Перемены во взглядах

Автор: В. Морыженков

Владимир Алексеевич Морыженков, руководитель программы Executive MBA GUU LWB

ПЕРЕМЕНЫ ВО ВЗГЛЯДАХ

Деньги в нашей стране так же немаловажны, как и в рыночной экономике любой страны, и необходимо уметь зарабатывать много. Если человек соглашается потратить большое количество денег на свое образование, естественно, он рассчитывает восполнить это сторицей.

Престижность бизнес-образования, безусловно, в первую очередь определяется потенциальными доходами. Но важна вторая часть: люди ожидают перемен и не думают, что еще более важно — ожидать перемен не только в своей судьбе, а в качестве своих взглядов на жизнь. По истечении двух лет, во время которых человек получает бизнес-образование, он понимает, что стал совсем другим, и если над этим процессом постаралась именно школа, то заработная плата уже не является столь важной.

Можно спросить любого выпускника бизнес-школы, и он «со вкусом» расскажет, в чем содержание нового качества жизни, если, конечно, бизнес-школа не прививает трудоголизм. Это очень важный момент.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЛОМ

Когда человек начинает стучаться в ворота всех бизнес-школ и просить, чтобы его взяли учиться, это происходит не оттого, что однажды, когда он лежал на диване, ему пришла в голову мысль: «А не пойти ли поучиться в бизнес-школу?» Мысль о получении образования в бизнес-школе приходит, когда в жизни происходит какой-то стратегически важный перелом, не осознание того, что дальше проиграешь, а понимание того, что ты уже начал проигрывать.

Внезапно выясняется, что на должность, на которую ты претендовал, взяли другого человека, который закончил бизнес-школу, приехал из какой-то страны. Тебе хотелось бы продвижения, но не получается.

Второй момент касается предпринимателей, которые уже владеют компанией или являются дольщиками, казалось бы, раньше процветающими, успешными, ведь рынок растет, цены на нефть растут, доходы идут… Чем угодно, хоть колготками торгуй — все пойдет хорошо. И вдруг все начинает валиться с горы, доходности падают, что-то не получается. И если раньше тебе казалось, что ты гениальный управляющий, то сегодня рынок доказывает тебе, что твоя финансовая отчетность неаккуратна, и ты вообще не умеешь ее правильно читать. Получая со своего предприятия прибыль, ты никогда раньше не задавался вопросом, почему некоторые продают свои предприятия за сотни миллионов долларов, за миллиарды долларов… И в голове возникают вопросы: «Почему ты только получаешь прибыль, а другие — и прибыль, и еще продают компанию, становятся в разряд крупных капиталистов, институциональных инвесторов?» В такие моменты человек понимает, что если сейчас не обучиться, можно опоздать и голова уже не переварит важные процессы предпринимательства.

Оказывается, все это известно десятки лет. Наука о предпринимательстве, о бизнес-образовании, о технологии подготовки успешных руководителей развивается непрерывно. Более того, закончивший десять лет назад школу бизнеса сегодня снова идет учиться. Появилась технология непрерывного получения образования. Существуют различные определения менеджмента и разные толкования эффективного управления. Если раньше управленец шел реализовать какой-то проект, то сегодня управленец идет на должность генерального директора, помогая высококвалифицированным специалистам, сплачивая их. Он пытается сыграть лучшую партию в своей жизни: он помогает специалистам, и они запускают новые проекты.

Формируется как бы сетевой разум: люди, запускающие много проектов, или один директор, запускающий свой проект, и большое количество его помощников. Очень хорошо, когда расцветает много проектов, специалистов. Эта технология известна еще со времен Уолта Диснея. Сколько лет прошло, а наши менеджеры еще этим не пользуются, но стремятся к этому. Вот почему сегодня все бизнес-школы забиты до отказа.

УРОВЕНЬ ДОХОДА

Если владелец частного предприятия, который зарабатывает несколько десятков тысяч долларов в год, окажется за партой с одним из руководителей РАО «ЕЭС» или с одним из руководителей крупной пенсионной структуры, которые управляют миллиардами долларов, процесс обучения будет для него неэффективен.

Лекции преподавателей в интересах малого предпринимателя должны звучать совершенно иначе, чем лекции в интересах крупнейших топ-менеджеров, иначе у малого предпринимателя может просто вскружиться голова, и он скажет: «Я вообще не понимаю, о чем идет речь. Что за крупные корпоративные управления?» Для понимания этого уровня управления им нужно пройти еще сколько-то ступенек. Поэтому уровень дохода каждого обучаемого, безусловно, важен.

