В. Дворцевая, генеральный директор ГК «ВИЗАВИ Консалт»
В условиях все усиливающейся конкуренции развитие бизнеса зависит от эффективного управления активами, в том числе путем максимальной концентрации ресурсов на профильной деятельности организации. Однако как правило, любая организация «отягощена» непрофильными, но не менее важными для ее функционирования службами: IT, Бухгалтерия, Юридический отдел и т.д. Как не распыляться на все, и, в то же время, успешно существовать и развиваться? Ответ: с помощью выведения непрофильных бизнес-функций на аутсорсинг (от английского «outsourcing» — дословно — использование чужих ресурсов).
Популярность аутсорсинга растет и прочно укореняется в сознании мирового бизнес-сообщества. Но, как известно, у медали две стороны. Давайте оценим достоинства аутсорсинга, принимая во внимание его возможные ловушки.
Итак, что мы относим к преимуществам аутсорсинга?
Аутсорсинг — это экономия различных средств. Возможность снижения стоимости услуг по сравнению с затратами содержание собственной структуры (экономия рабочего места, увеличение затрат — уменьшение налогов). Возможность сфокусировать усилия на процессах, которые непосредственно приносят прибыль компании. Снижение косвенных затрат.
Аутсорсинг — это экономия затрат на обучение (получаем готовых «узких специалистов без вложений). А так же добавим сюда отсутствие необходимости увеличивать штат компании за счет непрофильного бизнес-процесса. Аутсорсинг позволяет руководству компании и ключевым сотрудникам целиком сосредоточиться на профильном бизнесе, уделяя ему все внимание. При аутсорсинге происходит перераспределение ресурсов организации, ранее задействованных во второстепенных функциях и направлениях.
Аутсорсинг гарантирует постоянную безотказную работа (нет понятия отпусков и больничных).
Аутсорсинг — серьезная экономия времени (есть возможность купить готовые решения, инфраструктуры).
Аутсорсинг подразумевает большую прозрачность (оценивается не процесс, а результат в готовом виде). Смена поставщика (аутсорсера) проще, чем смена персонала. При аутсорсинге компания существенно снижает свои риски (разделяя их с аутсорсером).
Аутсорсинг «ведет» за собой повышение качества (профессионалы в своем деле, опыт аналогичных проектов).
В то же время, помимо очевидных преимуществ, аутсорсинг несет в себе ряд «ловушек», рисков.
Риск 1: отсутствие опыта работы с аутсорсингом у Заказчика с одной стороны, и декларируемый опыт у Исполнителя-аутсорсера — с другой. Избежать
данной ситуации можно путем «точечных» испытаний, рекомендаций, пробных этапов взаимодействия.
Риск 2: отсутствие стандартов и методологии влечет за собой сложность измерения результата и качества. Избежать подобного можно путем дробления контракта по результату, требованием измеримых стандартов.
Риск 3: отсутствие организационной вовлеченности. Избежать можно путем перекладки ответственности за процесс на сторону Исполнителя.
Риск 4: ожидание невероятного результата
Риск 5: провал внедрения проекта (учет потенциальных и неочевидных потребностей предприятия). Избежать можно заранее подготовив компанию к внедрению.
Риск 6: потеря критических знаний для бизнеса внутри компании (утечка конфиденциальной информации).
Риск 7: неопытность в процедурах соответствия.
Компании необходим контролер процесса предоставления услуг, который будет оценивать эффективность работы и привязку аутсорсинговых услуг к общей бизнес-стратегии.
Риск 8: недостаток эффективного проектного управления.
Риск 9: возможное снижение производительности труда собственного персонала (потеря мотивации, оценка изменений как негативных).
Риск 10: возможность расторжения контракта с аутсорсером (банкротство аутсорсера, возврат функций вовнутрь бизнеса). Необходимо предусмотреть возможность отчуждения, документированной системы или возврата собственности.
Риск 11: внеплановые временные затраты — успех во взаимодействии (активное участие заказчика: функции постановщика задач, мониторинг и приемка работ, внедрение.)
Риск 12: налоговые риски. Повышенные риски и интерес к договорам услуг и сложность подтверждения экономической выгоды.
Однако помимо «ловушек» аутсорсинга для Заказчиков, есть «ловушки» и для Исполнителей, т.е. самих аутсорсеров:
1. Договор аутсорсинга заключается обычно на длительный период, а это значит, что существует опасность будущих издержек и рисков, т.к. возможен вариант кабальной зависимости от заказчика, работая длительный период без прибыли, а порой и с убытками.
2. Реорганизация им процессов оказания услуг предприятия может побудить его руководство досрочно завершить контракт и снова передать функции обслуживания переданных бизнес-функций внутреннему подразделению, но уже в соответствии с новыми процессами.
3. Ожидание невероятного результата.
4. Изменение потребности (осознания возможностей) в процессе исполнения Договора.
5. Изменение кредитоспособности Заказчика при запланированных ресурсах и непродаваемом уникальном продукте.