МНОГОПРОФИЛЬНАЯ КЛИНИКА «ЦЕНТР ЭНДОХИРУРГИИ И ЛИТОТРИПСИИ»

Владимир Игоревич Кукушкин, коммерческий директор

Корпоративный ДМС — новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?
— Для крупных компаний наличие ДМС в компенсационных пакетах является элементом конкурентного преимущества на рынке труда. Безусловно, для любого человека сейчас важно иметь социальную защищенность, в т.ч. и в части медицинского обслуживания. Рынок труда достаточно бурно развивается. Есть распространенное мнение, что в текущий момент времени существует дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной. Соответственно компании стараются создать дополнительные привлекательные условия для того, чтобы при найме сотрудников выбрали именно их. Как правило, в тех программах ДМС, которые предлагаются в качестве соцпакета, нет ничего такого, что не покрывалось бы программой ОМС, за редким исключением. Вопрос лишь в том, что предлагается обслуживаться в более современных клиниках, коммерческих клиниках с
более лучшим оборудованием и более высоким уровнем сервиса.

Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас? В чем минусы?
— Здесь есть такой существенный нюанс, который, с моей точки зрения, не позволяет считать медицинскую страховку, приобретаемую большинством компаний для своих сотрудников, как серьезное преимущество. Дело в том, что приобретение этой страховки обусловлено, в первую очередь, не столько желанием сохранить здоровье сотрудника, а созданием неких условий для того, чтобы сотрудник был более заинтересован в том, чтобы работать в этой компании. Соответственно, у работодателя существует естественное желание потратить на это как можно меньше средств. За этим стоит и тот набор услуг, и тот уровень сервиса, который предполагает приобретаемая программа страхования. Те страховые компании, которые продают такие продукты, стараются предложить минимально возможную цену, что влечет за собой ряд подводных камней, невидимых до тех пор, пока сотрудник не попробует воспользоваться своим страховым полисом.

Первое — большая ограниченность в наборе оплачиваемых медицинских услуг (внимательно читаем программу страхования, и список исключений).

Второе — на сегодняшний день имеется большое количество фактов, и это признают даже те же работодатели, которые покупают страховки для своих сотрудников, что попасть в лечебное учреждение, предусмотренное программой страхования, далеко не всегда можно быстро, без очереди и в удобное время. А когда все же попадаешь к врачу, врач большую часть времени уделяет заполнению бумаг, нежели самому пациенту. Это определенная стратегия бизнеса некоторых лечебных учреждений — по минимальной цене продать медицинскую программу, прикрепить на обслуживание как можно большее количество пациентов, в три-пять раз больше, чем физически возможно обслужить. Поэтому фактически воспользоваться этой страховкой работники компании не всегда могут в полном объеме. Я знаю массу примеров, когда сотрудник, имея корпоративную страховку, несколько раз не имея возможности ей воспользоваться, платит деньги и обслуживается в тех местах, где ему удобнее, где оказывают ту помощь, которая ему необходима.

Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.

На этот счет есть две версии. Первая — это не является мифом. Есть медицинская программа, где описаны те заболевания, исследования, манипуляции, которые оплачиваются страховой компанией, и исключения из медицинской программы, то есть те услуги, которые не оплачиваются. Пациент, обращаясь к врачу с тем заболеванием, лечение которого не входит в медицинскую программу и получив отказ, может воспринять это как скрытую инструкцию, хотя на самом деле это четко прописано в программе страхования (мелким шрифтом в конце договора).
Второе — недобросовестная конкуренция между страховыми компаниями, когда в медицинскую программу вписываются ряд заболеваний или услуг, формально подлежащие оплате, которые на самом деле фактически запрещают врачам оказывать в соответствующих медицинских учреждениях. То есть возможен определенный сговор между медицинским учреждением и страховой компанией. Но это уже вопрос добросовестности врача, руководителя медицинского учреждения и страховой компании. Я лично таких фактов не знаю. Скорее всего речь идет о невнимательном изучении договора страхования.

Каким оборудованием располагает Ваша клиника?
— Наша клиника, а на сегодняшний день — это многопрофильное учреждение, располагает самым современным оборудованием. Можно сказать, что мы идем на гребне волны инноваций медицинских технологий. В свое время, мы первые в России закупили аппарат для дистанционной литотрипсии (дробление камней в почках).

За последние несколько лет наша клиника, также одна из первых, закупила самый современный 64-срезовый компьютерный томограф General Electric, новейшие видеоэндоскопические стойки Olympus, самый современный на сегодняшний день ангиографический аппарат Siemens и многое другое. МК ЦЭЛТ является клинической базой для Курса новых медицинских технологий Московской Медицинской Академии имени Сеченова. На базе нашей клиники организован учебный процесс по повышению квалификации врачей. Мы занимаемся как образовательной деятельностью и лечением пациентов, так и достаточно много времени уделяется науке, что невозможно без наличия современной аппаратуры. Такой позитивный симбиоз позволяет нам быть всегда на шаг впереди остальных в плане современного оснащения и внедрения новых медицинских технологий.