Существует еще понятие молодежи. Если молодой человек, который имеет опыт предпринимательской деятельности, опыт руководства в крупной компании, талантлив и сдаст наш довольно жесткий экзамен, где много задач на креативные решения, мы возьмем его. Он будет считаться «сыном полка». В первый год он будет учиться по программе мастера менеджмента со всеми директорами. Директора должны смотреть на него и брать пример того, как прилежно учиться, чтобы генеральные директора не демонстрировали такое синекурое отношение к делу, а с другой стороны, генеральные директора присматриваются к нему — не взять ли такого мальчишку на работу? Когда я говорю «мальчишка», имею в виду 27-28-летнего специалиста.

Младше этого возраста мы не берем на обучение. У нас бывали случаи, когда родители приводили своего сына с хорошим университетским образованием, но с натурой единственного наследника, цветущего поэта, художника. Чтобы заложить ему основы того, какие директора должны быть вокруг него, мы берем его в качестве слушателя программы, и он всячески тянется, понимая, что нужно стать как бы сродни. А потом он уже сможет нанять на большие деньги в свою компанию директора из нашей же программы. Вот такие технологии мы используем. Поэтому доход очень важен, он является показателем, степенью твоей успешности. Начиная с этого года мы открываем группу, но это не будет программа Executive MBA, это будет просто программа MBA для людей, которые зарабатывают в год десятки, сотни тысяч долларов. Мы будем принимать менеджеров и с небольшими заработками. Но я думаю, что они могут быть очень успешны между собой, для них нужно сделать специальную программу перехода из малого бизнеса в средний, а уже следующий переход — из среднего бизнеса в большой — это та программа, которая существует сейчас.

ДИПЛОМ ИЛИ ЗНАНИЯ

В нашей бизнес-школе программа Executive MBA нацелена на первых лиц компаний и на собственников, поэтому стоимость программы — 800 тыс. рублей. Плюс мы организуем много поездок в течение двух лет. Эти поездки осуществляются за свой счет, но обучающая программа уже вложена в стоимость 800 тыс. рублей. Получается, что у нас одна из самых дорогих программ в России, которая стоит на втором месте после Стокгольмской школы экономики. Когда вы выбираете программу, нужно знать, исходя из чего сформирована стоимость обучения, что в него включено.

Например, вы можете выбрать программу, в которую заложен один зарубежный модуль, и который при этом имеет приличную стоимость. Или модульная программа может состоять из нескольких приездов в Москву, но вы заплатите огромные деньги за очень крупный лейбл, который имеет школа. Лейбл, или товарный знак, имеет большое значение, ведь вы претендуете на качество. Наша модульная программа предназначена для жителей всей России, которые успешны в бизнесе и хотят достичь больших перемен и в качестве жизни, и в своей судьбе. Программа складывается из модулей, шесть из которых проводятся за границей. В программу включена Альпийская школа, где в Венском университете наших менеджеров обучают замечательные преподаватели, профессора. В то же время мы учимся кататься на лыжах, осваиваем принципы коллективизма и экстрима. Самое главное — все генеральные директора в горах обмениваются мнениями, перекачивают друг другу потрясающе эффективную базу своих знаний. Мы уже это доказали. Пять последних лагерей, которые мы провели в Альпах, показывают невероятную эффективность и последствия для совместного развития бизнеса.

Многие возвращаются уже с совместными проектами, с новыми замыслами. Люди счастливы, что они узнали друг друга не на уроках, когда они сидят бок о бок, а урок закончился, и ты должен ехать. Естественно, это стоит денег.

Мы обучаем в четырех бизнес-школах, одна из которых во Франции, вторая в Лондоне, третья в Китае, четвертая в Соединенных Штатах Америки. На данный момент все это входит в стоимость. Но, наверное, уже со следующего года цена начнет подниматься. Наша программа включает в себя также шесть модулей в Москве, во время которых лекции читает только звездный состав преподавателей. Некоторые руководствуются только желанием получить диплом. Мы сейчас начинаем поднимать вопрос о том, что не столько важен диплом, сколько узнать, из чего состоит программа обучения, кто тебя будет учить. Нужно найти резюме преподавателей, чтобы знать о них как можно больше. Нужно узнать, сколько часов будет читать лекции каждый из заявленных преподавателей, потому что часто бывает так, что преподаватель высшего класса читает лекции два часа, а остальное время их читают преподаватели с более низкой квалификацией.

