Государственная политика экономии энергии в жилищном хозяйстве ФРГ

Автор: Ходов И.Л.

Государственная политика экономии энергии в жилищном хозяйстве ФРГ

Собственные источники энергии в самой могущественной стране Западной Европы, Федеративной Республике Германии, ограничены в значительной степени выработанными запасами каменного и бурого угля, использованными возможностями строительства гидроэлектростанций и возобновляемых источников энергии: энергии ветра, солнца, подземного тепла, бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными отходами.

Импорт нефти и газа, а также топлива для атомных электростанций в достаточных объемах не представлял проблемы для экономики Германии, пока сохранялись высокие темпы роста ВВП, самое большое среди развитых стран положительное сальдо торгового и платежного баланса. Однако годы благоприятной конъюнктуры прошли, Германия пережила серьезный финансовый кризис и еще окончательно из него не вышла. Для оздоровления экономики, сокращения импорта энергоносителей и повышения национальной конкурентоспособности правительство, которое раньше поощряло экономию энергии, стало последовательно проводить целенаправленную и системную долгосрочную политику сокращения потребления электричества и тепла во всех отраслях производственной и непроизводственной сферы и, естественно в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Политику эту можно условно разделить на два этапа.

Стимулирование теплоизоляции и энергосберегающего оборудования

До 2000 года государственное поощрение энергосбережения в жилищном хозяйстве носило характер разрозненных и временных мер и основывалось в большей степени на призывах и наглядной агитации, чем на материальном стимулировании. В 2000 году было принято и с 1 января 2001 года вступило в силу постановление правительства ФРГ «Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании», предусматривающее выплату премии за меры по экономии потребляемых в жилых помещениях электричества и тепла. В постановлении указывались виды и нормы энергосберегающих технологий, а также период, в течение которого владелец жилья может претендовать на премию, если он выполнил требования, содержащиеся в постановлении. В точно определенные сроки издавались новые постановления с новыми видами и нормами энергосбережения, за соблюдения которых выплачивались премии. Некоторые премии выплачивались независимо от результатов внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, просто за сам факт их внедрения, другие — за конкретные показатели экономики.

Если в купленном или построенном до 1 января 2001 года доме было установлено энергосберегающее оборудование, соответствующее постановлению правительства ФРГ «Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании», то собственник жилья имел право на получение ежегодной премии в размере 256 евро вплоть до нового постановления об энергосбережении.

К современному оборудованию, дающему право претендовать на ежегодные премии, относятся:

— тепловые насосы с приводом от двигателя внутреннего сгорания или термическим приводом с коэффициентом мощности не меньше 1,3;

— электротепловые насосы с коэффициентом мощности не менее 3,5;

— солнечные батареи;

— установки для регенерации тепла, включенные в систему отопления.

Еще 200 евро в год можно получать регулярно за купленное или построенное до 1 января 2001 года жилье, если оно находится в так называемом доме низкого энергопотребления. Сертификат на такое название выдается местным муниципалитетом на основании заключения специальной комиссии в зависимости от соответствия установленным нормативам и действует вплоть до вступления в силу новых, более строгих нормативов. Главная характеристика «дома низкого энергопотребления» — фактическое годовое потребление тепла и электроэнергии как минимум на 25% ниже норм, содержащихся в постановлении «Об энергетической защите построек и энергосберегающем оборудовании». Это же постановление гарантирует хозяевам жилых помещений частичную компенсацию затрат на установку теплоизоляционных окон, дверей, улучшение теплоизоляции пола, стен и потолка.1

Поощрение экономии электричества и тепла в жилищном хозяйстве и использование альтернативных источников энергии

2000–2010 годы были временем бурного развития альтернативной энергетики. Доля энергии, получаемой на ветряных, солнечных, геотермальных установках, а также от утилизации отходов в Германии достигла 12,5% от всей потребляемой энергии. Кардинальные изменения произошли в энергоснабжении жилищного хозяйства.

Многие участники рынка совмещают в себе одновременно продавца и потребителя электричества и тепла. Они не только покупают энергию, но и продают ее, произведенную на собственных установках: ветряных, геотермальных, по сжиганию мусора, солнечных и перерабатывающих биологические отходы. До недавнего времени такая практика носила характер эксперимента. В 2000 году в ФРГ было несколько сотен производителей энергии из возобновляемых источников, в начале 2010 Федеральный союз энергетического и водного хозяйства насчитывал в стране 470 000 установок, от электрических панелей на крышах жилых домов и хозяйственных построек до собственных ветроэнергетических турбин, геотермальных установок в подвале дома, печей по сжиганию костей на мясокомбинатах, энергоустановок по сжиганию мусора и минигидроэлектростанций.

Децентрализация производства энергии началась в конце прошлого века, когда запредельные мировые цены на углеводороды, нефть и газ, стимулировали выпуск производительных, компактных и дешевых энергопроизводящих машин, мобилизовали исследовательскую мысль на поиски новых энергоносителей и сделали выгодным производство энергии в малых масштабах. Журнал «Виртшафтсвохе» сообщает, что в 2010 году в местные электросети в Германии ежедневно поступало от 40 до 50 заявлений на заключение договоров на периодическую закупку и продажу электроэнергии от физических и юридических лиц.

