ДИАГНОСТИКА ИМИДЖА ТОП-МЕНЕДЖЕРА (НА ФОКУС-ГРУППЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ):ЦАРЬ ЛЖЕДМИТРИЙ I (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Автор: К. Усович

ДИАГНОСТИКА ИМИДЖА ТОП-МЕНЕДЖЕРА (НА ФОКУС-ГРУППЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ):
ЦАРЬ ЛЖЕДМИТРИЙ I
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
К. Усович
Первого сына, родившегося у царя Ивана Грозного, назвали Дмитрием. В случае кончины отца он стал бы правителем России под именем Дмитрия III. Избавитель России от ига, Дмитрий Донской считался Дмитрием I. Второй Дмитрий, внук Ивана III, первым из русских князей прошел церемонию венчания на царство, однако трона не получил и был умерщвлен в тюрьме в княжение Василия III, отца Грозного.
Потенциальному Дмитрию III также не суждено было закрепиться на этом свете. Он утонул в шестимесячном возрасте в результате несчастного случая. И своему последнему сыну от Марии Нагой Грозный, тем не менее, вновь решается дать имя Дмитрий. Но злой рок неотвратим, и малолетний царевич погибает в Угличе. Однако судьбоносное имя все+таки пробивается на русский трон, но… в чужом теле. И нам предстоит выяснить, какой глубинный имидж подкрепил данный исторический сюжет.

Природный вождизм и харизма лидера, присутствуя в личности топ-менеджера, дают ему огромную фору перед другими компетенциями руководителя в задачах управления персоналом. На примере имиджа царя Бориса Годунова мы обнаружили (см. за 2007 г., № 20), что даже неярко выраженное прирожденное лидерство способствует стремительному карьерному взлету персонажа. Но если человек не харизматик и при этом имеет твердое желание стать лидером, отчаиваться не следует. При наличии изобретательности и искусства убеждения можно выстроить эффективную стратегию онтологической игры, сущностью которой будет являться совершенно определенная социальная роль, соответствующая конкретному глубинному имиджу. Указанный имидж позволил рассматриваемому здесь персонажу проделать путь от боярского холопа до императора всего за 4 года. Прежде чем перейти непосредственно к диагностике имиджа, приведем некоторые полезные нам сведения из теории стратегического менеджмента.
Во-первых, потенциальный стратег должен иметь привлекательную и достижимую для себя ролевую модель успешного стратега на примерах из истории или бизнеса. Вовторых, стратегию осуществляет мотивированная команда, в которую лидер должен вселить уверенность в реализации стратегии и в случае успеха сохранить. В-третьих, после успешной реализации стратегии необходимо обязательно выработать другую и уйти из точки стагнации.

Нарушение только одного второго пункта стоило обсуждаемому ниже персонажу не только карьеры, но и жизни.
Итак, какие же силы позволяют лидеру вести эффективную системную игру? Известный специалист по системным бизнес-играм Майкл Холл справедливо вычленяет силы внешние, общественные (общение и поведение) и силы внутренние, личные (мысли и эмоции). Личностное покорение внешних сил может идти по пути овладения манипулятивными и другими технологиями влияния, что стало особенно популярно в России в последние годы. Развитие внутренних сил личности невозможно без обретения и сохранения своего глубинного имиджа, подлинного двигателя нашей судьбы.

По мнению топ-менеджера компании Herman Miller: «Первейшая обязанность руководителя — оценить реальность. Последняя — сказать «спасибо». В остальном руководитель — это слуга». Имидж слуги двух и более господ связывается в глубинной психологии с первообразом Гермеса. Именно этот имидж диагностировали в личности первого русского императора Лжедмитрия I.