Необходимо узнать, сколько преподавателей будут обучать вас, не являясь профессиональными преподавателями, но являясь профессиональными консультантами. Это тоже очень важно. Профессиональный консультант сегодня на рынке труда стоит 200-300 у. е. в час, и чтобы оторвать этого человека от дел, нужно, чтобы он являлся ярым сторонником этого бизнес-образования… Когда вы почувствуете, что у вас нагрузка, допустим, как у нас, двенадцать модулей за два года, по восемь дней каждый модуль, плюс хорошие домашние задания, которые связаны с изменением качества управления именно вашего предприятия, что есть задания, связанные с изменением ваших лидерских качеств и эффективностью управления, либо задания, связанные с преобразованиями на предприятии в целях увеличения выручки или снижения затрат, тогда вы поймете, что не стоит жалеть денег и нужно выбирать те школы, в которых понятна структура дисциплин и насыщенность.

Мне бы очень хотелось всем пожелать, чтобы люди не гордились своим дипломом, который висит на стенке. Мы гордимся тем, что у нас есть диплом, но мы говорим слушателям, чтобы они гордились принадлежностью к кругу, как мы бы сказали, избранных для этого вида образования, которое мы пропагандируем как клубное образование, где все должны на всю жизнь остаться друзьями во взаимоотношениях, помогать так, чтобы денег стало радикально много, чтобы они стали институциональными капиталистами, чтобы, придя в школу предпринимателями, они ушли из нее профессиональными инвесторами.

Нужно стать профессиональным управляющим крупным капиталом, это практически то же самое, что стать стратегическим инвестором. Для того чтобы стать такими, нужно увидеть весь мир. За 5-6 тыс. долларов мир сегодня увидишь только в одной поездке в Турцию на пляж и сделаешь соответствующие выводы, что мир никакой. А если его посмотреть с другой стороны, можно увидеть мир с высоты полета бизнесмена из самолета бизнес-класса. При этом делаются выводы совершенно другие. Правда, это стоит немного дороже.

Мы считаем, что нужно обязательно пройти школу яхтинга, потому что яхтинг — это команда. У нас в этом году идет в плавание уже 12 лодок, это 120 человек. Мы совершаем поход на яхтах по Дубровнику. Я раньше мечтал о том, чтобы мы собрались не на одной лодке, а сразу на трех. Теперь мы не знаем, как отбиться от желающих. К нам пытаются попасть директора компаний вместе со своими заместителями, потому что вместе с нами идут группы психологов, люди, которые приходят заниматься психологией влияния на увеличение роста продаж, технологиями мобилизации коллективных достижений целей. Когда вы, как директора, вместе находитесь в одной лодке, трудно ужиться: каждый — личность, за каждым стоит многотысячный коллектив, а нужно демонстрировать свою лояльность ко всем и мобилизовать всех к себе, и так будет стараться делать каждый.

Атмосфера на лодках стоит потрясающая, но нужно еще научиться управлять этой яхтой, а это, надо сказать, недешевое удовольствие. Но те, кто сможет собраться, приехать на всю жизнь, будут обязаны вам тем, что вы открыли им целый мир: огромный сегмент познаний, человеческих испытаний, качества природных отношений и на фоне природы, и межличностных.

После этого вы возвращаетесь и смотрите на свое предприятие. Оно уже не так «блестит», как когда вы его создавали, потому что за окном вам показали мир еще более блестящих, великолепных вещей. Теперь вы скажете: «Я обязан сделать свое предприятие лучше, чем то, что я видел вчера вокруг себя и то, что мне рассказывали мои друзья о своих достижениях и успехах». Получается непрерывная мобилизация. Обучение стоит дорого, но нужно понимать, что вы идете не за дипломом какого-то заведения.

Мировая привычка по поводу получения диплома выглядит примерно так: капиталист, который ищет генерального директора, конечно, будет стараться взять директора, допустим, из Гарвардской школы-бизнеса, полагаясь на то, что она гарантирует качество выпуска этого человека. Если специалист провалит проект, то капиталист скажет, что Гарвардская школа выпускает никчемных специалистов. Вот почему мы вводим жесткие фильтры. Мы лучше примем на обучение меньшее количество человек, введем жесткий экзамен, но о нашей школе заговорят как о заведении, окончив которое, люди профессионально готовят других людей. Мы боимся, что в школу может быть «брошен камень», поэтому идет такая селекция. За небольшие деньги сделать этого нельзя. И, конечно, бойтесь выпускников тех школ, где выдают дипломы при низкой посещаемости. Звоните непосредственно в школу бизнеса и интересуйтесь качеством знаний и навыков, которые проявил слушатель в процессе подготовки, потому что диплом могут дать в любом случае, так как стоимость обучения была оплачена. Кто-то из присутствующих на нашей конференции сказал хорошую фразу: «Там, где наступает платное образование, заканчивается высшее».

