Все выше… и выше, и выше!

Автор: Т. Полянова

Татьяна Николаевна Полянова, декан факультета дополнительного профессионального образования

ВСЕ ВЫШЕ… И ВЫШЕ, И ВЫШЕ!

За рубежом престижность бизнес-школ чаще всего зависит от заработной платы ее выпускников. Престижность российских бизнес-школ тоже зависит от уровня оплаты труда бывших учащихся, но немного в другом плане. Заработная плата зависит от должности: чем выше должность, тем выше заработная плата. Если человек, получая бизнес-образование, соответственно, получает новую должность, более высокую, чем прежде, ясно, что это сказывается на его заработной плате. Россия не исключение в практике, когда за должностями растут заработные платы. Чем выше должность занимают бывшие выпускники бизнес-школ, тем эта школа становится престижнее. В России престижность бизнес школ стоит измерять не просто заработной платой выпускников, а цепочкой: должность — заработная плата. Сегодня, зная, какую должность занимает человек, мы в среднем знаем уровень его достатка. Поэтому можно всегда догадаться, какие заработные платы получают выпускники бизнес-школ.

ТОЛЧОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Цена за наше обучение известна и везде напечатана. Она открыта в цифрах. Если человек самостоятельно пришел к нам учиться, значит, он зарабатывает достаточную сумму, для того чтобы оплачивать бизнес-образование. Мы не имеем права спрашивать, каким образом человек получил эти деньги.

Мы не берем сразу полную сумму, а предлагаем расплачиваться по семестрам. За это время очень многие имеют возможность копить, чтобы заплатить за последний семестр обучения. Подобная практика дает возможность учиться даже тем, у кого на руках сразу нет необходимых средств.

50% обучающихся у нас приходят по направлению компании, за них платит компания. У нас проучилось больше 20 человек из «Сургутнефтегаза», и за всех платила компания, направляя своих сотрудников на общие программы. Это очень хорошо, потому что у них была возможность общаться с представителями других компаний, получать дополнительный опыт. Когда люди замыкаются в одной компании, это не всегда приносит положительный эффект.

Синергия возникает, когда в процессе обучения ты видишь, как по-разному люди смотрят на одну и ту же проблему. Это дает мощный толчок для развития.

НЕ 2 РУБЛЯ
Каждая из программ бизнес-образования возникает не на пустом месте. В России, так же как на Западе, все бизнес-школы существуют при университетах. Есть определенный рейтинг университетов, от которого никуда не деться. Какими бы хорошими не были региональные университеты, мы знаем, что дипломы выпускников российских университетов признаются всего у единиц в мире.

Все школы существуют при фундаментальных университетах, культура которых создавалась веками. Гарвардская школа при Гарвардском университете и так далее. Конечно, имеет значение частная ли это школа, о которой никто никогда не слышал и которую создали энтузиасты, или это школа, возникшая на базе университета, где есть сложившийся профессорский коллектив, традиции обучения и так далее.

У нас существует международное направление, которое, так сказать, является нашей специализацией. Вряд ли еще какое-то учебное заведение в действительности сможет соответствовать нам в этом вопросе, каким бы международным оно себя не называло. Выпускники нашего института занимают ведущие позиции именно в должностях международного профиля. Конечно, это в значительной степени определяет возникновение школы, которое происходит не на пустом месте, а на базе университета определенного уровня.

При выборе школы внимание обращается еще и на содержание программы MBA. Мы, например, даем «Международный нефтегазовый бизнес» — это редкая программа, которую могут предложить всего несколько вузов, имеющих такое направление. Редкость профиля программы, соответственно, определяет ее цену.

Основная доля стоимости программы — это оплата преподавателей. У нас преподает много очень квалифицированных практиков, у которых имеются свои ценовые параметры. Пиарщикам свой курс у нас читает Ирина Хакамада. Естественно, что такие преподаватели приходят сюда работать не за 2 рубля. Лекции у нас читают люди из МИДа, замминистра, профессора, то есть у нас очень высокий уровень преподавателей. Когда идет курс для нефтяников, читать лекции мы приглашаем нефтяников.

