Повышение адаптивности системы управления персоналом хозяйствующих субъектов

Автор: К. Биктяков

ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

К. С. Биктяков, кандидат экономических наук, Московский государственный открытый университет

Москва — 2007 г.
В современных экономических условиях предприятиям приходится работать в условиях постоянно меняющейся внешней среды, поэтому деятельность по совершенствованию системы управления персоналом должна носить комплексный и непрерывный характер. Это способствует повышению адаптивных качеств системы управления персоналом и эффективности производства в целом.

В настоящее время многим предприятиям приходится балансировать на грани рентабельности, а конкуренция на рынке постоянно обостряется, потери предприятий от неэффективного управления становятся особенно ощутимыми и зачастую невосполнимыми.
За прошедшее десятилетие большинство руководителей предприятий осознали необходимость управлять по-новому, не командными методами, а вдумчиво подходя к построению и развитию системы управления персоналом.

Именно эти ростки грамотного подхода к управлению персоналом и предприятия в целом могут стать основой для его дальнейшего развития. На предприятии, особенно крупном, объем информации, необходимый для принятия управленческих решений, весьма велик, и очень многие параметры при этом являются взаимозависимыми.

Правильно и эффективно руководить персоналом предприятия, основываясь исключительно на интуции, в настоящее время невозможно. А в быстрорастущей организации количество и сложность проблем увеличиваются буквально в геометрической прогрессии. Причем эффективное управление персоналом обходится дороже именно крупному предприятию, поскольку в этом случае даже незначительные на первый взгляд потери из-за нерационального управления оказываются весьма существенными в силу огромных финансовых и товарных оборотов.

Переработать этот объем данных можно только с помощью комплексной системы управления персоналом предприятия. Эта система позволит своевременно реагировать на колебания во внешней среде. Одной из основных задач комплексной системы является упорядочение информационных потоков, предоставление эффективного доступа к данным менеджерам всех уровней для принятия эффективных управленческих решений.

Эффективно управлять персоналом — значит организовать потоки данных между службами и на основе анализа этих данных ответить на основной вопрос: как работают человеческие ресурсы предприятия и как заставить их работать эффективнее?

В общем случае затраты на управление состоят из фонда оплаты труда управленцев и стоимости информационного обеспечения деятельности управленцев. Однако существует еще два, возможно, самых важных, компонента затрат на управление — это упущенная выгода от не принятых вовремя решений и оплата ошибочных управленческих решений. Причиной ошибочных решений или задержки в принятии решений, как правило, является либо отсутствие достоверной информации в момент принятия решения, либо отсутствие надлежащего контроля над специалистами, принимающими решения. Таким образом, появляется необходимость в некой управленческой системе, позволяющей повысить адаптивность системы управления персоналом предприятия.

Качество системы управления персоналом можно определять следующими параметрами процесса принятия управленческих решений:
— среднее время выработки решения;
— частота ошибочных решений;
— средние затраты на выработку решения;
— ущерб от необоснованных решений за определенный период;
— скорость обнаружения ошибок в принимаемых решениях.

Своевременность принятия и вероятность получения правильного решения, как правило, вырастают, если вся информация, необходимая для принятия решения, передается по всей системе, а не локализуется в отдельном подразделении. Вполне реальной является ситуация, когда адаптивная корпоративная система управления персоналом является единственно возможным путем для выживания и развития предприятия в конкурентной борьбе. Четкое определение целей, которые должны быть достигнуты в результате внедрения новых адаптивных технологий управления персоналом, является отправной точкой при
оценке целесообразности затрат на адаптивность управленческой деятельности.

