Конец глобализма и инновационный подъем: новая задача, стоящая перед бизнес-образованием

Автор: Б. Поркович

КОНЕЦ ГЛОБАЛИЗМА И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДЪЕМ: НОВАЯ ЗАДАЧА, СТОЯЩАЯ ПЕРЕД БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕМ

Б. Поркович

Бизнес-школы больше не могут смотреть на мир в целом через призму глобализма. Концепции, присущие глобализации (стирание географических границ, реагирование на межкультурные вызовы, обращение к проблемам культурно-коммуникационных различий), были слишком долго прерогативой научного сообщества, в том числе и бизнес-школ, и постепенно вырождались в раздробленную глобальную идею. Наконец ситуация изменилась. Географические, культурные и коммуникативные концепции теперь вошли в саму кровь и плоть «глобального поколения» — лидеров новой волны, которые, по их собственному восприятию, живут этими проблемами, а не обращаются к ним. Свободные от оков устаревшей идеи интернационализма, представители этого поколения не разрывно связаны друг с другом и с новой реальностью всеобщей зоны дискомфорта. Концепция существующих изменений, столь глубоко укоренившаяся в опыте XXI века, сама устарела, и ей на смену пришло сложное и мощное желание нового времени учиться вместе, бросив шее вызов образовательному сообществу на глобальном уровне. Пришедшее глобальное поколение — это rex quondam, rex futurus («король прежний, король будущий»).

Одновременно начало XXI века стало свидетелем едва различимых, но важнейших изменений в творческих и инновационных процессах, за тронувших бизнес. Новаторство в течение долгого времени определялось как «креативность в контексте», однако теперь это определение подвергается сомнению; беспрецедентно большое внимание, уделяемое сегодня поиску революционного дизайна, революционных продуктов и революционной практики ведения бизнеса, побуждает фирмы рассматривать творческий скачок скорее как откровение, нежели как реакцию.

Субъекты, действующие в таких условиях, теперь имеют дело с бизнес средой без границ, для которой характерны радикально новая технология, практически мгновенный выход на рынок и существенный отход от традиционных методов разработки и поставки продукции. В такой среде существует жестокая конкуренция, и фирмам приходится добиваться успеха на отличающемся открытым доступом, но при этом культурно чувствительном рынке, ценнейшим качеством которого является обилие ресурсов.

Непрерывный характер всех этих разительных перемен усложняет стоящую перед менеджерами, дизайнерами и маркетологами задачу по систематизации преобразований без ущерба для присущей им оперативности и гибкости. В таком быстро меняющемся ландшафте ключевую роль играют хорошо образованные, идущие в ногу со временем руководители, которые успешно реализуют потенциальные возможности благодаря тому, что способны быстро реагировать на изменения и открыты для сотрудничества.

Что это означает для образовательного сообщества? Как быстро могут бизнес школы приспособиться к миру, где идея перемен стала неотъемлемой частью мышления учащихся, а не просто «проблемой», которую надо решить, исследовать или игнорировать? Как эти учреждения могут научить новаторству — в буквальном смысле?

Во-первых, научное сообщество должно рассматривать новаторство как результат активного творчества, которое не просто контекстуально, но еще и пластично настолько, что способно трансформироваться так, как нужно, чтобы соответствовать множеству контекстов.

В таком случае продукт, человек или дизайн будут открыты для инноваций, как сосуд, черпающий вдохновение из всемирного источника, или громоотвод для изобретательных первопроходцев всех стран, или безопасная гавань, которая пением сирены манит к себе изобретательность, не способную сопротивляться.

Во-вторых, чтобы облегчить и стимулировать этот процесс, образовательное сообщество должно создать условия для того, что бы студенты имели возможность и способность проникнуться «новаторским духом»: позитивным, доброжелательным и стимулирующим отношением к перспективе перемен, позволяющим учащимся «видеть то, что невидимо другим».

