Радиационная безопасность при строительстве

Автор: Марина Кузина

Марина Кузина

Возведение объекта всегда связано с рисками. Обеспечить безопасность при строительстве позволяют нормы законодательства и контроль за их соблюдением. Однако не все риски очевидны, например, радиация. Чтобы обеспечить безопасность в этой сфере, пресечь или предотвратить риск радиационного заражения, законодательство предъявляет требования к строительному объекту на всех стадиях его реализации: от создания документации, до сдачи, а также в процессе эксплуатации.

Контроль за радиационной безопасностью на стадии проектирования

Действующее законодательство в области проектирования устанавливает требования к исходным данным при подготовке проектной документации объектов строительства. Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.09.2009 «Технический регламент безопасности здания и сооружений» (далее — закон № 384) устанавливает, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий (ст. 10).

Таким образом, если заказчик работ не передаст подрядчику документацию, которая соответствует экологическим требованиям, последний вправе не приступать к работам до ее получения. Он также вправе потребовать расторгнуть контракт. При этом заказчик не сможет рассчитывать на неустойку за просрочку, если только не докажет вину подрядчика.

Например, суд удовлетворил иск подрядчика о расторжении контракта и отказал во встречном иске заказчика, который требовал неустойку за нарушение сроков работ. Суд установил, что заказчик не передал исполнителю документацию, которая содержит требования к радиационной безопасности. Это стало причиной задержки сроков.

Пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» указывает, что проектирование и строительство зданий и сооружений ведется с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений.

Статья 28 закона № 384 требует предусматривать в проектной документации на здания и сооружения, строительство которых планируется на территории, что в соответствии с результатами инженерных изысканий является радоноопасной, проведение мер по дезактивации территории и по обеспечению вентиляции помещений, конструкции которых соприкасаются с грунтом.

Уровень радона устанавливается при выполнении инженерно-экологических изысканий согласно Приказу Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Согласно указанному Приказу работы в составе инженерно-экологических изысканий включают в себя инженерно-экологическую съемку территории, исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения, лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды, исследование и оценку физических воздействий и радиационной обстановки на территории.

СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) «Основания зданий и сооружений», регламентирующие порядок проектирования фундаментов зданий и сооружений, разделом 13 «Экологические требования при проектировании оснований» устанавливают, что при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений должны выполняться требования, имеющие целью предотвращение, минимизацию или ликвидацию вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий (пункт 13.1). Экологические требования, учитываемые при проектировании и строительстве, основываются на результатах инженерно-экологических изысканий, выполняемых в соответствии с СП 47.13330 и СП 11-102. С учетом результатов инженерно-экологических изысканий при проектировании и устройстве оснований, фундаментов и подземных сооружений необходимо выбирать проектные решения и разрабатывать мероприятия, которые защитили бы объекты строительства и людей от имеющихся неблагоприятных воздействий и не ухудшили экологическую обстановку (пункт 13.3 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011).

Пунктом 13.5 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) предусмотрено, что при превышении нормативных уровней загрязнения окружающей среды необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия по ликвидации или уменьшению возможных негативных воздействий.

Пункт 4.20 СНиП 2.02.01-83* (СП 22.13330.2011) предусматривает, что на участках, где по данным инженерно-экологических изысканий имеются выделения газов (радона, метана и др.), должны быть предусмотрены мероприятия по изоляции соприкасающихся с грунтом конструкций или способствующие снижению концентрации газов.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушение заказчиком условий контракта — непередача исполнителю отчета по инженерно-экологическим изысканиям не позволила достигнуть предусмотренной контрактом цели. Это признается существенным нарушением договора, являющегося основанием для его расторжения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 № 20АП-3179/2015 по делу № А68-10686/14).

Контроль за радиационной безопасностью при выдаче разрешения на строительство и в процессе возведения объекта

Положения ч.ч. 1, 5, 9 ст. 49 ГрК РФ указывают, что проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Предметом исследования являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Однако встречаются ситуации, когда о нарушении экологических требований становится известно только в процессе строительства. В этом случае контролирующие органы вправе приостановить возведение объекта.

Так, прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Он требовал признать незаконным разрешение на строительство здания в связи с нарушениями требований градостроительного и экологического законодательства, а также он потребовал обязать приостановить строительство объекта до получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации строящегося здания.

Суд удовлетворил иск. Строительство велось без заключения экспертизы, а, следовательно, оценка соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям в нарушение требований градостроительного и экологического законодательства не проводилась, в связи с чем доводы прокурора о нарушении экологического законодательства при строительства указанного объекта являются обоснованными (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 19.02.2014 № 33-1230/2014).

Отсутствие заключения государственной экологической экспертизы может стать причиной отказа в выдаче разрешения на строительство. Например, суд первой инстанции признал такой отказ незаконным. Он посчитал достаточным представленное заключение негосударственной экспертизы. Однако вышестоящая инстанция отменила указанный судебный акт. Апелляция указала, что требования ядерной, радиационной и иной безопасности являются предметом государственной экспертизы. Отсутствие положительного заключения считается основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 15АП-2012/2016 по делу № А32-34621/2015).

Законодательство предусматривает ответственность за умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, в том числе за сокрытие сведений о радиационной обстановке (ст. 8.5 КоАП РФ), а также за нарушение обязательных требований в сфере строительства (ст. 9.4 КоАП РФ), если застройщик не осуществляет контроль на соответствие требований радиационной безопасности строительных материалов (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 № 11АП-737/2016 по делу № А65-23223/2015).

