М. Естафьева (интервью) Г. Саатчан (интервью)

персонал

М. Естафьева, Директор по персоналу группы компаний «СофтБаланс»

Только 4 % российских IT проектов завершаются в срок, тогда как за рубежом на порядок больше. По крайней мере, так утверждается в материале, опубликованном в журнале «Деньги» № 44 (ноябрь 2007 года).Эксперты журнала утверждают, что главная причина — в неконтролируемом росте зарплат IT шников, нелояльности работодателей, массовом переходе целыми командами к другому работодателю. Мы решили расширить эту интересную тему и обратились непосредственно к IT компаниям, так как в журнале «Деньги» в основном представлено мнение хэдхантеров и экспертов кадровых агенств.

Каков в среднем рост заработных плат IT-специалистов в 2007 г.? Каковы зарплаты программистов по языкам программирования (желательно поподробнее)?

Удалось посчитать довольно точно: 42,6 % — это рост за первые три квартала по отношению к 2006 г. Анализ оплаты труда специалистов компании «СофтБаланс» за III квартал 2007 г. (с учетом всех вычетов, бонусов, дополнительных льгот и компенсаций). Данные приведены в таблице.
Минимальный уровень: наименьшее значение заработной платы в изучаемом массиве. Максимальный уровень: наибольшее значение заработной платы в изучаемом массиве.
Среднее арифметическое: сумма всех значений заработных плат исследуемого массива, деленная на количество заработных плат, содержащихся в массиве.

Какой процент IT проектов Вы завершаете в срок: а) по количеству, б) в
а) 80 %;
б) 90 %

В чем основные причины задержек и срывов?
— Согласование техпроекта.

Можете ли вы привести примеры задержек по срокам выполнения работ:а) по вине заказчика; б) по вашей вине?
а) Не можем.;
б) не можем.
Все проекты мы завершаем в срок, единственная причина, по которой мы можем не завершить проект в срок, — это увеличение объемов проекта, т. е. у заказчика появляются дополнительные требования и проект расширяется. Кроме того, мы можем не завершить проект в срок в случае, если заказчик сам переносит сроки. Это может быть связано с невозможностью проверки сдаваемого функционала (например, у заказчика не хватает времени) или с какими-то внутренними проблемами. Мы бы не стали утверждать, что это чья-либо вина, просто так складываются обстоятельства. В нашей современной российской действительности очень трудно что-либо планировать надолго, как это происходит за рубежом, — скорее всего, это и есть основная причина того, что в России процент сдачи проектов в срок ниже, чем в Европе.

Всегда ли заказчики готовы успешно эксплуатировать выбранные ими же IT проекты?
Мы занимаемся внедрением ПО 1С. Сейчас довольно трудно встретить людей или компанию, которые не готовы к его эксплуатации. Обычно 1С используют для ведения оперативного, бухгалтерского и в меньшей степени, но тем не менее, и что приятно, все чаще для управленческого учета. Соответственно, ведение бухгалтерского учета — обязательное требование к работе всех компаний, ведение оперативного учета приносит преимущества в конкурентной борьбе, управленческий учет дает поле для принятия стратегический решений. На сегодняшний момент крайне тяжело встретить человека, который этого не понимает. Тем не менее бывает и так, что клиенты не всегда готовы использовать в полной мере возможности приобретаемого и внедряемого ПП.

Компания Siemens открыла офис в г. Воронеже. Как обстоят дела в регионах с хорошими программистами?
В регионах есть хорошие спецы! Особенно там, где есть сильные технические кафедры в вузах. А по нашему профилю 1С — еще и там, где развита франчайзинговая сеть. С потенциалом у специалистов все отлично, чуть хуже дела обстоят с сертификацией специалистов в регионах — это связано с расходами на проезд к месту сертификации. И аналогичная ситуация — с курсами обучения по типовым решениям 1С и механизмам платформы. Можно еще отметить, что немного «проседает» знание 8-ки. НО — все это быстро корректируется и сглаживается при приеме на работу таких людей здесь, в Санкт-Петербурге. Они за счет работоспособности и инвестирования работодателя в них быстро восполняют эти пробелы. Талантливых людей хватает везде, главное — найти, чем их привлечь в свою компанию.

