Управление персоналом как элемент системы конкурентных преимуществ организации

Автор: Н.Н. Сивальнева, А.В. Швеков

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.Н. Сивальнева, к. э. н., ст. преподаватель кафедры финансового менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института.

А.В. Швеков, соискатель кафедры экономической теории и международного бизнеса Воронежской государственной технологической академии

На современном этапе развития экономики крайне важными являются получение и поддержание предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание и успешную работу на рынке, что приобретает особое значение в связи с принципиальным решением России о вступлении в ВТО.

Часто организационно-управленческие решения в области создания и управления конкурентными преимуществами на промышленных предприятиях не имеют системного характера и являются результатом случайного поиска, приводящим к неудачам с экономическими и социальными последствиями.

В современной экономической литературе понятие «конкурентное преимущество» занимает основополагающее и центральное место в теории маркетинга, так как, во-первых, его формирование и развитие возможно только лишь в среде конкуренции, а во-вторых, оно является целью конкурентной стратегии и выступает ключевым фактором как конкурентоспособности производителя услуг, так и его конкурентной рациональности.

Согласно Г.Л. Азоеву, конкурентные преимущества «являются концентрированным проявлением превосходства в экономической, технической, организационной сфере деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими факторами».

Р.А. Фатхутдинов определил конкурентное преимущество как превосходство объекта управления в какой-либо области деятельности по сравнению с конкурентами. Под факторами конкурентной позиции здесь же понимается конкретный компонент внутренней или внешней среды объекта, по которому он превосходит конкурента. Сами факторы делятся на стратегические и тактические. Это утверждение не противоречит указанному выше, а дополняет его. Иное определение конкурентного преимущества дано М.И. Кнышем, согласно которому фирма имеет конкурентное преимущество, когда она лучше своих соперников преодолевает силы конкуренции и выполняет работу по привлечению покупателей3. Это определение отличается от приведенных выше, поскольку конкурентные преимущества здесь трактуются как комплексный фактор, включающий все положительно оцениваемые факторы внутренней среды, а не выражение отличительных качеств какой-либо характеристики внешней или внутренней среды.

По М. Портеру конкурентное преимущество выражается «либо в более низких, чем у конкурентов издержках, либо в способности изменять и контролировать цену с надбавкой, которая превышает дополнительную стоимость изменения цен». Также некоторые конкурентные преимущества выражаются в том, что их носители «занимают уникальную конкурентную позицию», здесь же показано, что «конкурентные преимущества зависят от конкурентной позиции и являются результатом различия между предприятием и его конкурентами».

Согласно А.В. Лукиной конкурентное преимущество отражает отличия в способе ведения хозяйственной деятельности и выражается через совокупность управленческих компетенций, значимых для процветания на рынке функциональных элементов внутренней среды организации6. На наш взгляд, конкурентное преимущество является ключевым стратегическим фактором успеха, который определяется в процессе планирования деятельности предприятия при анализе его альтернатив. Таким образом, конкурентное преимущество служит основанием для борьбы предприятия на конкурентном рынке.

Определение конкурентного преимущества является источником формирования и реализации стратегии предприятия. Однако в условиях современной конкуренции — очевидно, что одного преимущества недостаточно. Необходима целая система конкурентных преимуществ, причем достаточная эффективная.

Предприятие может иметь несколько преимуществ и периодически менять их приоритетность. На вопрос о том, какую палитру конкурентных преимуществ, характеризующих конкурентоспособность экономического субъекта, включить в базу данных для построения модели, поможет ответить наше исследование по определению основных элементов системы конкурентных преимуществ. Рассмотрим концептуальную модель системы конкурентных преимуществ организации (рисунок 1).

....

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.