Например, общество привлекли к ответственности за сокрытие экологической информации при строительстве объекта.

В ходе проведения проверки было установлено, что АО «***» в нарушение п. п. 2.3.6., 5.1.1., 5.1.5., 5.1.7 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», п. п. 5.3.2., 5.3.4 СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», п. 4.2.5. СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения» не проводится периодический радиационный контроль за содержанием природных радионуклидов в строительном сырье, материалах и изделиях, а также в изделиях и материалах, используемых для наружной и внутренней облицовки зданий жилищного и общественного назначения, обязанность проведения которого возложена на производителя. Таким образом, происходит сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Данные требования АО «***» не выполнило.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица и суда о наличии в действиях АО «***» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Довод жалобы о том, что должностным лицом, а затем и судом не принято во внимание, что используемые АО «***», в т.ч. для производства бетона, строительные материалы по уровню содержания природных радионуклидов соответствуют допустимым нормам, судом отклоняется как необоснованный, поскольку обществу вменяется несоблюдение п. п. 2.3.6., 5.1.1., 5.1.5., 5.1.7 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), п. п. 5.3.2., 5.3.4. СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», п. 4.2.5. СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», в т.ч. отсутствие проведения периодического радиационного контроля за содержанием природных радионуклидов в строительном сырье, материалах и изделиях, а также в изделиях и материалах, используемых для наружной и внутренней облицовки зданий жилищного и общественного назначения.

Суд при рассмотрении жалобы пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО состава правонарушения (решение Московского городского суда от 28.08.2015 по делу № 7-9103/2015).

Контроль за соблюдением радиационной безопасности при сдаче и дальнейшей эксплуатации

Встречаются ситуации, когда органы местного самоуправления отказываются выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если не подтверждается его радиационная безопасность. Например, администрация городского поселения отказалась принимать объект, поскольку в составе документов ей не представили протоколы радиационной безопасности. Однако такое основание для отказа не предусматривает закон (ч. 6 ст. 55 Грк РФ). Если застройщик предоставил документы в соответствии с требованиями ГрК РФ, такой отказ можно успешно оспорить (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 № 10АП-3901/2015 по делу № А41-70310/14). Тем не менее такие протоколы, а, следовательно, проведение экспертизы, может потребовать заказчик работ в составе передаваемой с объектом документацией. Например, суд удовлетворил требование о понуждении подрядчика устранить нарушения муниципального контракта, в том числе предоставить протоколы лабораторных и инструментальных исследований и измерений по результатам радиационного контроля (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу № А05-13018/2014).

Для проведения таких экспертиз исполнителю работ необходимо обратиться в специализированные учреждения, которые имеют свидетельства об аккредитации. Например, оспаривая предписание уполномоченного органа об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, заявитель предъявил отчет о лабораторных и инструментальных исследованиях на объекте строительства, а также протокол радиационного контроля здания, проведенный организацией, имеющей соответствующее свидетельство (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2015 по делу № А60-48500/2014).

В другой ситуации экспертиза проводилась с целью получения разрешения на ввод в эксплуатацию, поскольку у заявителя отсутствовало разрешение на строительство. Чтобы его получить, он доказывал отсутствие угрозы жизни и здоровью строящимся объектом.

Из экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта от ДД.ММ.ГГГГ и экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта строительства по радиационному фактору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект соответствует государственным санитарным нормам и правилам, а также требованиям СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» (постановление Президиума Самарского областного суда от 25.02.2016 № 44г-18/2016).

Самые строгие требования к радиационной безопасности закон предъявляет к особым режимным объектам. Если они представляют опасность, прокурор вправе потребовать вывести такие объекты из эксплуатации и потребовать от предприятия-нарушителя разработать проект санитарно-защитной опасной зоны (СЗЗ). Например, с таким требованием к режимному предприятию вышел представитель Второй прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области. Суд удовлетворил иск.

По результатам измерений четырех проб грунта, отобранных из подвала корпуса, обнаружено наличие изотопов урана. В соответствии с таблицей 3.12.1 и п. 3.12.2 Основных Санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010) СП 2.6.12612-10, а также таблицей 3.2 Санитарных правил Обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002) СП 2.6.6.1168-02 грунт — рыхлые отложения с бетонного пола подвала корпуса — следует отнести к открытому источнику ионизирующего излучения категории твердых, среднеактивных радиоактивных отходов. Все виды обращения, включая и временное хранение этого грунта, должно осуществляться в полном соответствии с требованиями по обеспечению радиационной безопасности, содержащимися в НРБ-99/2009 и п. 3.8.4, п. 3.8.5, п. 3.8.20, п. 3.11.7, п. 3.11.9, п. 3.11.19 ОСПОРБ 99/2010.

В связи с возможным неконтролируемым поступлением в организм человека радиоактивных веществ, потенциальная опасность объектов относится к 1 категории, для которых, с учетом положения ст. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, разработка проекта СЗЗ является обязательной (апелляционное определение Московского областного суда от 05.02.2014 по делу № 33-2782/2014).

Таким образом, контроль за радиационной безопасностью начинается на стадии проектирования и не прекращается вводом объекта в эксплуатацию. Застройщики подвергаются проверкам, а сдача объекта, несмотря на прямое отсутствие в законе специального требования, не обходится без проверки документации о радиационной безопасности.