Законопроекты должны готовить и сопровождать только юристы-профессионалы

Автор: Василий Орленко

  1. Сколько времени надо для разработки нового законопроекта профессиональными юристами?

Это зависит от тематики законопроекта. Если требуется несколько точечных изменений в существующее законодательство, законопроект действительно может быть написан за сутки. Не один раз я готовил законопроект в очень сжатые сроки, и затем он успешно принимался в парламенте. Но в большинстве случаев спешка не способствует качеству законопроекта. В случае разработки сложного законопроекта лучше провести предварительные консультации с профильными органами исполнительной власти, подключить экспертов, возможно, даже провести анализ реакции общественного мнения на такой законопроект. Например, я руководил подготовкой новой редакции Закона «О страховании». Этот законопроект должен был стать своеобразным «страховым кодексом», вобравшем лучшее из отечественной и зарубежной практики регулирования страхования. Сам текст проекта без сопроводительных материалов занимал больше 130 страниц. Естественно, такой проект готовился несколько месяцев, к работе привлекались представители топ-менеджмента ведущих страховых компаний, представители государственных органов власти, ученые в сфере финансов и государственного управления.

  1. Какую работу проводит юрист-законопроектировщик, кроме разработки?

Речь идет о том, что парламентское законопроектирование непосредственно связано с аналитикой и PR. Мало разработать законопроект, следует обеспечить ему соответствующее информационное сопровождение. Начиная от подготовки выступлений депутата на парламентских комитетах и в зале парламента при представлении законопроекта, и заканчивая его освещением в СМИ. И тут, я убежден, классический PR-специалист, мало чем может помочь. Нужно, чтобы этим занимался тот же человек, что и разрабатывал проект: юрист–законопроектировщик. Кроме того, юрист проводит предварительную оценку ключевых выступлений и статей депутата, определяет, есть ли риски получения иска за нанесение ущерба чьей-либо репутации. Вот мы и подошли к тому, что хороший юрист в сфере законопроектирования должен обладать хотя бы базовыми навыками политического PR. А ведь есть еще и аналитика. Нужно, например, предсказать реакцию общественности на законопроект, отобрать важные законопроекты, поданные другими депутатами и представить депутату экспертную позицию по ним, провести мониторинг СМИ и выбрать информационные поводы для вмешательства депутата.

  1. А кто должен заниматься мониторингом СМИ?

В оптимальном варианте — помощник-юрист. Так как именно он может найти информационные поводы не просто для заявлений депутата, но для конкретных действий. Возьмем простой пример: в соцсетях появилась резонансная публикация о том, что в результате неправильного толкования законодательства из дома выселяют одинокую бабушку. Юрист-аналитик должен отследить это и подать депутату варианты реакции: направить депутатский запрос в генпрокуратуру по поводу этой конкретной бабушки (вообще-то банальный, хотя и простой вариант) или разработать законопроект, который ликвидирует саму возможность выселять одиноких бабушек. Это работа именно для юриста, и именно она значительно увеличивает популярность и медийную узнаваемость депутата.

  1. Некоторые депутаты не имеют специального помощника по законотворчеству и/или аналитике. Всю подобную работу выполняет один универсальный помощник. Оправдано ли это?

Абсолютно не оправдано. Очень часто такие депутаты совсем не ведут законодательной деятельности. В итоге после парламентской каденции у них или полное отсутствие законопроектов или несколько законопроектов по внесению изменений в бюджет, Налоговый кодекс и тому подобное. Что же подумает избиратель? Он подумает, что депутат или совсем ничего не делал или лоббировал интересы крупных корпораций (а именно так воспринимает большинство населения проекты по изменениям в бюджет). Всегда должны быть законопроекты, направленные на интересы обычного избирателя, «простого человека» (это может быть и мелкий бизнесмен, и служащий, получающий зарплату из бюджета, и фермер). Иначе о популярности можно забыть и никакие политтехнологи не помогут.

  1. Но ведь деятельность депутата — это не только законопроекты. Выгодно ли держать специального помощника по законопроектированию?

Помощник по законопроектированию не должен ограничиваться только работой над законопроектами. Как я уже говорил, он должен заниматься и аналитикой, и экспертизой чужих законопроектов, и подготовкой запросов, и спичрайтингом. А еще уметь провести прием избирателей — ведь большинство проблем, с которыми обращаются к депутату, не требуют вмешательства на уровне представителей Федерального собрания и решаются грамотной консультацией юриста. При этом избиратель, пришедший на прием, остается благодарен именно депутату.

  1. Но многие объявления о работе предлагают работу помощника депутата вчерашним студентам, например выпускникам престижных ВУЗов или даже студентам старших курсов. Вы сами говорили, что некоторые законопроекты можно написать за сутки, возможно, это как раз может быть поручено молодым юристам?

