КОРПОРАТИВНЫЙ ДМС Т. Акинфиева, Н. Глазунова (интервью)

МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР «ДОКТОР 2000»

Акинфиева Татьяна Андреевна,заместитель директора по ДМС

Корпоративный ДМС — новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?
— Добровольное медицинское страхование дает возможность предприятиям сформировать достойный социальный пакет, что позволяет привлечь новые, нужные предприятию кадры, способствует закреплению лучших сотрудников, снижает текучесть кадров, является неотъемлемой частью корпоративной культуры уважающих себя компаний и организаций. Расходы на ДМС относятся на себестоимость (в размере 3% от ФОТ) и не подлежат налогообложению. ДМС позволяет предложить страхователю комплексное медицинское обслуживание, включающее услуги разных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), в т.ч. стационарную, либо узко специализированную медицинскую помощь. Забота о здоровье сотрудников снижает потери от временной утраты трудоспособности, повышает производительность труда, способствует непрерывности и стабильности производственного процесса.

Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас? В чем минусы?
— Не всегда 3% от ФОТ хватает на реально необходимый объем медицинских услуг. Поэтому Страхователи либо ограничивают программы страхования, либо страхуют не всех сотрудников, либо часть сотрудников страхуют по полным программам ДМС, а часть — по сокращенным. Некоторые медицинские услуги и заболевания не входят в программу страхования и являются исключениями из программы ДМС. Чаще всего страховым случаем по программе ДМС является обращение в лечебное учреждение по поводу острого и обострения хронического заболевания, а профилактически провериться в лечебное учреждение не сходишь, прививки не сделаешь — не страховой случай. Лечебное учреждение может предложить предприятию программы профилактической направленности: профосмотры лиц декретированных категорий, предрейсовые медосмотры водителей, вакцинацию от гриппа и других инфекционных заболеваний, оформление справок для ГИБДД, удобные и экономные программы «Врач офиса», где за скромные деньги врач регулярно будет вести прием непосредственно в офисе и др.

Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.
— Это не скрытые инструкции, а прописанные в Программе и Правилах ДМС исключения по заболеваниям и медицинским услугам, не входящим в программу ДМС. Кстати, сами Программы обязательно должны быть у каждого застрахованного, то есть об этих исключениях застрахованный знает заранее. Врачи лечебного учреждения не могут оказывать услуги сверх программы ДМС. Если такая услуга все же необходима пациенту, то он может самостоятельно оплатить ее стоимость или обратиться в городское лечебное учреждение, которое может провести необходимое лечение или исследование в рамках программы госгарантий бесплатно.

Каким оборудованием располагает Ваша клиника?
— Медицинский центр «Доктор 2000» располагает самым современным оборудованием, позволяющим проводить лабораторную, функциональную, ультразвуковую, лучевую (рентген), эндоскопическую и другие виды диагностики.
Всего за один час определяем более 30 показателей крови и 11 компонентов мочи. УЗ-исследования проводятся на оборудовании экспертного класса («Logiq 5 Expert»). ЭКГ на аппарате «Cardio Max FX-3010». У нас проводится холтеровское мониторирование ЭКГ и АД («Medilog FD5 Holter Recorder»), эхокардиография, исследуется функция внешнего дыхания. Медицинский центр имеет возможность проведения всей диагностики, в том числе лабораторной, на дому и в офисе — портативный аппарат для ультразвуковых исследований «Logiq Book», портативный электрокардиограф «Cardiette», аппарат для исследования функции внешнего дыхания. Кабинет врача-офтальмолога оборудован комплексом современного офтальмологического оборудования (аппарат «Reichert», периметр для компьютерного определения полей зрения «Otopront» и др.) . ЛОР-кабинет оборудован отоларингологическим комбайном, прибором для ультразвуковой диагностики заболеваний пазух носа, аудиометром (для диагностики различных форм тугоухости), операционным микроскопом, эндоскопическим оборудованием. Медицинский центр оснащен оборудованием для проведения хирургических операций и манипуляций (общехирургических, гинекологических, отоларингологических) с использованием методов традиционной, малоинвазивной, лазерной (аппарат «Шарплан») и радиоволновой хирургии (аппарат «Сургитрон»). Есть дневной стационар. Хорошо оборудованное отделение восстановительного лечения позволяет проводить ударно-волновую терапию (лечение пяточных шпор, остеоартрозы и пр.) внутривенную лазерную терапию, все виды лечения токами, ультразвуковую, лазеро-, УВЧ-, магнитотерапию, гидроколонотерапию. Аппарат «Hydrofor», позволяет без нарушения целостности ткани вводить лекарственные препараты на глубину до 10 см в очаг поражения ( лечение радикулита, остеохондроза, артритов, аднекситов и пр.).