Установка оборудования для выпуска собственной энергии облегчается в Германии, во-первых, тем фактом, что более 70% немцев проживают в собственных домах, а во-вторых, чрезвычайно льготным государственным финансированием производства энергии из альтернативных источников.

Владелец собственного дома или малого предприятия, загнавший под землю трубы с циркулирующей по ним водой или установивший у себя на участке в кредит вышку с ветряной турбиной, периодически получает от местной компании – оператора электроснабжения счет, где приведены показатели закупленной и поставленной им электроэнергии, и ему выставлен счет к оплате разницы, если она в пользу электрической компании, или переводится на банковский счет определенная сумма по установленному тарифу, если разница между потреблением и продажей в пользу владельца энергоустановки.

Электроснабжение региона превращается в систему ассоциированных производителей и потребителей, очень сложную в управлении. Потребление энергии во времени неравномерно, оно зависит от конъюнктурных колебаний, изменений в отраслевой структуре, энергоемкости производств и экономии энергии, а также от погоды и времени года, определяющих производительность солнечных и ветроэнергетических установок.

В условиях многофакторности и быстроты изменения ситуации количественная задача обеспечения энергией превращается в качественную: ликвидация стохастически возникающих пиковых нагрузок, угрожающих надежности энергетического обеспечения, и расчет рациональных резервных мощностей, а также накопления резервов энергии.

В последнее время наблюдается такое направление государственной энергетической политики, как поощрение использования в домашнем хозяйстве альтернативных источников в сочетании с общей экономией.

Как известно, почти ¾ немцев живут в собственных домах и квартирах. Классическая цель гражданина ФРГ — к выходу на пенсию иметь собственную крышу над головой. Только самая обеспеченная прослойка приобретателей жилья строит дом по индивидуальному плану. Большинство будущих владельцев домов выбирают проект из многочисленных типовых предложений и получают дом готовым, соответствующим установленным правительством стандартам. С 2010 года к этим стандартам относятся и показатели энергосбережения. Покупатель-застройщик может заказать любой дом, но только соответствие заказанного дома определенным стандартам, в частности энергосбережения, дают ему право на финансовые льготы — низкопроцентный кредит и субсидию.

Правила распространяются не только на построенные жилые помещения, но и на приобретаемые старые дома. Так что новый хозяин стремится срочно модернизировать купленный дом, провести теплоизоляцию и оснастить энергопроизводящим оборудованием, если его в купленном доме нет.

Периодически пересматриваемые стандарты энергопотребления содержатся в постановлениях правительства ФРГ об энергосбережении. Если во вновь построенном или реконструированном доме потребление энергии составляет не более 70% от нормы, указанной в последнем постановлении об энергосбережении, то собственник так называемого эффективного дома имеет право получить в банке «КфВ» однократный кредит в размере 50 000 евро под 2,88% годовых. Если расход энергии составляет не более 55% указанной нормы, то с суммы задолженности списывается 5%, а если не более 40%, то субсидия составляет 10% суммы кредита2.

Сэкономить так много энергии довольно трудно, и тем не менее масса новых домов признается соответствующими требованиям для получения льготных кредитов и субсидий. Специфика подсчета израсходованной энергии такова, что использованной считается только разница между закупленной в электро- и теплосети энергии и собственной произведенной и поставленной в сеть. В немецкой печати приводятся парадоксальные примеры рекламы новых домов с встроенными в стены и крыши солнечными батареями и смонтированной в подвале геотермальной установкой. Такой дом в течение года может вообще формально не израсходовать электрическую и тепловую энергию, покрыв стоимость закупленной в сети энергии собственными поставками, или сдать в сеть энергию на большую сумму, чем затраты на покупку.

Газета «Хандельсблатт» приводит конкретные примеры: дом площадью 148 кв. м, на содержание которого в год расходуется 4200 кВт/ч и который ежегодно сдает в сеть 4600 кВт/ч электроэнергии. Рекордсменом является жилой дом в земле Баден-Вюртемберг, который за год сдает электроэнергии на 6000 кВт/ч больше, чем потребляет3.

Мощным стимулом производства собственной энергии из альтернативных источников, как было сказано выше, является разница в тарифах на произведенную самим домашним хозяйством энергию и закупленную в сети. Разницу в тарифах между дорогой альтернативной энергией и более дешевой обычной сетевой покрывает государство. Пока бюджет в состоянии делать это.

Дотационная политика, направленная на стимулирование производства домашними хозяйствами энергии из альтернативных источников, совершенно однозначно ведет к сокращению импорта Германией углеводородных энергоносителей, в частности природного газа из России.

1 Современная Европа. — № 4. — 2003.

2 Handelsblatt, 5/5. Nov. 2010.

3 Там же.