Но я бы заметил, что в нашей системе происходит категорически не так. Мы точно дадим диплом только тому, кто может быть отличным генеральным директором.

СЛУГА У СЛУШАТЕЛЕЙ

Преподаватели бизнес-школ должны консультировать (имеются в виду преподаватели, которые работают в области экономики, человеческих отношений, информационных технологий). У университетских преподавателей в анкете или в их профайле должно быть написано, какие проекты имеются за его плечами, какие проекты реализованы по консалтингу, в каких компаниях. Чтобы каждый мог позвонить в указанные компании и узнать, какую деятельность преподаватель осуществлял в них.

Необходимо, чтобы у преподавателя бизнес-школы имелись опубликованные статьи и издания, чтобы этот человек был на слуху и был известен специалистам в своей области. Именно такой преподаватель может читать лекции.

Есть один критерий, который сужает количество способных к чтению лекций преподавателей, — это педагогические наклонности к обучению взрослых людей. Взрослый человек, придя вечером на занятия уставшим, может просто уснуть. Сложно удержать его внимание в профессиональной зоне своих интересов. Для этого лекции должны изобиловать постоянным количеством различных гротескных приемов, сравнениями, от которых холодный пот по спине будет катиться, только бы ни одного слова не потерять и не пропустить, потому что все это важно. С другой стороны, нужно успеть дать фундаментальные понятия и знания, а за короткое количество часов сделать это очень сложно. Человек, который только просидел на лекциях, не получит от бизнес-школы того, на что она «заточена», для чего предназначена. Она предназначена для того, чтобы побудить человека непрерывно совершенствоваться, ездить на различные конференции, прочитывать ту литературу, которую ему дают, делать определенные домашние задания. Школы без домашних заданий — это во многом профанация, если не сказать полностью профанация.

Поэтому часть преподавателей должны быть общими профессиональными консультантами, и тогда хороший преподаватель должен помогать профессиональному консультанту вести занятия более углубленно. Конечно, если обучение проходит по программе Executive MBA, преподаватель должен быть «звездный».

Есть еще одно опасение для многочисленных бизнес-школ, которое касается прежде всего программ MBA, а не Executive MBA. Дело в том, что требования к преподавателям, которые приходят читать на MBA, могут быть снижены из-за того, что слушатели MBA — это не генеральные директора, а люди, которые мечтают сделать карьеру и имеют, как правило, техническое образование. Любые рассказы об экономике для них как божья роса: все интересно, но никто не знает, работает это или нет.

Когда читаешь лекцию группе, в которой присутствуют генеральные директора, о чем бы ни говорил, они точно знают, работает это или нет, и потому предъявляют к преподавателю чудовищные требования. Поэтому в классы Executive MBA найти преподавателя чрезвычайно тяжело, более того, появляется тенденция, что сами генеральные директора и владельцы бизнеса потихоньку становятся преподавателями, потому что понимают свою социальную ответственность. Они хорошо знают то, о чем говорят, испытали это на собственной шкуре и теперь готовы делиться опытом.

Сейчас наш слушатель вместе с нашим преподавателем из университета и профессиональным консультантом втроем готовят общий курс «Бережливое производство», который будут читать. Это труднейшая дисциплина. Существует масса различных сложностей в управлении затратами, поиске этих технологий нацеливания людей на изменение и представление о том, как бережливо относиться к средствам производства.

У нас существуют требования к качеству бизнес-образования. Сказать, что в бизнес-школе должны быть введены жесточайшие экзамены, — это чрезвычайно важно. В первый год создания школы мы ввели очень льготный режим, потому что многие студенты сказали, что они богатые люди и пришли учиться вольготно, без экзаменов. Но когда мы подошли к середине обучения, оказалось, что нашим ученикам нравится учиться, но они ничего не знают. А дело в том, что просто речевая практика не воспроизвела в голове, не закрепила стандарт «Услышал — прочти. Увидел — расскажи другим, и у тебя останется эта информация». И сейчас у нас все до единой дисциплины проходят через экзамены. Экзамен представлен в виде тестов, в виде доказательства решений через кейсы и примеры из жизни, через написание эссе. Рейтинг школы в глазах слушателей поднялся, что очень важно.