А профессиональный потенциал?
— В Медицинском центре работают врачи всех основных специальностей: терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, урологи, кардиолог, невролог, отоларинголог, офтальмолог, ревматолог, аллерголог-иммунолог, травматолог-ортопед, маммолог, проктолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, дерматокосметолог, инфекционист, рентгенолог, эндоскопист, врачи функциональной, ультразвуковой и клинической лабораторной диагностики, спермолог, а также мануальный терапевт, иглорефлексотерапевт, физиотерапевт. Основной состав врачей Медицинского центра — доктора и кандидаты медицинских наук, а также врачи высшей квалификационной категории.

Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?
— Для офисных работников из-за малоподвижного образа жизни характерны заболевания опорно-двигательного аппарата (остеохондроз позвоночника), патология, связанная со зрительной нагрузкой (артериальная гипертензия, глазные болезни). В целях профилактики «офисных» заболеваний рекомендуется соблюдение режима труда и отдыха, производственная гимнастика, профилактические медицинские осмотры.

Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?
— Стимулировать работников за отсутствие больничных листов.

С какими страховыми компаниями Вы работаете? Ваше мнение о за конодательной базе ДМС?
— В числе наших партнеров страховые компании: «Ингосстрах», «РОСНО», «РЕСО Гарантия», «СОГАЗ», «Нефтеполис», «КапиталЪ страхование», «Ренессанс-страхование», «Альфа-страхование», «Россия», «Согласие-Vita», «Национальная страховая группа», «Оранта», «РОСМЕД», «Югория», «Русская страховая компания», «Якорь», «Русский страховой центр», «ЭРГО-Русь», «Мегарусс-Д», «Межрегиональный медицинский центр», «Транснефть», «Полис-Гарант», «ЭКО-полис», «Федеральная страховая компания», «Русский мир», «Северное страховое общество», Росгосстрах «Столица» и др.
Законодательная база по ДМС в настоящее время практически отсутствует. Весьма актуальным как для страховых компаний, так и для предприятий и организаций было бы решение вопроса в законодательном порядке о возможности использования средств,
отчисляемых в фонд обязательного медицинского страхования для страхования по ДМС. Предприятия и организации смогли бы больше средств направлять для страхования своих сотрудников по ДМС.

Добровольное медицинское страхование наиболее цивилизованная форма оказания медицинской помощи, которая давно и успешно используется во всем мире. В нашей стране обслуживание в городской сети по ОМС пока еще оставляет желать лучшего в плане сервиса, наличия специалистов, оборудования пр.

 

СКАНДИНАВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР

Глазунова Наталья Васильевна, заместитель директора по работе с клиентами

Корпоративный ДМС — новое явление, стремительно набирающее силу. В чем его плюсы и привлекательность?
— На сегодняшний день у нас есть государственная (бюджетная) медицина и частная (платная). Будем говорить откровенно: платная медицина для физических лиц, не застрахованных по добровольному медицинскому страхованию, не всем доступна.
Только небольшая часть людей может позволить себе лечиться за деньги. Поэтому ДМС в социальном пакете — это выход из ситуации. Работникам предоставляется возможность лечиться в хороших медицинских учреждениях с соответствующим оборудованием и врачами. Я считаю, что это большое достижение, а у ДМС — серьезные перспективы. Востребованность услуг ДМС наблюдается уже 6 лет, в течение которых наш медицинский центр работает как коммерческий. Наш центр заполнен, а поток клиентов не прекращается. Будь сейчас еще один медицинский центр такого же объема, он не пустовал бы. Спрос на медицинские услуги растет, а существующих медицинских учреждений недостаточно.

Вряд ли все так гладко, камни уже падают сейчас? В чем минусы?
— Поначалу медицинские программы по ДМС были очень разноплановыми в различных страховых компаниях. И там, где программы были ограниченны, врачи не имели возможности вылечить пациента. С начала 2007 года мы ввели базовую программу, которую разработали сами. Согласовали ее со страховыми компаниями и по ней работаем. Это достаточно широкая программа медицинского обслуживания, по ней и в самом деле можно лечить людей.

Что не входит в программу ДМС?

Существуют правила добровольного медицинского страхования, которые предусматривают такое понятие, как страховой случай. Так вот, не все заболевания относятся к таковому. (например, онкологические заболевания, сахарный диабет). Оказание медицинской помощи по таким заболеваниям организовано на уровне государства. К минусам ДМС я бы отнесла тот факт, что в некоторых страховых компаниях есть слишком ограниченные программы. И сотрудникам предприятий, застрахованным по таким программам, невозможно оказать полноценную медицинскую помощь, и они вынуждены сами частично оплачивать лечение.

