Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы (о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья)

Автор: Панагушин О. В.

ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ НА ДОХОДЫ

(о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья)

Поводом для написания настоящей статьи явилось письмо всеми «любимой» Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6526 (размещено на сайте СПС «Гарант» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/321950/).

В очередной раз ФНС РФ вопреки здравой логике, закону и единообразной судебной практике пытается убедить общественность в том, что товарищество собственников жилья – это некая коммерческая структура, зарабатывающая прибыль, и потому обязанная уплачивать налог на доходы (по сути, налог на коммерческую деятельность) с сумм, уплачиваемых собственниками помещений за потребленные коммунальные ресурсы и на содержание жилья.

Причем «эксперты» из ФНС РФ в указанном письме выдвинули весьма оригинальную мысль следующего содержания: «Учет других платежей, поступающих ТСЖ от его членов, в составе доходов будет зависеть от договорных отношений ТСЖ и его членов».

По мнению ФНС РФ, отношения ТСЖ и его членов – это договорные отношения, регулируемые уставом ТСЖ. ТСЖ приобретает статус поставщика коммунальных услуг, если согласно уставу «на ТСЖ возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг… и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (т. е., исходя из договорных обязательств, не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ указанные услуги), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ».

В этом случае ТСЖ, по мнению ФНС РФ, является поставщиком коммунальных и прочих услуг и действует исключительно в собственных экономических интересах. Очевидно, если продолжить мысль налоговиков, ТСЖ преследует цель − извлечения прибыли.
Вот, такие оригинальные идеи, порой, генерируют «специалисты» налоговой службы.

Природа ТСЖ и суть его отношений с собственниками помещений

Закон однозначно посредством императивных норм установил следующее:

− ТСЖ – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и т. д. (п. 1 ст. 135 ЖК РФ);

− ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, о содержании и ремонте общего имущества, прочие договоры в интересах членов ТСЖ (п. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Из указанных положений закона однозначно следует, что ТСЖ всегда и во всех ситуациях действует исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. И не важно, от чьего имени (от своего или от имени собственников) ТСЖ вступает в отношения с третьим лицами, в частности с поставщиками коммунальных услуг.

То есть, ТСЖ – это всегда посредник (причем некоммерческий посредник), действующий не в своих интересах, а исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.

Закон не предоставляет возможности ни собственникам многоквартирного дома, ни самому ТСЖ посредством тех или иных формулировок устава ТСЖ менять его юридический статус – статус некоммерческого посредника.

Ранее ВАС РФ в постановлении Пленума от 05.10.2007 г. № 57 вполне определенно и однозначно уже высказался по данному поводу, указав, что:
− ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ;
− ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Поэтому совершенно не понятна позиция ФНС РФ, согласно которой уставом ТСЖ можно изменить статус ТСЖ как некоммерческого посредника на статус поставщика, преследующего коммерческие цели – извлечение доходов (прибыли).
Ни закон, ни ВАС РФ ничего не говорят о том, что суть отношений ТСЖ и его членов по предоставлению коммунальных услуг и услуг содержания жилья может меняться в зависимости от тех или иных положений устава ТСЖ. Наоборот, какими бы ни были положения устава ТСЖ, суть отношений ТСЖ и его членов всегда одна: ТСЖ действует в интересах своих членов, т. е. является посредником, не имеющим самостоятельных экономических интересов.

Единый налог на упрощенной системе налогообложения – коммерческий налог

Единый налог, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, заменяет собой два основных коммерческих налога: налог на прибыль и налог на имущество. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Применительно к теме, которую мы должны раскрыть в настоящей статье, нас интересует только соотношение (тождественность) налога на прибыль и единого налога.
Согласно ст. 346.14 и 346.15 НК РФ объект налогообложения по единому налогу аналогичен (даже идентичен) объекту налогообложения по налогу на прибыль. Единым налогом облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, суть и перечень которых определены ст. 249, 250 главы «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ.
По сути, налогом на прибыль облагается предпринимательская (коммерческая) деятельность юридических лиц. То есть, налог на прибыль – это налог на коммерческую деятельность (коммерческий налог)
.
Поскольку единый налог – это частный случай
налога на прибыль, то у нас есть все основания полагать, что он также является коммерческим налогом (налогом, который платят субъекты налогообложения, получающие доходы с целью извлечения прибыли).

