает готового решения, которое можно адаптировать под разные задачи. Так родилась идея QtimSpace — коробочной платформы, подходящей как для небольших онлайн-курсов, так и для корпоративного обучения.
Речь шла не только о классических EdTech-проектах, таких как школьное или вузовское образование. Один из кейсов — платформа Бакки, созданная для обучения сотрудников общепита. Она помогает новым официантам быстро влиться в работу, выучить меню и пройти онбординг — всё это без привлечения разработчиков или методистов.
В Qtim рассматривают свое коробочное решение еще и как основу для глобальных социальных инициатив. Одна из таких — комплектация малокомплектных школ России. В удалённых населённых пунктах часто есть компьютерные классы, но не хватает педагогических ресурсов. Онлайн-формат может закрыть этот дефицит.
«Мы сейчас плотно общаемся с Минцифры по поводу того, чтобы использовать нашу обучающую платформу в малых школах по всей стране, — рассказывает Артём. — Онлайн-формат показал свою эффективность. Например, в «Онлайн-школе №1» стало больше учеников, которые сдают ЕГЭ на 100 баллов — и при этом учатся дистанционно, такой подход решает проблему недостатка учителей, уравнивает возможности детей успешно сдать экзамены».
Если проект будет реализован, он может стать не просто новым витком для самой компании, но и точкой системных изменений для всей школьной системы в отдаленных регионах.
До запуска QtimSpace в команде уже пробовали силы в продуктовом направлении — так появился Wombot, конструктор Telegram-ботов для малого бизнеса. Он стал первым опытом самостоятельной разработки без глубокой экспертизы в выбранной сфере.
Первый неудачный запуск: история Wombot
Рост аудитории Telegram делал рынок ботов всё более перспективным — особенно для малого и среднего бизнеса, который искал простые и доступные инструменты автоматизации. По исследованиям TGStat Agency, в 2022 году суммарное количество уникальных подписчиков с 1 млрд выросло до 2 млрд. Такой рост внимания к площадке сделал её особенно интересной с точки зрения продуктовой разработки — в Qtim увидели потенциал и решили протестировать гипотезу. Так появился Wombot — конструктор Telegram-ботов, которым можно было пользоваться без навыков программирования. Его задача — автоматизировать повседневные процессы в небольших компаниях: от приёма заказов и записи на услуги до ведения консультаций, навигации по мероприятиям и выдачи цифровых справок. В фокусе были салоны красоты, локальные сервисы, ивент-команды, учебные центры, частные специалисты — все, кому важно оперативно коммуницировать с клиентами и разгрузить менеджеров.
Одно из ключевых решений стало внедрение платного доступа к контенту: с помощью Wombot можно было создавать мини-курсы, закрытые подборки, чек-листы или эксклюзивные консультации с оплатой прямо в боте. Это и должно было стать главной фишкой конструктора — удобным и недорогим способом монетизации без необходимости писать код. Однако вскоре после старта разработки Telegram выпустил крупное обновление, включающее аналогичный функционал — нативные платные подписки, встроенные в экосистему мессенджера. Они оказались глубже интегрированы, бесплатны в использовании и сразу получили широкую поддержку. В результате проект Wombot потерял значительную часть конкурентных преимуществ ещё до полноценного выхода на рынок.
«Это было неприятно, но важно, — говорит Артём. — Мы поняли: кто-то может реализовать идею раньше тебя, а крупные платформы вообще меняют правила игры без предупреждения». С этим не всегда можно бороться или повлиять на ситуацию, но всегда стоит иметь запасной план на любой поворот событий — это помогает сохранять устойчивость и адаптироваться к изменениям.
Сейчас проект развивается пусть и не семимильными шагами, но стабильно: клиенты платят подписку за использование платформы и доступ к настройкам ботов. Одним из известных клиентов является сервис доставки еды Grow Food. Сначала разработчики помогали им создать своего бота, консультировали, обучили пользоваться всем функционалом, и сейчас они самостоятельно пользуются Wombot через подписку на сервис. Это позволяет не только генерировать доход, но и участвовать в социальных инициативах.