А профессиональный потенциал?
— Нашей клинике в следующем году исполняется уже 15 лет. При том, что мы полностью коммерческое медицинское учреждение и не имеем ни копейки государственных денег и квот, мы имеем возможность закупать самое современное оборудование, заниматься наукой и постоянно развиваться. И все это результат работы наших врачей, их профессионализма и командной работы, что в свою очередь и создает репутацию клиники. Около 70-80% наших врачей работает здесь с момента основания. К примеру, наша бригад хирургов работает вместе уже с 92-го года, они начинали вместе работать еще до образования клиники. Буквально месяц назад они делали сообщение о том, что за это время они вместе выполнили более 12 тысяч эндоскопических операций только по удалению желчного пузыря с потрясающими результатами. Это говорит о высочайшей квалификации хирургов и особой их ценности как слаженного механизма, способного решить гораздо более сложные задачи, чем вновь созданный коллектив. И это лишь один из примеров, коих можно привести множество.

Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?
— Первое, наверное, это стресс. Как с ним бороться — об этом много написано. Гиподинамия, то есть малоподвижный образ жизни, что сказывается на сердечно-сосудистой системе, повышении веса, проблемах с опорно-двигательным аппаратом и так далее. В жизни человека должна присутствовать достаточная физическая активность, если 8 часов сидишь на кресле, нужно уделить время для того, чтобы потратить определенное количество калорий и энергии, занимаясь спортом или иметь активный образ жизни.


Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?
— Бережно относишься к своему здоровью только тогда, когда понимаешь реально насколько дорого лечиться в нашей стране, не смотря ни на ОМС, ни на ДМС. Работая в клинике каждый день, сталкиваясь со счетами, договорами, выписками, понимаешь,
насколько большие деньги люди вынуждены тратить на лечение тех или иных заболеваний и проблем.
Подсознательно начинаешь осознавать, что разговоры о профилактике и бережному отношению к своему здоровью — это не пустые слова, а термины, которые имеют совершенно определенную финансовую подоплеку.

В некоторых западных компаниях существует такая практика, как доплаты за спортивный образ жизни, отсутствие вредных привычек. Как Вы считаете, это применимо к России?
— Определенно, Да. Я знаю, что в некоторых компаниях такая практика существует, наряду с медицинской страховкой предполагается, например, абонемент в фитнес-центр. И преимущество такого подхода совершенно очевидно. Во-первых затраты на профилактику всегда окупаются повышением производительности труда. Во-вторых, имею более спортивный и активный коллектив, всегда возможно получить от страховой компании более низкую цену за медицинское страхование сотрудников.

С какими страховыми компаниями Вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС?
— Работаем мы практически со всеми страховыми компаниями. Если с кем-то мы еще не работаем, то просто друг о друге не знаем. Мы известны на рынке, договорная база у нас достаточно большая. Касательно законодательной базы ДМС, есть один ключевой момент, который, на мой взгляд, немного деформирует идею оплаты за медицинское обслуживание за сотрудников организаций. До некоторого времени те деньги, которые предприятие тратило на оплату лечения сотрудников в медицинских учреждениях, относились на затраты предприятия. После выхода нового Кодекса, эти средства должны оплачиваться из чистой прибыли предприятия, и кроме этого считается что пациент получил доход в сумме, на которую были оказаны услуги и с которой необходимо заплатить 13% подоходный налог. Что безусловно стало не выгодно делать. В настоящее время, организация имеет возможность тратить до 3% от фонда заработной платы на медицинское страхование, и вот эти деньги оно имеет право отнести на затраты. Соответственно, предприятию стало не выгодно работать напрямую с лечебным учреждением с финансовой точки зрения. Законодательство вынудило оплачивать лечение через страховые компании.
С одной стороны, страховая компания (СК) выполняет роль организатора и координатора, знает куда направить пациента в том или ином случае, знает все медицинские учреждения и умеет достаточно быстро организовать госпитализацию, и соответственно зарабатывает на этом. Однако СК имеет свой совершенно определенный интерес — потратить как можно меньше денег. И этот интерес далеко не всегда совпадает с интересом самого предприятия или пациента.
На мой взгляд, предприятие должно иметь выбор, который сейчас законодательно ограничен.

При общении компания-заказчик и страховая компания не всегда все очень чисто, и бывают такие интересные моменты, как откаты и прочее. Откаты либо возвращаются к компании, либо к HR- менеджеру, который занимается подбором страховой компании.
— Не могу этого исключать. Как я уже говорил, у нас есть законодательство, и оно позволяет эти 3% от фонда заработной платы тратить на медицинское страхование. Соответственно, предприятие замотивировано эти деньги тратить. Все зависит от фонда
заработной платы. 3% — это могут быть и 3 копейки, и внушительная сумма. Второй вопрос, заинтересовано ли предприятие просто отнести эти деньги на затраты или реально потратить эти деньги на лечение своих сотрудников. Здесь уже все зависит от менеджмента предприятия, и они могут использовать страховую компанию в полном смысле слова для организации лечения своих сотрудников и выбирать ее на тендерной основе, либо использовать страховую компанию как некоего финансового посредника, который позволяет эти деньги транслировать дальше и потратить на что-то еще.

Как Вы считаете, законодательная база добровольного медицинского страхования в принципе адекватна на данный момент? Она не тормозит развитие отрасли в целом?
— Я этого, во всяком случае, не ощущаю. Исходя из моего опыта общения со страховыми компаниями, я не вижу каких-то существенных препятствий или сложностей в организации этого бизнеса. Безусловно, на рынке есть конкуренция. Но рынок ДМС каждый год растет, и в будущем предсказывают еще более быстрый рост. Эта конкуренция обуславливает как раз возникновение дешевых продуктов, которые под собой мало что имеют. При этом интересы пациента просматриваются в очень далекой перспективе.
Может быть, этот вопрос и требует более пристального законодательного регулирования.