ГЕНРИ ФОРД

Генри Форд родился 30 июля 1863 г. в штате Мичиган на ферме отца вблизи поселка Диборн, находившегося в 11 км от Детройта.
Он был одним из восьми детей Уильяма и Мэри Форд. Когда родителям не требовалась его помощь на ферме или когда он сам не был
занят починкой часов или сельскохозяйственной техники, Генри посещал занятия в местной сельской школе. В итоге он научился основам арифметики, чтения и письма, но врядли мог считаться образованным человеком.

В возрасте 16 лет Генри был принят на три года учеником слесаря в механическую мастерскую Джеймса Флауэра в Детройте. Там он
познакомился с устройством двигателя внутреннего сгорания, а также пытался увеличить свои доходы за счет ремонта часов, подумывая при этом об организации их массового производства. Затем он начал работать слесарем в Detroit Drydock Company, но вскоре вернулся на родительскую ферму, где основал маленькую производственную мастерскую и устроился на неполный рабочий день в Westinghouse Engine Company. Там он построил трактор с самодельным паровым двигателем на шасси от старой сенокосилки.

Г. Форд вернулся в Детройт, чтобы получить место инженера в Edison Illuminating Company, а уже в 1893 г. стал ее главным инженером. В 1888 г. он женился на Кларе Брайант, которая через пять лет родила ему единственного сына. В качестве главного инженера Edison Company Г. Форд отвечал за предоставление услуг по электроснабжению в Детройте и мог быть вызван на работу в любое время суток. Хотя и урывками, но он все же смог начать эксперименты по созданию автомобиля с бензиновым мотором. Свой первый двигатель внутреннего сгорания он собрал в 1893 г., а его первый автомобиль с четырехтактным двигателем появился на свет еще через три
года. Скончался 7 апреля 1947 года в городе Диборн, штат Мичиган.

Основные работы:
- «Моя жизнь и работа»
- «Сегодня и завтра: Организация управления в автомобильной промышленности США»
- «Международное еврейство»


Генри Форда обычно считают создателем «отрасли отраслей» XX в. и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития. Его компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие ее деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений.
История популярности в нашей стране Генри Форда и его системы принципов восходит к середине 20-х годов. Две из четырех книг Генри Форда, написанные от его имени журналистом С. Краутером, были переведены (с цензурными сокращениями) тогда на русский язык наряду с работами Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Гантта, Э. Карнеги и некоторых других известных предпринимателей и менеджеров. Но
в годы «холодной войны» хождение получил образ Г. Форда как одного из некоронованных королей Америки и самых жестоких эксплуататоров рабочего класса. Во время перестройки, когда появились разнообразные публикации об «ударниках капиталистического труда», идеи Г. Форда, давно устаревшие на Западе, снова стали выдаваться за истину в последней инстанции, за эталон того, как надо работать (и в первый раз фордизм стали изучать у нас, когда он уже показал свою ограниченность!). Г. Форд приобрел в нашей
стране прямо-таки былинный образ не только индустриального гения, но и не похожего на всех прочих капиталистических дельцов предпринимателя, достигшего вершин успеха благодаря стремлению служить обществу, а не просто желанию обогатиться.