Пользователи ДМС жалуются на то, что в поликлиниках есть скрытые инструкции для врачей, не разрешающие лечить ряд сложных заболеваний. Ваши комментарии.
— У нас этого нет. Мы лечим все, кроме заболеваний, которые не относятся к страховому случаю. Если в процессе диагностики установлено, заболевание, не подлежащее страхованию, мы обязаны передать пациента в другое медицинское учреждение, так как мы не имеем права его лечить. Я считаю, что в большой степени уровень оказания медицинской помощи зависит от медицинского центра, насколько хорошо происходит взаимодействие со страховыми компаниями. К сожалению, есть медики, которые встают в оппозицию к страховщику. Надо сотрудничать, слушать друг друга, только тогда может получиться плодотворное сотрудничество. Полагаю, что нам это удается. Да, с некоторыми страховыми компаниями мы не достигли какого-то приемлемого решения и расстались. Безусловно, много времени ушло на то, чтобы завоевать авторитет, чтобы не только страховщики, но и сами застрахованные поняли, что у нас хорошие врачи, хорошее оборудование, хорошее лечение. Не секрет, что в некоторых платных медицинских учреждениях появилась такая тенденция, как «раскручивание» клиента. У нас этого нет. Мы с этим боролись с самого начала. Сегодня у нас существует внутренняя медико-экономическая экспертиза. Наши врачи-эксперты просматривают реестры перед тем, как передать их страховым компаниям. И все, что они считают неправомерно внесенным, на этом этапе удаляют. Поэтому у нас и актов претензий достаточно мало.

Каким оборудованием располагает Ваша клиника?
— За последние 2 года мы обновили оборудование на 90%. То, что закупалось 6 лет назад, на сегодняшний день уже устарело.
Поэтому мы заменили медицинское оборудование, в том числе и на аппаратуру экспертного класса. Это аппараты УЗИ, видеоэндоскопия... Мы подошли к тому, чтобы все время поддерживать определенный уровень и следить за высокими технологиями.

А профессиональный потенциал?
— На сегодняшний день у нас фактически нет текучести кадров. Мы очень внимательно отбираем врачей. Определенный костяк медицинского персонала, конечно сложился еще со времен, когда мы не были коммерческим учреждением. Мы взяли лучших врачей, а в дальнейшем вели тщательный, конкурсный отбор. У нас работают кандидаты наук, почти все врачи имеют высшую категорию. Отзывы клиентов хорошие.

Какие наиболее типичные заболевания офисных работников? Какова их профилактика?
— Хотя я не врач, но скажу, что остеохондрозу, наверное, подвержены все. А те, у кого сидячая работа, в большей степени. Поэтому наше отделение восстановительного лечения работает с большой нагрузкой. Это мануальная терапия, массаж, лечебная физкультура. Врачи-невропатологи ставят диагноз, отправляют на снимки, после чего пациенту рекомендуется пройти восстановительное лечение. Что касается профилактики, нужно больше двигаться. Я понимаю, что занятия физкультурой наводят тоску, но сейчас есть фитнес-центры, бассейны, тренажерные залы. Кроме заболеваний опорно-двигательного аппарата в разряд офисных попали заболевания глаз, поскольку все сейчас работают за компьютерами. В этом году у нас было закуплено новое оборудование в офтальмологию, так называемая лазерная терапия для глаз. Это не хирургическое вмешательство. Лазерная терапия рассчитана на 10 или более сеансов.

Как можно заставить сотрудников бережнее относиться к своему здоровью?
— Человек должен сам это осознать. Жизнь диктует нам условия, и мы вынуждены отдавать много сил и времени работе. Но продержаться в этом темпе невозможно, если не беречь здоровье.

С какими страховыми компаниями Вы работаете? Ваше мнение о законодательной базе ДМС?
— Мы работаем с 50 страховыми компаниями. В частности, это «Ингосстрах», «ВСК», «РОСНО», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование» и многие другие, очень достойные компании.
За 6 лет работы с системой ДМС произошло много изменений. В программы введены консультации врачей-специалистов, которых раньше не было, например, маммолог, проктолог, флеболог, расширился список диагностических исследований. Страховые компании стремятся соответствовать сегодняшнему дню, поэтому совершенствуют свои программы, но в свою очередь, они ограничены рамками Страхнадзора. Безусловно, дальнейшее развитие ДМС зависит от изменений в законодательной базе. По моему мнению, чем шире программы медицинского обслуживания страховых компаний, тем более полно и результативно оказывается медицинская помощь, тем самым повышается уровень здоровья населения.