Мы в анализе ввели такой вопрос: «Порекомендуешь ли ты эту школу своему другу?» — и проследили, что отношение слушателей к школе резко изменилось, потому что раньше писали: «Хочу порекомендую, хочу — нет»… Даже чувствовалось, что ты слуга у слушателей. Сегодня преподаватель на вершине, и слушатель, пытаясь сдать экзамен, пытается удержаться с ним на вершине. Мы сваливаем их с этой вершины, чтобы они могли иметь возможность второй раз забраться на нее, но уже твердо. Рекомендаций «я посоветую своему товарищу прийти» на сегодняшний день у нас 70%. Для нас это огромная победа, потому что раньше было все не так. Качество бизнес-образования состоит в жестком контроле изучающих дисциплин.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

У нас еще нет выпускников, которые бы окончили нашу школу пять лет назад. Есть выпускники, которые окончили другие бизнес-школы, в которых я читал лекции пять лет назад. Мне приятно сказать, что мои ученики работают в разных странах. Они довольны своей жизнью, влиятельны и занимают довольно крупные позиции, являясь руководителями крупнейших в России банков и индустриальных компаний.

Выпускник — генеральный директор, возвращаясь к себе на предприятие после обучения, даже если он собственник, начинает смотреть на свое предприятие, и возникает определенный разрыв между тем, насколько он изменился, и тем, насколько не успели измениться под его новое видение этого бизнеса его сотрудники.

Мы нашли линейку стандартов, которая представляет собой некий собирательный образ из генеральных директоров крупнейших компаний России, Америки, Японии, и у нас получилось где-то 14 обязательных процессов и профессиональных навыков, которыми обязаны владеть совершенные генеральные директора. Из них — семь процессов базового производства, например снабжение предприятия, изучение рынка, обеспечение производственных цепочек, финансовое обслуживание предприятия. Это стандартные базы, которые генеральный директор должен точно знать. Но мы еще нашли довольно большое количество процессов, которые являются дополнительными. Например, формирование качественного человеческого капитала в компании —
важнейший процесс, без этого вообще ничего нельзя сделать. Или управление изменениями. То есть в каждом стандарте нужно знать, из чего состоят разделы. Но вот как ты проявишь свой талант среди этих разделов, в этих стандартах, это зависит уже от индивидуальных способностей, от того, насколько ты сумеешь быть к этому подготовленным.

Генеральный директор должен знать 14 составных частей правил управления компанией. И по каждой из 14 частей читается целый набор дисциплин: информационные технологии, маркетинг, стратегии, финансы, правовая защита бизнеса, человеческие ресурсы. Все дисциплины нацелены в тот или иной сегмент этих 14 блоков. Мы нацелены на то, что, придя в компанию, поднимая компанию, наблюдая процесс увеличения доходов, нужно заменить слово «заработная плата». «Заработная плата» для менеджера должна быть заменена словом «содержание». Мы говорим: «Мы взяли тебя не на заработную плату, а на содержание для того, чтобы, пока мы тебя содержим, ты возводил компанию в ранг новой стоимости, и если получишь определенную доходную прибыльную, часть ее принадлежит тебе. Это плата за тот риск, который ты принял, придя сюда к нам работать». Это звучит совершенно по-другому, потому что, если тебя содержат, а ты ничего не делаешь, тебя нужно выгнать.

Мы провели исследование, в ходе которого выяснилось, что те, кто приходит к нам, имея заработную плату в 100-150 тыс. рублей, по окончании обучения перестают удовлетворяться этой суммой. Дело в том, что на обучение приходят люди с доходами в миллион рублей в месяц и миллион рублей в неделю.

Когда находишься среди таких людей, это определенная «провокация». Если ты очень маленький и слабенький, то не сможешь находиться среди всего этого, но можно по-новому взглянуть на то, чем управляешь, задуматься о том, что стоит изменить вокруг себя, чтобы управлять большими объемами.

Наши студенты с удовольствием приходят на работу друг к другу, организуют совместные проекты, потому что мы их все время заставляем быть вместе, не в аудитории бок к боку, а глаза в глаза на яхте, на лыжах, в наших непрерывных гостиных, которые проводят высококлассные преподаватели. Это хороший дух провоцирования на достижение личных результатов, которые у кого-то из присутствующих уже есть. Я бы сказал, что те, кто заканчивает нашу школу, не получают меньше, наверное, 200 тыс. рублей в месяц.

ДВЕ ЖИЗНИ

У нас в школе стала часто звучать фраза: «Наша жизнь делится на две части: первая — до поступления в школу, вторая — с момента поступления в школу». Если мы можем услышать эти слова, то это значит, что система взглядов наших студентов изменилась настолько, что все, что было до этого, перестает их устраивать. И если спросить у них: «Давайте на 10% улучшим то, что вас раньше устраивало. Вас устроит теперь?» Они ответят: «Нет, вряд ли. Если уж меня перестало это устраивать, то нужно изменить это в разы». Вот так происходит и с заработной платой.