Критическое значение при решении этой проблемы будет иметь преодоление разрыва между чистой мыслью и ее проявлением — «идейного разрыва»; первичным является создание чувственной платформы для взрывного возрождения.

В-третьих, новаторский дух должен пронизывать все аспекты образования: учебные программы, тематику курсов, элементы проекта, отбор студентов, дизайн и работу университетского городка. Для создания такой атмосферы потребуются совместные усилия студентов, администрации и широкой общественности.

Как же тогда бизнес школы будут использовать учебный план, учебную программу, методику обучения и студенческий ресурс для решения этой задачи? Как учебные заведения в разных уголках света будут обеспечивать своим студентам доступ к интернационализированному образованию?

Как можно на основе общих стремлений, взглядов и стимулов построить обучение таким образом, чтобы оно изменило жизнь учащихся? Какие инновационные внедренческие стратегии потребуется разработать учебным заведениям, планирующим реализацию совместных международных проектов?

Чтобы ответить на эти вопросы, бизнес школам придется выполнить одно обязательное условие: для подготовки студентов к мировому гражданству потребуется объяснить им, как непрерывно меняющиеся знания, обстоятельства и стратегии влияют на новаторство, научить студентов усваивать эту информацию и применять полученные знания в глобальном масштабе.

Международная конкуренция потребует от студентов взаимодействия не только на уровне фирм и предприятий, но также и на уровне отдельных задач — по всему миру, во времени и пространстве. Для этого целью любой инициативы в указанном контек сте должно стать создание международных образовательных проектов по практическому обучению, подкрепляющих теоретические курсы.

Этот процесс потребует от организаций соответствующих изменений в интеллектуальном, культурном и функциональном плане.
В интеллектуальном плане учебное заведение, стремящееся отвечать потребностям глобального поколения, должно изменитьсвой образ мыслей: с местного на национальный, а затем — на международный и глобальный. Это предполагает жесткое планирование и строгое выполнение образовательными организациями поставленных целей, выстроенных в логическом порядке.
В культурном плане бизнес-школы должны видеть более широкую перспективу и понимать, что любые будущие международные проекты скажутся на их организационных ресурсах. Потенциальные международные партнеры должны проповедовать ту же образовательную философию и обладать такой же академической культурой, пусть и выражаемой иначе.

Чтобы воспользоваться этим общим видением и сосредоточить ресурсы, извлечь максимальную пользу и не потерять смелости духа, которым пронизано такое сотрудничество, учебные заведения должны иметь мотивацию к запуску совместных проектов, которым обычно предшествуют длительные контакты, переговоры, разработка курсов и программ, оценка выдвинутых идей и предложений. У несхожих друг с другом преподавателей и студентов, стремящихся внести в свою жизнь элементы интернационализации, одни и те же положительные идеалы: жажда открытости, готовность быть терпимым к другим, потребность поступать как настоящий гражданин мира и не ограничиваться мобильностью в качестве вектора обучения, присущего процессу глобализации. Учебная деятельность должна поддерживать это видение, а не препятствовать ему.

Все это могло бы способствовать целому ряду изменений:

  • пересмотру учебных планов, чтобы побудить студентов думать, анализировать, творить и принимать решения;
  • организации педагогической деятельности на основе перечисленных основополагающих принципов;
  • уменьшению учебных групп до размеров, благоприятных для личного развития учащихся и индивидуального наставничества;
  • дальнейшему развитию в процессе прямых контактов всего того, что объединяет учреждения партнеры.

Наконец, решение описанных выше задач позволяет партнерским учебным заведениям извлекать выгоду из малейших изменений собственной самооценки; даже при ограниченных ресурсах партнерские отношения дают школам возможность взглянуть на себя и предлагаемые ими знания под иным углом, понять, насколько на самом деле их учебный опыт и создаваемые условия могут обогатить студентов в культурном и образовательном плане.

Пришло время бизнес-школам согласиться с тем, что глобализм мертв, признать и приветствовать приход глобального поколения.