Например, команда Qtim создала Telegram-бота для мероприятия фонда Константина Хабенского — он помогал врачам-онкологам в Новосибирске и другим участникам конференции быстро находить нужную информацию: программу мероприятия, локации, контактные данные, а также оперативные обновления. Это существенно упростило навигацию и сделало участие в офлайн-мероприятии более комфортным. Бот был передан фонду безвозмездно.
Неудача в продуктовой модели не означала конец идеи. Он продолжает развиваться — и как коммерческий сервис, и как инструмент для социальных проектов.
Когда кофейня превратилась в IT-продукт
Следующая идея возникла из личного желания — открыть собственную кофейню. Команда начала прорабатывать формат, но начался ковид, и планы пришлось отменить. Интерес сместился в другую сторону: как можно улучшить опыт гостей кофейни с помощью цифровых решений. По информации на I квартал 2025 года, рынок онлайн-продаж продуктов питания (e-grocery) в России увеличился на 26,8% к аналогичному периоду 2024 года. Сомнений в актуальности было немного, хотя исследование было проведено. Артём Трушин и Антон Фокин вдохновились форматом московской сети Дринкит — айтишной кофейни с акцентом на цифровой опыт, удобное мобильное приложение и минимальное взаимодействие с бариста.
«Мы уже тогда быстро набросали прототип приложения — простой, костыльный, но рабочий. И спустя время поняли, что запускать кофейню уже не так интересно. А вот сделать универсальное приложение, которое поможет другим кофейням — хотелось реализовать», — вспоминает Артём.
Так появился Cofftan — агрегатор кофеен, который позволяет заранее заказать напиток в заведении по пути на работу, стоя в пробке или имея мало свободного времени. Пользователь выбирает кофейню, оформляет заказ через приложение и просто забирает готовый напиток, не тратя время в очереди — это формат Coffee to go.
Первым партнёром стала кофейня на первом этаже тульского кластера «Октава», где располагается офис Qtim. Прототип протестировали резиденты кластера: заказывали кофе, делились фидбэком, обсуждали идеи, как улучшить. В течение полугода команда собирала обратную связь, а затем занялась полноценной переработкой — сделали редизайн, переработали UX.
Так, спустя 10 месяцев с момента тестирования в Октаве, появился обновленный Cofftan. За первые три недели с момента официального выхода на рынок к платформе подключилось уже семь кофеен, включая одну из точек самой крупной сети в Туле. Это позволило сразу выйти на заметный объем заказов. В планах — покрытие всей Тульской области и выход на новые города.
Впереди — новые рынки и собственные продукты
Сегодня Qtim продолжает работать с клиентскими проектами, но всё больше внимания уделяет развитию собственных решений. Cofftan активно тестируется, команда готовит следующие гипотезы и не отказывается от EdTech-направления.
Вопрос о том, нужны ли IT-компании собственные продукты, внутри Qtim долгое время оставался открытым. В аутсорсе всё предельно понятно: есть заказчик, сформулированные задачи, сроки и бюджет. Такой подход снижает неопределённость и позволяет стабильно масштабировать экспертизу.
В продуктовой разработке всё иначе. Здесь важно не столько следовать готовым инструкциям, сколько распознать существующий спрос, вовремя найти нужную идею и протестировать её. Команда берёт на себя бизнес-риски и должна действовать быстрее и точнее остальных — чтобы успеть создать действительно полезное решение и занять свою нишу. Именно в таком формате появляются уникальные продукты, которые меняют пользовательский опыт и задают новые стандарты на рынке.
Для команды Qtim именно сочетание двух подходов стало рабочим решением. Аутсорс обеспечивает стабильную базу и помогает нарабатывать экспертизу, а собственные продукты — способ вложить её в масштабируемые решения. По мнению разработчиков, сильная команда не должна выбирать между двумя стратегиями — важно понимать, где именно опыт превращается в ценность.
«Мы остаёмся аутсорс-командой, но теперь видим в этом ещё и преимущество. Мы умеем быстро разрабатывать и масштабировать. Главное — видеть, где твоя экспертиза превращается в продукт», — подводит итог Артём.












