Михаил Делягин, известный российский экономист и политолог, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук: «Я живу в реале, сюда заглядываю периодически. На вопросы стараюсь отвечать, но не всегда это возможно»

Автор: С. Плетнева

Михаил Делягин, известный российский экономист и политолог, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук: «Я живу в реале...»

С. Плетнева

Круг же самих вопросов, ставших центром внимания автора, широк, но при всей своей многоликости в его основе тема одна — Россия, ее настоящее и будущее. Взгляд автора на развитие системы образования вызвал горячую дискуссию посетителей сайта. Особенно актуальными стали вопросы качества образования высшей школы и грядущий в 2009 г. переход на двухуровневую систему.

В основе любых преобразований, по мнению автора, должен быть выверенный целостный подход государства к самой концепции развития образовательной системы. Пока же «главный порок подхода государства к образованию заключается в том, что оно, особенно высшее, рассматривается преимущественно как бизнес, способ зарабатывания денег за счет предоставления услуг», — уверен М. Делягин.

«То, что образование (наряду со здравоохранением) создает главную производительную силу общества — человеческий капитал, также последовательно игнорируется». В результате именно этого, а не «разрухи 90-х» (когда система образования по советской инерции еще держалась), качество образования упало очень сильно, причем сегодня это касается и лучших вузов, и школы, уверен он. По его мнению, учащиеся сегодня не получают не только необходимого объема знаний, но и элементарной трудовой мотивации, навыков организованности и простейшего логического мышления, утрачивая при этом способность воспринимать новое.

Система образования в целом готовит «профессиональных безработных» По признанию многих посетителей блога, в системе высшего образования существует значительный разрыв между теорией и практикой, своеобразный «возрастной тромб», не позволяющий готовить грамотных специалистов по целому ряду современных специальностей. Под сомнение ставится и получение «нормального» MBA в России.

«Система образования в целом готовит «профессиональных безработных», убежденных в своей исключительности, инфантильных и безответственных, глубоко асоциальных элементов, не способных к систематическим усилиям, солидарности и производительному труду», — уверен автор блога.

Как и в советское время, молодому поколению практически не прививаются навыки коммуникации, взаимодействия с другими людьми. «Социальная функция образования (подготовка молодежи к жизни в обществе) не рассматривается государством, однако и подготовка рабочей силы не соответствует потребностям экономики значительно сильнее, чем во времена СССР».
Интересно, что, по данным социологических исследований, 30-40% поступающих в вузы изначально не собираются работать по своей будущей специальности. А уровень безработицы в России (5,8% в январе 2008 г.) во многом поддерживается за счет безработных моложе 30 лет.

Отсутствие необходимого контроля государства за качеством образовательных услуг, увеличение его расходов на образование ведет в первую очередь к росту прибылей образовательного бизнеса и не способствует решению указанных принципиальных проблем, уверен М. Делягин.

По мнению посетителей блога, в целом реформа образования направлена на лишение системы ее основного преимущества — комплексности и универсальности. Поэтому переход на западную модель способен значительно снизить качество образования, вместе с тем повысив доходы образовательного бизнеса и занятость преподавательского состава.

Возможность избежать всех негативных последствий реформы есть. По мнению М. Делягина, в первую очередь за счет отмены порочного принципа «деньги следуют за учащимся», по крайней мере в начальной и средней школе; придания системе ЕГЭ статуса добровольной и вспомогательной; осуществления мероприятий по борьбе с коррупцией, прежде всего в высшей школе и ВАКе; отказа от «подготовки квалифицированного потребителя» как главной цели системы образования, вернувшись к подготовке творческих людей, способных к самостоятельному принятию решений.

В целом нашей стране, уверен Делягин, необходима система непрерывного образования, чтобы люди могли быть конкурентоспособными на рынке труда и в 60 лет. Да и ситуация, когда человек два-три раза на протяжении своей трудовой деятельности меняет профессию, должна стать нормой.

Возможность перемен в образовательной сфере должна быть основана на комплексном подходе. А значит, по мнению М. Делягина, следует обеспечить резкое изменение преподавательского состава в вузах и школах, обеспечив приток свежих профессиональных людей; развенчать ценность формального высшего образования, вернув понимание его необязательности; восстановить систему профессионального образования, ликвидировав значительную часть вузов, не предоставляющих качественных услуг.

По мнению читателей блога, оздоровление системы образования неразрывно связано с глубоким и коренным оздоровлением государства.

http://delyagin.livejournal.com/