Развитие навыков менеджеров по использованию управленческого инструментария

Автор: Ю. Саликов

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Ю. А. Саликов

На современном этапе социально-экономического развития предпринимательства и промышленного производства резковозрастает значимость проблемы обеспечения потребностей в высококвалифицированных кадрах. Одним из наиболее важных путей решения этой проблемы является целенаправленная подготовка компетентных руководителей, способных правильно организовать труд и профессиональное развитие работников.

Центральное место в вопросе повышения уровня компетентности руководителей следует отвести, на наш взгляд, результативности управленческих функций и воздействий на объект менеджмента, которая может быть существенно улучшена за счет использования соответствующего управленческого инструментария. Верное использование инструментов управления является залогом принятия эффективных управленческих решений по достижению поставленных целей.

Изучение управленческой литературы позволило сделать вывод о том, что в современном менеджменте имеет место широкий круг разнообразных инструментов как соответствующих способов, методов и средств воздействия на объект управления, а также как способов, методов и средств, направленных на улучшение исполнения управленческих функций. Такие инструменты используются менеджерами в разной мере и по различным причинам и поводам. Однако, как показал библиографический анализ,
на сегодняшний день в литературе практически полностью отсутствуют необходимые методические рекомендации по эффективному применению известных в менеджменте инструментов, а также по формированию и развитию соответствующих навыков их использования. В результате большое количество существующих инструментов делает затруднительным их выбор, приводит к ошибкам при их неверном выборе и использовании, требует дополнительных затрат сил и времени менеджеров.

Инструментарий как совокупность определенных инструментов издавна используется людьми в процессе их сознательной (подчиненной конкретной цели) и созидательной (ориентированной на получение положительного результата) деятельности.

Однако в отличие от многих сфер деятельности (металлообработка, медицина и др.), где в качестве функционального инструментария используется тот или иной вещественно-материальный объект, в системе управления такой предметный атрибут инструментария зачастую отсутствует, и инструмент принимает, как правило, такой же (или подобный) деятельностный характер, как и сама управленческая функция, для улучшения выполнения которой он предназначен. Это создает серьезную трудность как в изучении, так и в практическом освоении управленческого инструментария.

Разработанная нами классификационная концепция выделяет по системному признаку 4 основных группы: внешнесистемные (методологические), надсистемные (институциональные), системные (процессные) и подсистемные (операционные) инструменты. Данная концепция позволила определить методом экспертных оценок качественный уровень использования той или иной группы инструментов по стадиям управленческого воздействия (табл. 1) и приемлемые пропорции использования инструментария в зависимости от уровня управления (табл. 2).

Результаты классификации открывают возможность для повышения эффективности менеджмента, а представленные в таблицах данные могут быть рекомендованы к использованию при планировании и осуществлении процесса управления, а также при разработке программ профессионального развития руководителей.

По результатам экспертного анализа приоритетности инструментов можно выделить в качестве наиболее востребованных власть, подчинение, организационную структуру, должностные обязанности и др. В целом в системе управления промышленным предприятием сегодня доминирует инструментарий оперативного и частично процессного характера, а институциональный инструментарий используется недостаточно. В этой связи к числу перспективных инструментов, которые находят пока лишь ограниченное применение, следует, учитывая зарубежный опыт, отнести принципы менеджмента, политику, стандарты деятельности и др.

На практике использование инструментов менеджмента может быть различным: принуждающим и стимулирующим, формальным и неформальным, явным и скрытым, постоянным и эпизодическим и др., а также носить экономический, социально-психологический, организационный или иной характер. Следовательно, выбор инструментария всегда должен определяться в зависимости от конкретной цели, ситуации, приоритетности и характера решаемой задачи управления. При практическом использовании инструментария менеджер должен владеть определенной информацией о структуре, параметрах и других характеристиках субъекта и объекта управления.

Важнейшим фактором, способствующим активному развитию навыков использования инструментария является формирование соответствующего управленческого мышления. Ориентированное на практику, системно организованное и стратегически направленное профессиональное мышление менеджеров представляет фундамент их профессионального развития и успеха.

Опыт многолетнего обучения практикующих и будущих менеджеров показывает, что на формирование и развитие профессионального мышления менеджеров доминирующее воздействие оказывает методология системного подхода, функционально-стоимостного анализа и теории решения изобретательских задач (в переложении на управленческую специфику), а также глубокое уяснение системно-функциональных особенностей сложного и дихотомического характера современного менеджмента.

Как свидетельствуют результаты практической работы по формированию управленческих навыков, рассмотренные выше методологические и методические положения являются важной теоретической основой для образовательных программ по подготовке и профессиональному развитию менеджеров. В частности, данные положения были реализованы в рамках двухлетней программы подготовки управленческого резерва и годичной программы повышения квалификации менеджеров среднего звена на ОАО «Минудобрения» (г. Россошь), являющимся одним из наиболее крупных региональных предприятий.

Опыт обучения доказал, что устойчивые профессиональные навыки менеджера (включая навыки использования управленческого инструментария) возможно сформировать только на долгосрочных целевых программах, где есть возможность организовать ответственную самостоятельную работу слушателей на базе реальных проектов и проверить ее результаты, реализовать рекомендации по совершенствованию индивидуальной и командной работы.

Результаты проведенной независимыми экспертами оценки качества подготовки резерва на предприятии с помощью организационного теста показали (рис. 1), что по каждому из оцениваемых критериев (системность, гибкость и нестандартность мышления, руководство группой, способность к планированию, мотивация к достижению целей) и в целом обучение навыкам использования управленческого инструментария дает существенные положительные изменения. Исключением является лишь последний критерий, однако при этом разница составляет всего 0,1 балла и лежит в пределах погрешности, а данный критерий по отношению к другим находится на наиболее высоком уровне и достаточно близок к максимальному 7- балльному значению.

Кроме того, как было выявлено в процессе обучения, важным достоинством освоения инструментов управления является то, что оно способствует улучшению организационных отношений между работниками. Правильно построенные организационные отношения приводят к формированию корпоративной культуры, которая открывает для менеджера возможности принятия более эффективных решений на местах, предлагает четкие стандарты и конкретные критерии самооценок и облегчает системное понимание происходящих на предприятии процессов.

Другим преимуществом применения инструментов управления является повышение мотивационного потенциала, что приводит к высокой профессиональной активности персонала.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что результативность управленческой деятельности определяется, с одной стороны, совокупностью последовательно выполняемых менеджерами процедур и функций, с другой — совокупностью используемых инструментов. В каждом случае руководитель использует необходимые инструменты управления для достижения поставленных целей. При этом наиболее приоритетные инструменты оказывают существенное влияние на управленческие и организационные отношения. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления требуются специальные знания, методы и приемы, учитывающие разные цели и инструменты эффективной работы организации.

В этой связи опытный менеджер должен уметь правильно применять различные инструменты управления сообразно складывающейся ситуации, а в программах профессионального развития менеджеров разных уровней основное место следует уделять вопросам формирования и развития навыков глубокого освоения и эффективного использования разнообразного управленческого инструментария.

Иллюстрации в печатной версии журнала Управление Персоналом