Особенности получения жилья инвалидами в РФ

Автор: Игорь Кириллов

Кириллов Игорь

Данная статья подробно освещает значимую для многих граждан России тему – тему получения жилья инвалидами. Ни для кого не секрет, что инвалиды различных групп инвалидности в России до сих пор остаются одной из самых незащищенных в социальном плане группой людей. В подавляющем большинстве случаев жилье инвалида являет собой не самую лучшую картину: прежде всего выделяется его неприспособленность и стесненные условия проживания.

Однако следует отметить существенные изменения законодательной базы в этом направлении: если раньше права инвалидов были защищены и зафиксированы в большей степени исключительно на бумаге, то сейчас все социальные гарантии для этой категории граждан наконец-то воплощаются в жизнь.

А в соответствии с буквой закона инвалидам предоставляется обустроенное жилье на первых этажах дома со специально оборудованными входами в жилое помещение.

Все нуждающиеся в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалиды могут встать на учет для получения жилья:

«Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации…

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами…»

Итак, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жильём согласно порядку, предусмотренному законодательством РФ. Правом постановки на учёт обладает любой льготник вне зависимости от его группы инвалидности.

Но, несмотря на всё вышесказанное, существует критерий, который делит инвалидов, вставших на учёт для получения квартиры или улучшения жилищных условий, по временному признаку. Вне очереди получают жилье граждане, которые страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний. В частности это:

- активные формы туберкулёза всех органов и систем;

- психические заболевания, при которых требуется обязательное диспансерное наблюдение;

- трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненнаянефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

- множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

- проказа;

- ВИЧ-инфицированные дети;

- отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел;

- органические заболевания ЦНС со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел, и/или с нарушением функции тазовых органов;

- состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга;

- тяжёлые органические поражения почек, осложнённые почечной недостаточностью II-III степени.

Также сюда относится несоответствие предоставленной жилой площади нормативам, предусмотренным законодательной системой Российской Федерации. В соответствии с постановлением правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года, основаниями для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являютсяпроживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно, проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением, проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Также претендовать на получение жилплощади за счет государства могут инвалиды, прописанные и зарегистрированные в общежитии или коммунальной квартире.

Еще одним условием, влияющим на получение жилья, является время, когда инвалид встал на учет для улучшения жилищных условий. Выделяются две основные группы:

- инвалиды, вставшие на учёт до 1 января 2005 года;

- инвалиды, вставшие на учёт после 1 января 2005 года.

Льготники, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, вправе получить денежные средства для приобретения жилья из специальных фондов соответствующего субъекта России. Это право также сохраняется за инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны. Также за инвалидами, вставшими на учёт до 1 января 2005 года, сохраняется право на получение жилья по договору социального найма.

На практике для обеспечения жильем в регионах в основном применяют предоставление инвалиду безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Сумма субсидии равна числу лиц, имеющих право на обеспечение жильем, умноженному на 18 кв. метров (федеральный норматив обеспеченности жилой площадью одного инвалида), умноженному на среднюю рыночную стоимость квадратного метра (рассчитывается и утверждается для каждого региона).

В соответствии со ст. 28.2. Федерального закона № 181-ФЗ:

«Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

…по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации…

…Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели…

…Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи».

Вставшим на учет после 1 января 2005 года предоставление жилья осуществляется в соответствии с порядком очерёдности, в зависимости от времени постановки на учёт.

Лица, имеющие инвалидность и нуждающиеся в жилых помещениях, принимаются на учёт на основании поданных ими заявлений в органы местного самоуправления.

Обеспечение жильем инвалидов, проживающих в не обустроенных надлежащим образом условиях, происходит вне очереди.

Кроме того, право на жилье получают граждане-инвалиды, проживавшие в стационарном воспитательном учреждении для детей до момента достижения совершеннолетия. Лица, относящиеся к данной категории, получают муниципальную жилплощадь в непосредственной близости со своим прежним местом регистрации. Документы подаются в органы по месту жительства или через многофункциональный центр. К заявлению должны обязательно быть приложены следующие документы:

- Выписка из домовой книги;

- Копия финансового лицевого счёта;

- Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

- Копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР);

- Иные документы с задействованными конкретными обстоятельствами (например, справка бюро технической инвентаризации, справка из учреждения здравоохранения).

Факт установления инвалидности, её причины и потребности гражданина, имеющего инвалидность, в социальной защите устанавливаются в соответствиис результатами медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Закон не определяет, кем должна осуществляться подача документов на получение жилья – самим инвалидом или его законным представителем. Несмотря на это, инвалид может передать свои права законному представителю при условии оформления доверенности у нотариуса.

Метраж предоставляемой площади по договору социального найма не может быть меньше установленных органами местного самоуправления нормативов, но может быть выше нормы, установленной на одного человека, не более чем в 2 раза при условии, что помещение содержит в себе одну комнату, либо является однокомнатной квартирой. К примеру, в Москве норма составляет 18 кв. метров на одного человека.

Согласно статье 17 Федерального закона №181-ФЗ:

«…Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот...»

Напоследок хотелось бы привести пример судебной практики по рассматриваемому вопросу.

Судебным актом по делу № 33-1589/2012 от 09 октября 2012 года, вынесенным Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда, признано за истцом право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, так как существует приоритет права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду:

«…Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, согласно которому инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Судом было установлено, что Федорова В.Ф., 21 ноября 1930 года рождения, будучи инвалидом 2 группы, что подтверждается актом освидетельствования ВТЭК от 21.02.1994обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв.метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 названного Федерального закона № 181-ФЗ, но получила отказ в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Федорова В.Ф. относится к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона № 181- ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено…

Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства – предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев, указанных в законе (ч. 1 и ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.

Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Великие Луки», принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года № 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации (Псковской области) такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена ( постановление администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года № 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).

Признавая за Федоровой В.Ф. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду...

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия определила решение Великолукского городского суда Псковской области от 09 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Великие Луки – без удовлетворения…».