Рекрутмент как элемент логистики персонала

Автор: А. Тюльпанов

РЕКРУТМЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ ПЕРСОНАЛА

А. Тюльпанов, аспирант кафедры управления персоналом Московской промышленно-финансовой академии

Логистика — один из популярных сегодня инструментов бизнеса. Однако, в сфере управления персоналом этот инструмент используется мало. Если использовать достаточно консервативное, но и достаточно очевидное, определение «логистика — это управление материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия».

Логистика — один из популярных сегодня инструментов бизнеса. Однако, в сфере управления персоналом этот инструмент используется мало. Если использовать достаточно консервативное, но и достаточно очевидное, определение "логистика — это управление материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия".

Существую и гораздо более расширительные трактовки этого термина. К логистике часто относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками в экономических системах. В частности, к логистике часто относят управление людскими, потоками в экономических системах. То есть сквозное управление потоками, как практическое приложение некоторых математических методов (в основном, методов исследования операций). В современной литературе можно встретить и термины "банковская логистика", "информационная логистика".

Используется и такое понятие как "Логистика персонала". Ряд авторов вообще исключает такое понятие. Настоящая статья — это попытка определить содержание понятия "Логистика персонала" на примере ее важного элемента — рекрутинга. Особенно направление "Логистика персонала" актуализировалось тогда, когда знания стали превращаться в средства производства, а их перемещение стало тесно связано с перемещением людей.

С переходом к постиндустриальному обществу появляются причины, по которым значение логистики возрастает. Мировой рынок из рынка продавцов трансформируется в рынок покупателей, что объективно делает задачи логистики более востребованными.

Главная же причина, состоит в том, что, с переходом к постиндустриальному обществу, процесс собственно производственного цикла составляет всего 2% от всего хозяйственного цикла. Это означает, что 98% затрат так или иначе связано с материально-техническим снабжением и сбытом. По данным таких фирм как Бош, Сименс, Мицубиси, Дженерал Моторс, 1% сокращения расходов на логистические операции дает эффект эквивалентный увеличению объема сбыта на 10%.

Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем денежные средства, вложенные в производство. Конкурентоспособность определяется теперь не столько капиталовложениями, сколько умением правильно организовать логистический процесс.

Причем, имеется тенденция роста именно непроизводственных затрат — объекта логистики. Она позволяет не только снизить себестоимость товара, но и повысит его качество (сроки, брак, индивидуальные поставки, сервис).

В настоящее время логистика, как инструмент управления товарными потоками претерпевает конструктивные изменения. Прежде всего, изменяется объект логистики. Товарные потоки, ранее рассматривавшиеся как исключительно материальные потоки, ныне все более становятся потоками материалов и услуг. Эти изменений лежат не в самой логистике, а в глобальных изменениях современного общества.

На смену индустриальной экономике приходит, а во многих странах пришла, постиндустриальная экономика. В аграрном обществе экономическая деятельность была связана с производством продуктов питания, ограничивающим фактором являлась земля, все частное право держится именно на праве на землю. В индустриальном обществе главным было производство товаров, точнее, продуктов, а ограничивающим фактором являлся капитал, вся экономическая теория строится вокруг него. В постиндустриальном обществе основной экономической деятельностью является производство и применение информации для эффективного функционирования других форм производства, а ограничивающим фактором становится знание. И здесь важно отметить, что носителем знаний является персонал.

Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе таковых выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости.

Современная корпорация уже не должна занимать много места, она может быть виртуальной и находиться везде. Доля стоимости оборудования, зданий, капиталов уже не является большей частью в капитализации компании. Основная часть капитализации современной компании — ноу-хау, бренды, люди как носители информации, то есть знания. И это касается не только IT компаний, но и таких компаний как, например, Кока-Клола.

Серьезно меняются ключевые понятия логистики: склад, транспорт и т.д. Сообщения посылаются и приходят к адресату практически одновременно. По мере ого, как процесс покупки и продажи все более автоматизируется, возникнет киберпространство, а логистика становится одним из инструментов работы в этом пространстве.

Компании уже поддерживают связь со своими клиентами и друг с другом при помощи виртуальной сети. Информация расходится мгновенно и бесплатно, в Англии уже появились абсолютно бесплатные для клиента (включая доставку) газеты. Резко, на порядки, возросло число потенциальных продавцов и возросло число потенциальных покупателей. Время и расстояние, являвшиеся барьером для торговли и пожиравшие огромные средства в прошлом, теперь не имеют такое принципиальное значение.

Те, кто будет жить, и торговать по старым правилам, постепенно исчезнут со сцены. Этот процесс идет уже сегодня. Рушатся, казалось бы, незыблемые, гиганты индустрии, а небольшие компании с маленьким капиталом теперь способны выйти на международный рынок Цифровая революция открыла двери новым видам бизнеса.

Это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающего какими-то новыми свойствами, чем ранее, и притом за ту же цену, при тех же издержках производства.

В индустриальную эру экономическая эффективность производства, равно как и умение изготовить какое-то изделие, ценилась высоко. Эти факторы сегодня также не утратили своего значения. Но появились и новые, играющие все более и более важную роль. Скажите на милость, зачем выпускать продукцию, добиваясь при этом 100%-ной эффективности, если потребители просто не желают ее приобретать? Ваша фирма будет действовать куда более эффективно, если вообще прекратит выпуск такой продукции. Если сегодня вы вздумаете, как в старые добрые времена, предложить на рынке потребителю давным-давно известный товар, даже по баснословно низкой цене, все равно вас рано или поздно вышибут с рынка более пронырливые конкуренты. Причем вышибут без особых для себя хлопот, просто немного улучшив некоторые параметры в изделии, аналогичном тому, что предложили вы.

Сегодня, даже оперируя в условиях относительно стабильного рынка, выпуская давным-давно известные изделия, традиционные товары, нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых потребительских свойств своей продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого, собственно, и нужен маркетинг. Информационный сектор экономики можно представить в виде трех отраслей информационной индустрии, которые создают содержание, его распространяют и обрабатывают.

К индустрии содержания относятся организации, которые создают интеллектуальную собственность. Информацию создают писатели, композиторы, художники, фотографы, ученые, инженеры. В этом им помогают издатели, продюсеры, вещатели и организации, которые придают первоначальному содержанию "товарный вид". Сюда же входят организации, которые сами не создают новой информации, но компилируют ее, производя справочники, базы данных, статистические сборники и т.п. На долю этих поставщиков информации приходится значительная часть доходов, получаемых в индустрии содержания.

....

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.