Сложности и ошибки при составлении и исполнении договоров энергоснабжения (на примере договоров электроснабжения)

Автор: Валерия Григорьева

Сложности и ошибки при составлении и исполнении договоров энергоснабжения (на примере договоров электроснабжения)

Валерия Григорьева, старший юрист юридического центра «Мегаполис лигал»

В России начиная с 2003 года идет энергетическая реформа, законодательство постоянно меняется, что создает значительные сложности для юристов компаний ТЭК. Поэтому первую часть настоящей статьи мы посвятим изучению особенностей правового регулирования договора энергоснабжения на текущий момент и вопросов применения важнейших правовых актов в данной сфере. Во второй части будут проанализированы трудности и ошибки, возникающие при составлении и исполнении договоров в свете судебной практики. В статье рассматриваются договорные отношения в пределах розничных рынков и не затрагивается система договоров оптового рынка электрической энергии и мощности.

Оптовый рынок — это поле игры крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе Правил оптового рынка .

Основными субъектами (участниками) розничных рынков электрической энергии являются:

а) потребители электрической энергии — физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию для бытовых и производственных нужд;

б) поставщики электроэнергии:

— гарантирующие поставщики — коммерческие организации, обязанные заключать договоры купли-продажи электрической энергии с каждым обратившимся в пределах определенной территории;

— энергосбытовые организации — организации, которые в качестве основного вида деятельности осуществляют продажу другим лицам приобретенной/произведенной электрической энергии;

— энергоснабжающие организации — организации, совмещающие деятельность по продаже потребителям произведенной или купленной электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии;

— исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

в) сетевые организации и иные организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии на территории региона;

г) субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

1. Особенности правового регулирования в сфере электроснабжения.

До 2003 года основу правового регулирования договора энергоснабжения составляли нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. В 2003 году в статью 539 ГК РФ была введена норма о том, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Следовательно, сейчас нормы ГК РФ имеют подчиненное значение в регулировании отношений по снабжению электрической энергией, а главенствующее место занимает специальное законодательство — Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) и принятые в его развитие подзаконные нормативные акты .

В сфере продажи электроэнергии главным подзаконным актом с 2006 года является Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее — Правила № 530). С 1 января 2011 года название правил изменилось, теперь они именуются «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», что знаменует, полагаем, завершение (или приближение завершения) переходного периода реформирования электроэнергетики.

В Правилах № 530 установлены основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. Розничные рынки — сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием конечных потребителей электрической энергии, то есть лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Договоры энергоснабжения могут заключаться только в пределах розничного рынка электрической энергии, на оптовом рынке действуют совершенно иные договорные схемы .

Важную роль в правовом регулировании играют следующие нормативные акты:

1) Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
2) Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;
3) Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;
4) Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям
;


Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».

Федеральный закон от 26.03.2003 № 37-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации».

См. подробнее: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.; под ред. А.П. Сергеева. — М.: Проспект, — 2010. — 992 с.

К слову о нестабильности правового регулирования, в Правила № 530 изменения вносились 16 раз, при этом 10 из них в период 2009–2010 гг.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1242 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии».

Оптовый рынок сейчас регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»; до принятия названного постановления действовало Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

Все названные правила были утверждены одним Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

Полная версия статья в печатном варианте журнала

Источник: Жилищное право