Вилхельм Мэйбах, немецкий инженер-конструктор, спроектировавший первый “Мерседес”, свой трудовой путь начал в пятнадцать лет на машиностроительном заводе в Ройтлингене, причем, днем познавал науку в конструкторском бюро завода, и практиковался в мастерской, а вечером - в городской школе, занимался п естественными науками и черчением, а впоследствии там же осваивал математику. В эти же годы Вильгельм, обладая большой трудоспособностью и целеустремленностью внимательно знакомился с трудами по технической механике Юлиуса Вайсбаха.
Когда в 1863 году на фирме Deutz, в Карлсруэ, принадлежавшей Н. А. Отто и Э. Лангену, на пост технического директора фирмы был назначен Готтлиб Даймлер, фирма занималась разработкой стационарных двигателей внутреннего сгорания, и через 6 лет, в 1869 году Даймлер пригласил на работу Майбаха. Даймлер и Майбах при поддержке Лангена стали внедрять идею конструкции транспортного двигателя внутреннего сгорания (ДВС), представляющего собой по техническим параметрам более совершенную конструкцию - по весу - легче и по размерам - меньше стационарного, выпускаемого на заводе.
Между разработчиками и руководством компании возникли разногласия, и тогда Даймлер решил открыть в Бад-Каннштадте свое дело, пригласив Майбаха работать с ним. По их договору, подписанному в 1882 году, Майбах отвечал за техническое проектирование, при этом, если разработка коснется коммерческой реализации – ему назначается твердая денежная сумма - премия.
Первый стационарный двигатель Майбаха собственной конструкции был готов в августе 1883 года, его мотор весил 40 кг и работал, на светильном газе, в том же году, в декабре появился другой образец двигателя с рабочим объемом 1,4 л, мощностью 1,6 л.с. Вместе с этим, Майбах подал другую идею – новую систему зажигания с помощью, им разработанной конструкции- трубки накаливания, нагретой докрасна горелкой и специальным клапаном, управляющим горением в камере сгорания, при этом устойчивая работа наблюдалась только при самом малом числе оборотов, однако отметим, что в то время на практике в стационарных двигателях смесь поджигалась открытым пламенем.
Вильгельм не останавливался на достигнутом, он стремился к усовершенствованию конструкции, так в том же 1883 году он провел испытания своего нового мотора, представляющего собой - одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. На следующий год появился усовершенствованный вариант двигателя с необычной формой, названный им "напольными часами", но развивавший 0,5 л.с., 246 см3. Майбах видоизменяя конструкцию - добился не только снижения веса двигателя, но и внешнего его изящества.
При дальнейших разработках конструкций ДВС последовала разработка испарительного карбюратора, и стало использоваться жидкое топливо вместо светильного газа. И настоящим рывком в технике двигателестроения – это пришлось на осень 1885 года, когда двигатель Майбаха привел в движение мотоцикл, тогда его называли, моторный велосипед. Его испытания прошли 10 ноября 1885 года.
Спустя год Майбах снова усовершенствовал двигатель, - увеличил диаметр и ход поршня однако - мотор перегревался и применение водяного охлаждения было безрезультатным и от этого варианта пришлось отказаться.
4 марта 1887 года, был проведены испытания двигателя объемом 0,462 л., установленного на первом в мире четерехколесном автомобиле, а спустя четыре недели появилась моторная лодка с тем же двигателем на озере близ Бад-Каннштадта.
Майбах с большой тщательностью собирал и систематизировал результаты всех своих испытаний. Спустя какое-то время, Майбах стал готовился к открытию в 1889 году Всемирной Парижской выставки, и разработал первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор и установил на новом автомобиле Даймлере-Штальрадваген ( пер."со стальными колесами") первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор, где колеса приводились в движение не ременной передачей, а шестеренками. Такая конструкция привлекла большой коммерческий интерес.
Велосипедный завод NSU в Неккарзульме взялся за постройку автомобиля, причем французы Арман Пежо и Эмиль Левассор купили патент на двигатель и передачи, дав обещание,- на выпускаемые ими моторы ставить марку Daimler.
Даймлер, на деньги, вырученные за патент, создал для Майбаха, талантливого сотрудника отдельную мастерскую, для проведения исследований.
Майбах совместно с венгром Донатом Банки в 1893 году, разработал первый распылительный карбюратор с жиклером типа шприца. Через год - получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а еще год спустя появился его двухцилиндровый рядный двигатель Феникс, однако его конструкция не устраивала инженера и он постоянно его совершенствовал , и в 1896 году появился новый радиатор оригинальной конструкции с улучшенными показатели мотора, а к 1899 году был разработан четырехцилиндровый "Феникс", установленный на гоночный автомобиль, созданный по заказу посла Австро-Венгерской империи в Ницце Эмиля Еллинека. На этой машине Еллинек под псевдонимом Мерседес (по имени его дочери), 21 марта 1899 года победил в горных гонках Ницца - Ля-Тюрби. Вскоре это отразилось на торговой марке завода Daimler, ее бренд стал – “Мерседес“.
Положение Майбаха ухудшилось в 1900 году после смерти Готтлиба Даймлера и инженер, отдававший себя работе, вынужден был писать прошения о прибавке к жалованию.
Затем модели Феникса сменил Симплекс 1902 года, выпущенный под маркой Mercedes с четырехцилиндровым мотором с рабочим объемом 5320 смЗ, мощностью 32 л.с. при 1100 об/мин и четырехступенчатой коробкой передач. Затем гоночный Mercedes 1902 года усиленболее мощным мотором, а для гонок "Гордон-Беннетт" уже в 1903 году был построен автомобиль с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 9,24 л мощностью 60 л.с. при 1000 об/мин.
Заметим, что в 1907 году, фирма Deutz приступила к строительству легковых автомобилей, а позже - грузовиков, тракторов, автобусов, однако к этому времени Даймлер и Майбах, разработчики ДВС, уже ушли из фирмы.
Майбах покинув фирму, слава которой основывалась на его таланте на 61 году жизни и увлекся идеей создания двигателей для знаменитых в те годы дирижаблей Zeppelin, и, благодаря поддержки графа Фердинанда Цеппелина, Майбах и его сын Карл зарегистрировали моторостроительную компанию. Майбах Моторенбау Гмбх в городе Фридрихсхафене, на берегу Баденского озера.
Вильгельм Майбах был ведущим консультантом, а фирмой руководил его сын - Карл Майбах. После первой мировой войны. Майбах прекратил свою работу.
Майбах, талантливый инженер с огромным конструкторским опытом и проведением различных испытаний, сразу понял, что к разработке автомобиля нужно подходить в комплексе разработок всех его составляющих и в этом был его успех..
Современники назвали Майбаха "королем конструкторов", а Общество немецких инженеров в 1922 году отметило его званием "конструктор-первопроходец".
Под руководством 70- летнего Карла Майбаха на заводе в Фридрихсхафене в 1921 году, хотя на данный период времени, инженер-конструктор уже не работал, был построен первый автомобиль, сейчас известный под маркой Maybach.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ЖУРНАЛА ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ
Модератор рубрики - Абол Римма