Рост эффективности экономической деятельности предприятия в результате адаптивности системы управления может проявляться различным образом. В качестве возможных факторов, определяющих совокупный эффект от адаптивного управления персоналом, часто рассматриваются следующие составляющие:
— качественное улучшение процессов подготовки и принятия решений;

Схема адаптивности системы управления персоналом предприятия
Рис. 1

— уменьшение трудоемкости процессов обработки и использования данных;
— экономия условно-постоянных расходов за счет возможного сокращения административно-управленческого персонала, необходимого для обеспечения процесса управления предприятием;
— переориентация персонала, высвобожденного от рутинных задач, на более интеллектуальные виды деятельности;
— уменьшение зависимости от конкретных должностных лиц, являющихся держателями информации;
— использование скрытых для исполнителей технологий контроля выполняемой ими работы, не требующих предоставления отчетности к определенной дате.

Все вышеперечисленные факторы повышения адаптивности системы управления персоналом представляют лишь потенциал, который должен быть востребован управленцем. Наличие даже полной информации о различных аспектах деятельности предприятия не является достаточным условием для того, чтобы заставить управленцев проявлять здравый смысл и принимать оптимальные управленческие решения.

Одна только информация не несет в себе существенных улучшений, если она не базируется на платформе из принципов, целей, стимулов и идей — всего того, что принято называть корпоративной философией. Если такая основа изначально отсутствует или разваливается в ходе проведения работ, вместо эффекта получается лишь освоение средств на повышение адаптивности системы управления персоналом.

Потенциальная угроза может исходить от недостаточно благоприятного отношения к ней управленцев, если новшества, вносимые в их работу, не соответствуют их интересам.

Получение предприятием ощутимого материального эффекта от повышения адаптивности системы управления персоналом в значительной мере определяется способностью руководства предприятия внушить коллективу веру в то, что при движении к поставленным общим целям будут достигнуты и индивидуальные цели конкретных сотрудников, поддерживающих процесс преобразований в системе управления персоналом.

Разработку организационных основ формирования и функционирования подразделения, специализирующегося на совершенствовании системы управления персоналом, следует проводить силами сотрудников самого предприятия. Начинать следует с подготовки специалистов для данной службы. Создание службы ведется за счет построения ее на основе подтвержденных практикой общеметодических принципов с учетом конкретных особенностей предприятия.

Создание самой службы и ее структурных элементов займет 1-2 месяца. Затем создается служба, занимающаяся подготовкой необходимой документации и положениями по взаимодействию между подразделениями предприятия и реагированию, как на внешние, так и на внутренние факторы. В заключении будет происходить настройка вновь созданной службы на работу в новых условиях.

Таким образом, будет происходить при необходимости перестройка элементов адаптивного механизма, которая будет заключаться в изменении целей, задач, критериев оценки деятельности всех задействованных подразделений.
Функции вновь созданной службы будут заключаться в следующем:
— анализ состояния системы управления персоналом;
— выявление причин снижения эффективности адаптивности управления персоналом;
— разработка заданий для подразделений;
— сбор, анализ, обработка полученной информации от подразделений предприятия;
— сбор, анализ, обработка информации об изменениях внешних факторов;
— подготовка материалов для обсуждения с менеджерами;
— разработка плана действий;
— разработка предложений по совершенствованию адаптивного механизма системы управления персоналом;
— внедрение предложений и оценка их эффективности.

Адаптивное управление предприятием и его составная часть — управление персоналом — используется при появлении проблемной ситуации. Цель адаптивного похода — своевременное устранение или уменьшение негативного воздействия различных возмущений, как во внешней, так и во внутренней среде предприятия. Чем меньший интервал времени заложен в процессе адаптивного управления персоналом, тем более устойчива система. Характеристикой результативности адаптивного механизма является экономический рост предприятия.

Адаптивным к потребностям рынка следует считать предприятие, если прибыль в расчете на одного работающего постоянно возрастает, то есть адаптивность и прибыль тесно связаны между собой. Кроме того, повышение адаптивности системы управления персоналом можно оценивать соотношением прибыли к заработной плате.Этот показатель позволяет измерить и сопоставить прибыль с трудовыми затратами.

В заключение отметим, что повышение адаптивности системы управления персоналом является не самоцелью, а средством устойчивой и эффективной работы хозяйствующего субъекта в целом в условиях рыночных отношений.