Вилхельм Мэйбах - Майбах Моторенбау Гмбх

Вилхельм Мэйбах, немецкий инженер-конструктор, спроектировавший  первый “Мерседес”, свой трудовой путь  начал в  пятнадцать лет на машиностроительном заводе в Ройтлингене, причем,  днем познавал науку в конструкторском бюро завода, и практиковался  в мастерской, а вечером - в городской школе, занимался п естественными науками  и черчением, а впоследствии там же осваивал  математику. В эти же  годы  Вильгельм, обладая большой трудоспособностью и целеустремленностью  внимательно знакомился с  трудами по технической механике Юлиуса Вайсбаха. 

Когда в 1863 году  на фирме  Deutz,  в Карлсруэ,  принадлежавшей Н. А. Отто и Э. Лангену,  на пост технического директора фирмы был назначен Готтлиб Даймлер, фирма занималась разработкой стационарных  двигателей внутреннего сгорания, и  через 6 лет,  в 1869 году Даймлер пригласил на работу Майбаха.  Даймлер  и  Майбах  при поддержке Лангена  стали внедрять идею  конструкции  транспортного двигателя внутреннего сгорания (ДВС),  представляющего собой по техническим параметрам более совершенную конструкцию  - по весу -  легче  и по размерам - меньше стационарного, выпускаемого на заводе.

Между разработчиками  и руководством компании возникли разногласия,  и  тогда Даймлер решил открыть в  Бад-Каннштадте свое дело, пригласив Майбаха работать с ним. По их договору, подписанному в 1882 году,   Майбах отвечал за  техническое проектирование, при  этом, если разработка коснется  коммерческой реализации – ему назначается  твердая  денежная сумма - премия.

Первый стационарный двигатель Майбаха собственной конструкции был готов в августе 1883 года, его мотор весил 40 кг и работал, на светильном газе, в том же году, в  декабре появился другой образец двигателя с  рабочим объемом 1,4 л, мощностью 1,6 л.с. Вместе с этим,  Майбах подал другую идею – новую систему зажигания с помощью, им  разработанной конструкции- трубки накаливания, нагретой докрасна горелкой и  специальным клапаном, управляющим горением в камере сгорания, при этом устойчивая работа наблюдалась только при самом малом числе оборотов, однако отметим, что  в то время на практике в стационарных двигателях смесь поджигалась открытым пламенем.

Вильгельм не останавливался на достигнутом, он стремился к усовершенствованию конструкции, так в том же 1883 году он провел испытания своего нового мотора, представляющего собой - одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. На следующий год  появился усовершенствованный вариант двигателя с необычной формой, названный им  "напольными часами", но  развивавший 0,5 л.с., 246 см3. Майбах видоизменяя конструкцию - добился не только снижения веса двигателя, но и внешнего его изящества.

При  дальнейших разработках конструкций ДВС последовала разработка испарительного карбюратора, и  стало использоваться  жидкое топливо вместо светильного газа. И настоящим рывком в технике двигателестроения – это пришлось на осень 1885 года, когда  двигатель Майбаха привел в движение мотоцикл, тогда его называли, моторный велосипед. Его испытания прошли 10 ноября 1885 года.

Спустя год Майбах снова  усовершенствовал двигатель, - увеличил диаметр и ход поршня однако - мотор перегревался и применение  водяного охлаждения было безрезультатным  и от этого варианта  пришлось отказаться.

4 марта 1887 года, был проведены испытания двигателя объемом 0,462 л., установленного на первом в мире четерехколесном автомобиле, а спустя четыре недели появилась моторная лодка с тем же двигателем на озере близ Бад-Каннштадта. 

Майбах с  большой тщательностью собирал и систематизировал результаты всех своих испытаний. Спустя какое-то время,  Майбах стал готовился к открытию  в 1889 году Всемирной Парижской выставки, и  разработал первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор  и установил на новом автомобиле Даймлере-Штальрадваген ( пер."со стальными колесами")   первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор,  где колеса приводились в движение не  ременной передачей, а  шестеренками. Такая  конструкция привлекла  большой коммерческий интерес.

Велосипедный завод NSU в Неккарзульме взялся за постройку автомобиля, причем французы Арман Пежо и Эмиль Левассор купили патент на двигатель и передачи, дав обещание,-  на выпускаемые ими моторы ставить марку Daimler.
Даймлер, на деньги, вырученные за патент, создал для Майбаха,  талантливого сотрудника отдельную мастерскую, для проведения исследований.

Майбах  совместно с венгром Донатом Банки в 1893 году,  разработал первый распылительный карбюратор с жиклером типа шприца. Через год  - получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а еще год спустя  появился его двухцилиндровый рядный двигатель Феникс, однако его конструкция не устраивала инженера и он постоянно его совершенствовал , и в 1896 году появился  новый радиатор оригинальной конструкции с улучшенными показатели мотора, а к  1899 году был разработан  четырехцилиндровый "Феникс", установленный  на гоночный автомобиль, созданный по заказу посла Австро-Венгерской империи в Ницце Эмиля Еллинека. На этой машине Еллинек под псевдонимом Мерседес (по имени его дочери),  21 марта 1899 года  победил в горных гонках Ницца - Ля-Тюрби. Вскоре это отразилось  на торговой марке завода Daimler, ее бренд стал – “Мерседес“.

Положение Майбаха ухудшилось в  1900 году после смерти Готтлиба Даймлера и  инженер, отдававший себя работе, вынужден был писать прошения о прибавке к жалованию.

Затем модели Феникса сменил  Симплекс 1902 года, выпущенный под маркой Mercedes с  четырехцилиндровым мотором с  рабочим объемом 5320 смЗ, мощностью 32 л.с. при 1100 об/мин и четырехступенчатой коробкой передач. Затем гоночный Mercedes 1902 года усиленболее мощным мотором, а для гонок "Гордон-Беннетт" уже в 1903 году был  построен автомобиль с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 9,24 л мощностью 60 л.с. при 1000 об/мин.

Заметим, что в 1907 году, фирма Deutz приступила к строительству легковых  автомобилей,  а позже - грузовиков, тракторов, автобусов, однако  к этому времени Даймлер и Майбах, разработчики   ДВС,  уже ушли из фирмы.

Майбах покинув фирму, слава которой  основывалась на его таланте  на  61 году жизни и  увлекся идеей создания двигателей для знаменитых в те годы  дирижаблей Zeppelin, и, благодаря  поддержки  графа Фердинанда Цеппелина, Майбах и его сын Карл зарегистрировали  моторостроительную компанию. Майбах Моторенбау Гмбх в городе Фридрихсхафене, на берегу Баденского озера.

Вильгельм Майбах был ведущим консультантом, а фирмой руководил его сын - Карл Майбах. После первой мировой войны. Майбах прекратил свою работу.

Майбах, талантливый инженер с огромным конструкторским  опытом  и проведением различных испытаний, сразу понял, что к разработке автомобиля нужно подходить в комплексе разработок всех его составляющих и в этом был его успех..
Современники назвали Майбаха  "королем конструкторов", а Общество немецких инженеров в  1922 году  отметило его  званием "конструктор-первопроходец".

Под руководством  70- летнего Карла Майбаха  на  заводе в Фридрихсхафене  в 1921 году, хотя на данный период времени, инженер-конструктор  уже не работал,  был построен первый автомобиль, сейчас известный под маркой Maybach. 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма