Критерии оценки

Автор: Н. Попков

Николай Николаевич Попков, директор центра программ MBA, Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Для российского бизнес-образования престижность бизнес-школы в большей степени зависит от качества той образовательной услуги, которая дается слушателям. Критерий заработной платы выпускника после завершения обучения, конечно, тоже важный. Но заработная плата в некоторых структурах может быть прозрачной, а в некоторых еще непрозрачной. Правильно оценить бизнес-школу по этому критерию достаточно сложно. Тем не менее, опираясь на некоторые цифры, которыми мы располагаем, могу сказать, что в течение обучения около 50% студентов изменяют свой карьерный рост и получают повышенную заработную плату, а в течение года-двух этот процент доходит до 150.

Получив бизнес-образование по программе MBA, наш выпускник стоит значительно выше по уровню знаний, навыков, чем менеджер, который не имеет этого вида образования на настоящий момент.

ПРОЦЕНТ ИЗ БЮДЖЕТА
Когда мы заключаем договор по оказанию образовательной услуги, мы рассказываем нашим будущим слушателям, что это за программа, как она проводится, сколько стоит, для того чтобы он принял взвешенное решение, участвовать в этой программе или нет. Мы рассказываем обо всем этом на презентациях программ, которые проводятся практически ежемесячно. Уходя с этого мероприятия, будущий слушатель имеет четкое представление о качестве программы, о ее финансовой составляющей. И, соизмеряя свои доходы, человек принимает решение, участвовать в ней или нет.

Стоимость, которую мы объявили на этот год, — 480 тыс. рублей за два года обучения. Первая группа на программу по стратегическому менеджменту, которая была набрана в феврале месяце в количестве 25 человек, — это в основном слушатели, которые оплачивают образование сами лично. Их доход, по видимому, соответствует той стоимости, которую мы предложили на рынок. Из общения со слушателями стало ясно, что ориентировочно 20-25% своего бюджета они могут выделить на обучение в год.

СТАТЬЯ РАСХОДОВ
На мой взгляд, каждый руководитель при принятии той или иной стоимости программы исходит из нескольких позиций. Первая позиция заключается в том, что хоть образовательная деятельность — это не бизнес, который должен иметь прибыль, а, скорее всего, бесприбыльный вид бизнеса, программа должна быть окупаема, то есть, чтобы доходы от этой программы и расходы, которые связаны с ее проведением, были как минимум равны. Исходя из этой точки зрения, в МИРБИСе назначение цены осуществляется по принципу затратности подхода — соответствия поступлениям тому уровню затрат, которые несет МИРБИС. Когда определяется цена, как правило, можно выделить затраты, которые наиболее влиятельны на определение цены.

Первая позиция — это гонорары преподавателей. По затратной части в нашей бизнес-школе 70-80% идет на гонорары преподавателей. Вторая составляющая — обеспечение. Это и методическое обеспечение программ, и материальное обеспечение (техника, в отдельных случаях — аренда помещений). Не менее важным является то, что если мы хотим, чтобы программа успешно продвигалась, нужно определенные средства выделять на рекламу. Очень большое внимание при составлении смет на программы мы уделяем повышению квалификации преподавательского состава, потому что развитие профессорско-преподавательского состава — это очень важная составляющая.

Естественно, на эту статью расходов выделяются хорошие средства, для того чтобы уровень участия профессорско-преподавательского состава в различных форумах, научных конференциях, семинарах и других мероприятиях был достаточно высоким. Исходя из этого, когда мы набираем группу по определенной программе, мы ее рассматриваем как отдельный проект, который должен как минимум вывести равенство между поступлениями и расходами для того, чтобы программа была по крайней мере безубыточной.


КАЧЕСТВО В ВЫПУСКНИКАХ
Качество образования, на мой взгляд, должно проявляться в выпускниках. Если человека подготовили недостаточно хорошо, он так и не будет востребован на рынке бизнеса, и ни о каком росте его финансовых результатов, его личной финансовой стоимости не может быть и речи. Вторая составляющая, которая, на мой взгляд, очень важна при оценке качества, — это качество профессорско-преподавательского состава, который участвует в бизнес-образовании. Есть некоторые особенности обучения в государственных структурах и в бизнес-образовании. Они связаны с тем, что в государственных структурах, когда мы проводим подготовку, допустим, бакалавров, специалистов, имеются определенные стандарты. Эти стандарты преподаватели должны выполнять с высоким уровнем качества. В бизнес-образовании, как правило, в основу формирования программных продуктов положено либо ожидание слушателей, которые являются физическим лицом и заключают договор с учебным заведением, либо те задачи, которые ставит организация для обучения своих слушателей, те квалификационные требования, которые они предъявляют к нашим выпускникам. Поэтому с точки зрения разнообразия преподавательского состава преподаватель бизнес-образования, кроме того что он должен быть профессионалом в образовательной деятельности, должен быть еще и активным участником в бизнесе. Тогда его ценность, его качественная составляющая для бизнес-образования будет достаточно эффективна. Не может на программе, которая занимается подготовкой менеджеров, руководителей для бизнеса иметь успех преподаватель, который не знает бизнеса.

Следующая составляющая — преподавательский состав из практиков, которые имеют успех в менеджменте, в различных функциональных отраслевых направлениях бизнеса и которые могут поделиться этим успехом с нашими слушателями.

Немаловажную роль в качестве бизнес-образования играет сам процесс обучения. Как правило, в нашей школе бизнес процесс, то есть подход к обучению, носит компетентностный характер. То есть в основу программы и ее содержательной части, технологии проведения положен компетентностный подход. Этот подход предполагает, что в ходе освоения программы слушатель получает не только знания по той или иной дисциплине, но и тот навык по той ключевой компетенции, который закреплен за этой дисциплиной, для того чтобы на выходе он в совершенстве владел этой компетенцией. Набор таких ключевых компетенций, которые закреплены и распределены по дисциплинам по всей программе, позволяет на выходе иметь выпускника успешного, с точки зрения практической деятельности в выполнении этих ключевых управленческих компетенций. Это одна составляющая. И вторая составляющая по нашему учебному процессу, которая хорошо принимается нашими слушателями, — это один из элементов дистанционной формы обучения, который направлен на улучшение эффективности самостоятельной работы слушателей.

Если этот процесс сделать неуправляемым, а только контролируемым (выдача заданий и контроль их выполнения), то это одна ситуация. А если мы этот процесс сделаем непрерывным (выдача заданий, контроль за выполнением заданий), качество обучения от этого усиливается.