Это обычно бывают вице-президенты компаний, а подобное дорогого стоит. Отсюда складывается цена обучения, потому что это основная доля, на что, собственно, тратятся деньги MBA. Мы придаем большое значение языку при прохождении международных программ, и все преподаватели иностранного языка у нас тоже высокооплачиваемые, потому что это люди с колоссальным опытом, имеющие свои специфические учебные программы.

Мы стараемся формировать очень маленькие группы для обучения, потому что хотим иметь результат на выходе. В языковых группах у нас занимается по 3-4 человека. Если в целом группа состоит из 30 человек, а меньше не бывает, она делится, соответственно, на 10 групп. Конечно, все это определяет цену, которая получается в конечном итоге. Но у нас не самые дорогие программы на рынке.

ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Вопрос качества бизнес-образования и преподавателей — это сложный вопрос, потому что критерии оценки формирует множество факторов. Нельзя сказать просто, что один преподаватель хорош, а другой плох. Мы всегда используем обратную связь, определяем слушателя по каждому преподавателю. Основной критерий для нас — слушатель, который озвучивает свое отношение к преподавателю, хотел бы он посещать его лекции. Иной раз очень знающий, очень опытный, компетентный человек не может работать как преподаватель. А иногда средний преподаватель имеет великолепную, живую и яркую форму преподнесения материала. Его готовы слышать часами и будут просить еще и еще. Поэтому в этом вопросе мы, конечно же, руководствуемся мнением слушателей. Они все люди взрослые, которые умеют и могут оценить. Для нас самое главное, чтобы люди были довольны, чтобы они получали то, зачем сюда пришли. Поэтому стараемся подбирать людей, которые умеют работать в аудитории. Это очень трудно и является большой сложностью для всех школ бизнеса: найти того, в ком совмещались бы практика и педагогическое мастерство. Тот преподаватель, который имеет определенный опыт и который может преподнести материал в действительно интересной форме, вызвать у слушателей интерес к преподаваемой дисциплине, — это самый лучший преподаватель. И мы стараемся, ищем, отбираем, потому что преподаватель здесь главный человек.

РОСТ БЛАГОПОЛУЧИЯ
Люди, которые приходят к нам, — люди мотивированные, которые стремятся учиться. Это означает, что человек будет расти профессионально, человек не хочет стоять на месте, а будет добиваться поставленных целей. Результатом его личностного роста будет рост благополучия. Может, не у всех это будет происходить прямо пропорционально, но через несколько лет они достигнут того, к чему стремятся.

Здесь нет пассивных людей, пришедших просто получить бумажку, почти нет. Все обучающиеся МВА стремятся совершенствоваться. Увеличение заработной платы не заставит себя ждать. Но самое главное — это не стремление получить определенную сумму денег, а реализация себя, реализация своих знаний, положительных амбиций, интерес, карьерный рост.

Большая часть тех, кто приходит в MBA, способные, но не все. У некоторых не совпадают желания и возможности. Мне встречались люди, которые хотят получать новые знания и компетенции, но, к сожалению, не обладают теми возможностями, которых требует бизнес, наша практика. А те, кто обладает необходимыми качествами, не сомневайтесь, будут достаточно богатыми.

ЗАРЯД ПОИСКА
Если считать, что людям, которые приходят к нам учиться, в среднем до 35 лет, то в 40-45 лет будет отдача от полученного образования. Нельзя сказать, что они выучатся и завтра все обязательно получат повышение. Должно пройти некоторое время, они должны доказать своему начальству, руководству, сослуживцам, что действительно заслуживают этого, что они качественно иные, уже не те, которыми были раньше, два года назад, что у них появился иной взгляд на вещи, который может быть непривычен или необычен для компании. Судя по нашим выпускникам, год-два, как правило, происходит адаптация к новому уровню. Где-то к 40 годам человек достигает высокого профессионализма и наибольшей отдачи от своей работы, потому что у него достаточно сил, он обладает хорошей физической подготовкой, может много работать, а бизнес требует именно этого. Причем этот человек уже не останавливается, он все равно продолжает учиться. Ребята, которые заканчивают нашу школу, звонят, интересуются, нет ли каких-то еще дополнительных курсов. Их интересует, допустим, такой профиль «Анализ проектов». Те, кто получил заряд поиска, самосовершенствования, продолжают заниматься, они не останавливаются. Это очень важно, что MBA дает такую дополнительную мотивацию.