Депутаты хотят обязать должников отчитываться перед приставами об имуществе

Автор: Комментирует Зоя Вешкурцева

Депутаты хотят обязать должников отчитываться перед приставами об имуществе

Комментирует Зоя Вешкурцева, юрист

03 ноября 2011 года на рассмотрение Государственной думы РФ был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает обязанность должников отчитываться перед приставами об имуществе.

За ошибки в декларации предлагается ввести ответственность — от штрафа в размере до 100 000 руб. до 180 часов обязательных работ. Пакет поправок в законодательство об исполнительном производстве внес председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы Владимир Плигин.

Необходимость внесения изменений объясняется тем, что в федеральном законодательстве отсутствуют положения, регламентирующие полномочия и порядок осуществления розыска ребенка, а также розыска граждан – ответчиков по гражданским делам.

Текст законопроекта изложен на 25 листах. Поправок предлагается внести много:
— в статьи 13, 30, 35, 36, 62, 64, 65, 70, 75, 77, 80, 81, 84, 86, 99 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
— в статью 312 УК РФ, также предлагается ввести новую статью 3151;
— в статью 151 УПК РФ;
— в статьи 120, 122 ГПК РФ;
— в статью 320 АПК РФ;
— в статью 3 ФЗ № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности»;
— в статьи 8–12 ФЗ № 118-ФЗ «О судебных приставах»;
— в статьи 12, 54 ФЗ № 3-ФЗ «О полиции»;
— в статью 12 ФЗ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
— в статью 6 ФЗ № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Изменения, в частности, касаются:
— порядка передачи исполнительного производства из одного подразделения службы судебных приставов в другое;
— порядка совершения исполнительных действий, в том числе времени совершения исполнительных действий в нерабочие дни и ночное время;
— порядка немедленного исполнения;
— взаимодействия судебных приставов с органами внутренних дел;
— розыска должника, имущества должника, розыска ребенка;
— обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств;
— порядка ареста и хранения имущества.

Более подробно коснемся затронутых вопросов.

Проектом, в частности, предлагается изменить статью 35 ФЗ № 229-ФЗ. При этом был изменен перечень случаев, когда допускается совершение исполнительных действий в нерабочие дни и ночное время.

Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни и с 22 до 6 часов допускается в случаях (кроме имеющихся в части 3 статьи 35):

3) исполнения требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению (новая редакция пункта 3 части 3 статьи 35);

5) когда необходимо совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения, связанные с розыском должника, его имущества или с розыском ребенка (новый пункт части 3 статьи 35).

Сравним со статьей 35 ФЗ № 229-ФЗ в действующей редакции от 18.07.2011.

Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов. Конкретное время определяется судебным приставом-исполнителем (часть 1 статьи 35).

3. Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:
1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

4) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче (часть 3 статьи 35).

По поводу розыска должника, имущества должника или розыска ребенка предлагается следующим образом изменить статью 65 ФЗ № 229-ФЗ:
1. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества или местонахождения ребенка судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительного документа вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для производства розыска в пределах территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, требования об отобрании ребенка, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

4. По иным категориям исполнительных документов судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, его имущества, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

5. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть совершены судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

6. Постановление о розыске должника, его имущества или розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска, в случае отсутствия оснований для объявления розыска или подаче заявления о розыске неуполномоченным лицом, выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления о розыске.

7. Копии постановлений судебного пристава-исполнителя, предусмотренные настоящей статьей, направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копии постановлений судебного пристава-исполнителя направляются по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.

8. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе запрашивать и использовать сведения из банков данных оперативно-справочной, розыскной и иной информации о лицах и их имуществе, в том числе содержащие персональные данные.

9. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе привлекать на безвозмездной основе граждан с их согласия, по заявлению взыскателя использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или розыска ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

10. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, то главный судебный пристав субъекта Российской Федерации по месту обнаружения организует незамедлительное направление сообщения об этом посредством средств связи, в том числе с использованием сети Интернет, в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, а также принимает меры к обеспечению сохранности обнаруженного имущества.

11. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий должник-гражданин может быть принудительно доставлен в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

12. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, принимает меры для помещения его в соответствующее детское учреждение до передачи лицу, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа об отобрании ребенка, о чем незамедлительно сообщает в орган опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения.

13. Должник-гражданин, обнаруженный в ходе розыска, вправе полностью или частично оплатить сумму задолженности по исполнительному документу судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

14. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения процессуальные документы судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск.

15. При объявлении розыска имущества должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление, обязывающее должника предоставить письменную декларацию об имущественном положении должника (далее — декларация об имущественном положении), которое вместе с формой декларации об имущественном положении не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику-гражданину либо руководителю должника-организации.

16. В постановлении, указанном в части 15 настоящей статьи, должник-гражданин либо руководитель должника-организации предупреждается об уголовной ответственности за предоставление заведомо ложных сведений в декларации об имущественном положении, а равно уклонение от предоставления декларации об имущественном положении.

17. В декларацию об имущественном положении вносятся сведения о принадлежащем должнику на праве собственности, правах владения и (или) пользования имуществ, в том числе имущественных правах, а также сведения о совершенных им сделках по отчуждению имущества за три года, предшествующих дате подачи декларации об имущественном положении.

18. Заполненная и подписанная должником-гражданином либо руководителем должника-организации декларация об имущественном положении предоставляется в течение десяти дней со дня получения должником постановления, указанного в части 15 настоящей статьи. Декларация может быть предоставлена должником лично или через представителя, а также путем пересылки регистрируемого почтового отправления.

19. Форма декларации об имущественном положении должника утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

20. Непредставление в установленный законодательством об исполнительном производстве срок либо отказ от предоставления судебному приставу-исполнителю оформленной в установленном порядке декларации об имущественном положении должника, а равно представление информации в декларации об имущественном положении в неполном объеме или искаженном виде гражданами или должностными лицами организаций влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 3151 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 3151 УК РФ, которую предлагает ввести депутат в УК РФ, изложена следующим образом:

3151. Предоставление заведомо ложных сведений об имущественном положении должника в исполнительном производстве или уклонение от предоставления таких сведений.
Непредставление в установленный законодательством об исполнительном производстве срок либо отказ от предоставления судебному приставу-исполнителю оформленной в установленном порядке декларации об имущественном положении должника, а равно представление информации в декларации об имущественном положении в неполном объеме или искаженном виде гражданами или должностными лицами организаций наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов.

Также законопроектом предлагается расширить перечень имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание.

Так, статью 75 ФЗ № 229 ФЗ-РФ предлагается изменить следующим образом:

1. В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее — дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (далее — дебиторская задолженность);

2) право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;

3) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества (предлагается в пункте 3 слово «долгосрочную» исключить);

4) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации на них не может быть обращено взыскание;

5) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

6) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Предлагается дополнить часть 1 статьи 75 пунктом 7 следующего содержания:

7) иные принадлежащие должнику имущественные права, что, соответственно, неограниченно расширяет этот перечень.

2. Взыскание на принадлежащие должнику имущественные права в отношении третьих лиц обращается с соблюдением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предлагается часть 2 статьи 75 изложить в следующей редакции:

2. Взыскание на принадлежащие должнику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права использования результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также имущественные права в отношении третьих лиц обращается с соблюдением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Также предлагается дополнить часть 2 статьи 75 новой частью 21 следующего содержания:

21. Обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает сторону обязательства вносить (перечислять) причитающиеся должнику денежные средства на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов, а также запрещает должнику изменять правоотношения по исполняемому обязательству.

Таким образом, Государственной думе предлагается существенно ужесточить меры, направленные на борьбу с должниками.

Следует отметить, что многие граждане справедливо опасаются того, что при введении таких поправок недобросовестные лица смогут использовать этот закон для выколачивания денег из населения.

Источник: Жилищное право