ТСЖ не является плательщиком коммерческих налогов, включая единый налог

Судебная практика вполне определенно и единообразно указывает на то, что ТСЖ не обязано уплачивать НДС, налог на прибыль и единый налог с сумм, получаемых от своих членов в счет оплаты коммунальных услуг и содержания жилья.

Первым и главным судебным актом в этом ряду является уже упомянутое выше постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 г. № 57.
Ранее, ВАС РФ уже выражал аналогичную позицию несколькими определениями (от 14.06.2007 г. № 7078/07, от 14.08.2007 г. № 9810/07). Позднее, ВАС РФ также несколькими определениями (от 22.11.2007 г. № 14386/07, от 22.02.2008 г. № 1567/08, от 14.03.2008 г. № 3308/08) в очередной раз подтвердил позицию Пленума.
На уровне федеральных округов также сформирована единообразная судебная практика (постановление ФАС МО от 16.06.2009 г. № КА-А41/5155-09, постановление ФАС ПО от 20.09.2007 г. № А55-15882/2006, постановление ФАС ВСО от 12.07.2007 г. № А33-1733/2007-Ф02-3750/2007, постановление ФАС УО от 04.05.2007 г. № Ф09-3106/07-С3, постановление ФАС ВСО от 31.10.2006 г. № А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1, постановление ФАС УО от
20.06.2006 г. № Ф09-5416/06-С1).

Основными аргументами судов являются следующие:

− ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) – это объединение граждан, не преследующее коммерческих целей;
− ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) – является посредником между собственниками многоквартирного дома и третьими лицами (коммунальными и иными организациями), не имеет собственных экономических интересов, не является поставщиком коммунальных услуг и всегда выступает в интересах своих членов;
− коммунальные платежи, платежи на содержание жилья и иные взносы членов ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) не являются доходами ТСЖ и потому не подлежат налогообложению НДС, налогом на прибыль, единым налогом на упрощенной системе.
Все доводы ФНС РФ, изложенные в рассматриваемом письме, равно как и в других письмах подобного содержания, являются ничем иным, как только инсинуациями «специалистов» ФНС РФ и Минфина РФ, противоречащими закону, правовым позициям судов и здравому смыслу.
Поэтому, с одной стороны, не стоит всерьез воспринимать такие периодически выпускаемые опусы налоговой службы. С другой стороны, мне, как гражданину, не понятно, почему за счет бюджета (государственной казны) должны получать заработную плату «специалисты», сочиняющие подобные письма.

Панагушин О.В., Новосибирск, 24.05.2011 г.

Ранее мною с более детальной теоретической проработкой было рассмотрено письмо Минфина РФ от 26.02.2007 г. № 03-07-15/24 на ту же тему. См.: Панагушин О.В. Почему Министерство финансов не хочет дружить с товариществами собственников жилья // Налоги и налогообложение. 2007, июль.

Хотя анализируемое письмо подписано одним человеком, я позволил себе сказать «эксперты», потому что уверен в том, что над позицией, изложенной в письме, «потрудился» не один человек, а некий коллектив налоговой службы.

Под «другими» платежами ФНС понимает в том числе и платежи граждан за коммунальные услуги (тепло-, электро- и водоснабжение), платежи на содержание жилья.

Далее, для простоты, будем называть его «единый налог».

Более подробно о сути коммерческих и некоммерческих налогов. См.: Панагушин О.В. Общие принципы налогообложения – гарантия справедливого правоприменения (философия налогообложения и правоприменения) // Налоги и налогообложение. 2006, октябрь.

«Частность» (специфичность) единого налога по отношению к налогу на прибыль проявляется, прежде всего, в том, что плательщиками единого налога являются субъекты, отвечающие определенным частным критериям (так называемые малые предприятия: определенные уровень доходов, численность работников, стоимость основных средств).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 06.06.2008 г. № 03-11-04/2/90, от 20.03.2008 г. № 03-11-02/28, от 12.02.2008 г. № 03-03-06/4/7 и прочие.