Наименование Минимальный Максимальный Среднее
арифметическое
Стажер-внедренец 11 600 56 100 30 600
Программист-внедренец 28 400 84 500 47 200
Эксперт-внедренец 11 870 83 250 50 900
Эксперт-консультант 12 800 69 000 34 300
Ведущий консультант 25 900 43 100 32 100
Консультант 13 000 25 000 18 600
Сервис-инженер 13 500 18 000 15 700
Руководитель проектов 51 000 102 000 74 000

 

персонал

Георгий Рубенович Саатчян, зам. директора ООО «Виртуальные технологии в образовании»
Программные продукты семейства «Прометей»

Только 4 % российских IT проектов завершаются в срок, тогда как за рубежом на порядок больше. По крайней мере, так утверждается в материале, опубликованном в журнале «Деньги» № 44 (ноябрь 2007 года).
Эксперты журнала утверждают, что главная причина — в неконтролируемом росте зарплат IT шников, нелояльности работодателей, массовом переходе целыми командами к другому работодателю. Мы решили расширить эту интересную тему и обратились непосредственно к IT компаниям, так как в журнале «Деньги» в основном представлено мнение хэдхантеров и экспертов кадровых агенств.

Каков в среднем рост заработных плат IT-специалистов в 2007 г.? Каковы зарплаты программистов по языкам программирования (желательно поподробнее)?
— Ситуацию будет правильнее рассматривать за период 2007 - начало 2008 г., так как в текущем году зарплаты продолжили свой
рост с учетом ситуации 2007 г. Мне она знакома по рынку труда в Московском регионе. В зависимости от квалификации и сегмента IT-рынка зарплаты выросли на 25-50 %. Наименьший рост продемонстрировала оплата труда "массовых" специалистов невысокого уровня, работающих с широко распространенными программными продуктами (например, с настройками "1С"). На 50 % в среднем выросли зарплаты квалифицированных разработчиков программного обеспечения. Так, зарплата разработчика в среде ASP.NET начинается от 50 тыс. руб., ведущий разработчик в данной области может получать 70-90 тыс., и это далеко не предел. Что касается ключевых руководящих должностей в IT-области, то здесь рост зарплат мог составить и 100 %. Особо высокие темпы роста компенсационных пакетов для ведущих разработчиков программного обеспечения и IT-руководителей связаны с ситуацией на рынке труда. Спрос на эти вакансии часто превышает предложение за "разумные" деньги, и работодатели вынуждены идти на такие затраты. Одновременно компании делают все от них зависящее, чтобы удержать высококвалифицированных работников и не допустить срыва проектов.

Какой процент IT-проектов Вы завершаете в срок: а) по количеству, б) в объемном выражении?
— В объемном выражении - не менее 90 %. По многим проектам перенос сроков крайне незначителен от 2 дней до 2 недель.

В чем основные причины задержек и срывов?
— Фактически у организации, подобной нашей, есть два вида проектов: предназначенные для"внешних" или "внутренних" клиентов. Безусловно, организации производители IT-продуктов и услуг наиболее жестко подходят к срокам проектов для "внешних" клиентов. Здесь сроки прописаны в договорных обязательствах, предусмотрены существенные штрафные санкции за их нарушение. "Внутренние" клиенты - отделы продаж также заинтересованы в соблюдении сроков по выпуску стандартных, "коробочных" программных продуктов, однако здесь задержки случаются чаще (вспомним хотя бы такого гиганта, как Microsoft). Причин две: желание максимально улучшить стандартный продукт перед выпуском в открытую продажу и отвлечение части программистов на решение срочных задач по работе с "внешними клиентами".
Что касается сдвига сроков при работе с"внешними" клиентами, здесь наиболее частая причина - переработка технического задания в ходе выполнения проекта, произведенная по желанию клиента. Для примера: проект может выполняться полгода, за это время могут измениться стратегические и тактические цели организации, прийти новая команда, сменившая прежнего заказчика проекта, с новым видением задач - все это часто приводит к необходимости корректировать ТЗ и сдвигать сроки окончания проекта.
Всегда ли заказчики готовы успешно эксплуатировать выбранные ими же IT-проекты?
— Здесь надо учитывать, что юридически заказчик - та или иная крупная организация, но фактически выбор решения остается за той командой, которая будет в дальнейшем эксплуатировать решение. Если команда остается той же, эксплуатация проходит успешно. Если команда меняется, приходя с другим видением проблемы, решение может остаться незадействованным.

Компания Siemens открыла офис в г. Воронеже. Как обстоят дела в регионах с хорошими программистами?
— Пока что очень неплохо, однако сильные программисты постепенно уезжают работать в несколько крупных городов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и т. д.) и в дальнее зарубежье. Кстати, многие московские компании имеют аутсортинговых сотрудников, работающих в различных городах России и СНГ. Их труд обходится дешевле, а качество работ ничем не уступает. Часто это окупает сложности от отсутствия личного общения с программистом.
Для очень крупных компаний, разумеется, становится выгодно иметь офисы в регионах здесь стабильная высокооплачиваемая работа в престижной компании очень ценится сотрудниками, при этом их зарплаты ниже, чем в Москве, а накладные расходы по устройству и обеспечению деятельности офиса также существенно ниже.