По моему мнению, вчерашнему выпускнику юридического факультета даже самого престижного ВУЗа страны рано заниматься законопроектной работой. Хотя формально это ему не запрещено, и его могут взять на подобную работу. Но при этом и качество законопроекта будет, соответственно, низким. Для того чтобы подготовить качественный законопроект, необходима не только теоретическая подготовка, но и определенный жизненный опыт, знание специфики законотворчества, способность к творческому мышлению, обобщению огромного массива материала и т.п. Иногда законопроект, несущий хорошую идею, но неудачно оформленный, может принести депутату, подавшему его, вред, а не пользу.

  1. Можете привести примеры?

Например, недавно в Госдуму был внесен законопроект о возможности расселения жильцов предназначенных под снос или в ремонт домов в другие населенные пункты или регионы. Сама идея законопроекта правильная, нередко жителей аварийных домов в малонаселенных деревнях просто некуда переселять: новое строительство там просто не проводится. Законопроект позволил бы переселять таких жителей, например, в райцентр. Причем все это должно было происходить только с их письменного согласия. Но общественное мнение восприняло законопроект по-другому: в интернет-сообществах появились комментарии типа «Теперь москвичей можно переселять в Биробиджан». И законопроект был отозван. Хотя риски можно было предусмотреть на этапе его разработки и сформулировать нормы законопроекта так, чтобы исключить возможность такого толкования.

  1. Вы сказали, что подготовка законопроекта — сложный процесс, который может занимать много времени. Однако если учесть, что многие из депутатов выступают авторами от 30-40 и до 100 законопроектов, то возникает закономерный вопрос — сами ли депутаты готовят эти законопроекты?

Вопрос, конечно, не простой. Скажу по своему опыту. Депутат может самостоятельно разработать тот или иной законопроект, тем более, если он является специалистом в той сфере, вопросы которой, как он считает, необходимо отрегулировать. Однако это не означает, что он непосредственно сам будет готовить текст законопроекта и оформлять всю необходимую документацию. Он может выдвинуть идею, концепцию нужного законопроекта, сформулировать его основные положения. Реализацией же этой идеи, ее развитием, оформлением, воплощением в жизнь занимаются помощники депутата.

  1. Законотворчество — довольно редкая юридическая специализация. Скажите, что нужно, чтобы стать специалистом в этой сфере? Как Вы сами пришли к работе помощником депутата?

Как это ни банально, но необходима практика. Причем именно в сфере законотворчества. Юрист-законопроектировщик легко может перейти в сферу консалтинга либо судопроизводства. Я, например, имел свидетельство адвоката и, работая помощником депутата, занимался не только законопроектами. Сейчас консультирую одно из московских PR-агентств по вопросам юридического сопровождения политической деятельности, работаю третейским судьей. А вот консалтинговый юрист или юрист-судебник быстро освоить законотворчество не сможет. Правотворчество — это сфера совершенно отличная от правоприменения. Хороший законопроектировщик получается после как минимум 4-5 лет работы в сфере законопроектирования. К моменту начала работы в парламенте я уже успел поработать в Антимонопольном комитете Украины и в Министерстве юстиции. Специализировался я именно в сфере законотворчества, было солидное портфолио подготовленных законопроектов.

  1. Когда-то Вы работали в Украине, сейчас в России. Есть ли значительные различия в законотворчестве этих стран?

Лично я работаю с российским законопроектированием уже около 9 лет, с 2007 года, и могу сказать, что правовые системы России и Украины похожи. Это естественно — «юридическое прошлое» у нас общее. В целом есть некоторые различия, в основном в процедурах прохождения законопроекта в законодательных органах. Но принципиального различия нет, сходство составляет около 90%.

  1. Как Вы считаете, специалист по законопроектированию может работать только в политике и государственных структурах, или же он может найти себе применение и в бизнесе?

Безусловно, в бизнес-сфере специалист с опытом законотворчества — идеальная кандидатура в советники CEO либо владельца бизнеса. Именно он должен отслеживать последние политические и законодательные изменения, давать аналитические прогнозы по ним, координировать работу по разработке внутренней нормативной базы компании (в целом это направление похоже на законотворчество, хотя намного проще него), давать рекомендации по взаимодействию с органами власти, проводить независимую юридическую экспертизу ключевых документов и визировать их перед передачей на подпись руководителю. К сожалению, в большинстве компаний сейчас не очень четко разграничены должности секретаря, личного помощника и советника. В итоге предварительным просмотром и визированием документов, поступающих на подпись CEO, занимается девушка с лингвистическим образованием, отвечающая на звонки в приемной. Разумеется, в ряде случаев, она просто не может адекватно провести экспертизу документов и оценить риски. В западных компаниях обязанности секретаря-референта, бизнес-ассистента и советника четко разделены.