Капитальный ремонт жилья за счет налогов ТСЖ

Автор: Комментирует Александр Корольков

Капитальный ремонт жилья за счет налогов ТСЖ

Комментирует Александр Корольков, начальник правового отдела аппарата Общероссийского профсоюза работников физической культуры, спорта и туризма Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ (РОСПРОФСПОРТ)

9 ноября Совет Федерации проголосовал за внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих налоговые льготы для ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний многоквартирных домов. Предполагается, что освободившиеся за счет этого средства ТСЖ и ЖСК смогут использовать на текущий и капитальный ремонт.

Согласно изменениям из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета организаций на финансирование ремонта и капитального ремонта общего имущества. Таким образом, денег на ремонт должно стать больше, а сам ремонт, соответственно, качественнее.

Напомним, что в соответствии с новым Жилищным кодексом с 1 марта 2005 года капитальный ремонт многоквартирных домов перешел на баланс собственников жилья. Каждый собственник, согласно документу, вносит определенную сумму на капремонт соответственно занимаемой его квартирой площади. Согласно статьям 289–290 Гражданского кодекса РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме принадлежит также и доля в праве собственности на общее имущество дома. Однако в ходе приватизации дома зачастую передавались гражданам в ветхом виде. На ремонт большинства из них требуются значительные средства, которых у собственников нет.

В этой связи сегодня владельцы квартир оплачивают, как правило, 5% этих расходов, а остальное субсидируется средствами муниципалитетов, регионов и фонда ЖКХ. Отчисления в ремонтный фонд не являются обязательным платежом и выплачиваются только в том случае, если такой фонд учреждается на общем собрании жильцов по их инициативе.

Основную часть денежных средств УК собирают не для себя и своих нужд, а для поставщиков коммунальных услуг. Большие суммы за дополнительные услуги управляющей компании платятся только в элитных комплексах, с них и уплачивается облагаемый льготами налог.

Для большинства ТСЖ, ЖСК и УК, которые не осуществляют никакой дополнительной деятельности, налоговые послабления большого эффекта не окажут.

Минэкономразвития рассматривает законопроект о введении новой обязательной строки в платежках по ЖКХ — взноса целевых средств в ремонтный фонд. Однако эти средства предполагается аккумулировать в региональных фондах капитального ремонта. ЖСК, УК и ТСЖ не будут иметь доступа к управлению ими, поэтому прибылью эти средства считаться не будут.

Александр Корольков

Следует отметить, что проект Федерального закона № 406048-5 «О внесении изменений в статью 251 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации» (о включении в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходов в виде средств собственников помещений многоквартирных домов, поступающих на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов) был внесен в Государственную думу РФ Государственным Советом Республики Татарстан.

Из сопроводительных документов следует, что в Республике Татарстан средства собственников помещений многоквартирных домов, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами ТСЖ, иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, выбранных собственниками помещений в многоквартирных домах, на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, на 2010 год планируются в размере 1 644,5 млн рублей.

Поскольку сумма налога по налогу на прибыль организаций, зачисляемая в бюджет Республики Татарстан, исчисляется по налоговой ставке 18%, то сумма максимально возможной льготы для всех ТСЖ и управляющих организаций Республики Татарстан (при условии что все указанные организации находятся на общей системе налогообложения) составит 296 млн рублей.

Однако в связи с тем что большинство организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, — товарищества собственников жилья и управляющие организации — применяют упрощенную схему налогообложения, указанная сумма будет значительно меньше.

Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время отчисления на формирование в установленном статьей 324 Налогового кодекса порядке резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами, не учитываются при определении налоговой базы по вышеуказанному налогу.

В то же время средства собственников помещений многоквартирных домов, направляемые на проведение капитального ремонта общего имущества и поступающие на счета управляющих организаций, выбранных такими собственниками, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

Таким образом, по мнению комитета Государственной думы по бюджету и налогам, различные подходы к налогообложению указанных средств лишены экономического смысла и создают неравные условия осуществления хозяйственной деятельности.

Безусловно, указанные изменения в Налоговый кодекс не приведут к автоматическому превращению подъездов, лестничных клеток и крыш домов в идеальное состояние и, по сути, направлены лишь на приведение налогового законодательства в нормальное состояние.

Источник: Жилищное право