Особая ценность - компетенция каждого члена команды

Автор: С. Плетнева

ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОМАНДЫ

С. Плетнева

Эффективность бизнеса, по мнению экспертов, — сложный микс из общеэкономической конъюнктуры, динамики рынков, спроса и предложения, особенностей типа управления и пр. Олег Алексеев, директор по персоналу и корпоративным отношениям ГК «Ренова», уверен в том, что вопросы управления персоналом должны быть сегодня в центре принятия решений по всем бизнес-направлениям развития компании. Но во многом акционеры, топ-менеджеры склонны наделять управление персоналом лишь сервисными функциями. Поэтому акцент на развитие компетенций, различных способностей, ориентация на то чтобы они в наибольшей степени реализовывались людьми задача номер один, — убежден он.

«Психологическая компетенция HR-ра в понимании, что такое на самом деле человеческие ресурсы, и каким образом мы можем воздействовать на них. Акцент сегодня ставится на развитие субъектности, качеств личности». Талант человека, определяющего судьбу компании, прежде всего, внутри самой компании, в той среде, которую создает личность руководителя, — говорит он.

«Все зависит не только от того, ЧТО нам дают развивать, но и ЧТО мы хотим и можем развивать», — уверена Надежда Филиппова старший вице-президент, директор Департамента персонала и корпоративного развития ВТБ 24. «Если у кого-то в HR-ре есть функции не только кадрового документооборота, но и подбора, бюджетирования, оценки корпоративного развития — они смело могут сказать, что мы не просто управляем персоналом — мы управляем человеческими ресурсами. Во многом это и вопрос подходов руководства, — заметила она.

«Когда передо мной стояла задача предложить руководителю проект по корпоративной культуре, я долго думала — какими словами могла бы его «зацепить»? В итоге предложила вспомнить нашу историю 20-х годов. Ресурсов не много, поэтому основные затраты государства были нацелены на пропаганду, формирование идеологии человека труда и пр.

Благодаря этой политике были достигнуты хорошие результаты, но уже в материальной плоскости. То есть пропаганда для государства
— это то же самое, что и корпоративная культура для организации».

По данным исследования нескольких сотен ведущих компаний США, самые успешные из них уделяют не столь много внимания системам и процедурам, относительно привлекаемых ресурсов и их развития.

По мнению Александра Карпова, директора по персоналу и общим вопросам LG Electronics Rus, ключевой составляющей лучших компаний, является уникальная корпоративная культура — обеспечивающая приверженность сотрудников, сплачивающая и объединяющая сила. По его словам, все факторы, влияющие на успешность компании можно условно разделить на жесткие и мягкие.

К первым относятся система, структура, процедура, регламент и т.д. К мягким — лидерство, прежде всего, топ-менеджеров и управленцев, приверженность сотрудников и сильная корпоративная культура. «Сегодня успех компаний — это, по сути, грамотно построенная система управления, регламент, процедура, компетенции. Этот квалификационный параметр, как правило, достаточно легко копируется. А вот мягкие, то, как выстроены отношения в компании — во многом уникальны».

По мнению экспертов, каких-то десять лет назад, управление бизнесом представляло собой красивую картинку, грамотной структурированной организации — все знают свое место, профессионально выполняют команды рулевого — и в этом заключалась компетенция каждого участника.

Правильная команда и гребцы синхронно работают веслами — больше ничего не требовалось. Сегодня корабль бизнеса постоянно попадает в поток, и что с ним станет через несколько часов неизвестно. Поэтому будущее требует самостоятельности от всех сотрудников, и ответственности от каждого из них.

По словам А. Карпова, сегодня в плюс к скоординированной работе компании нужна быстрая реакция на вызовы окружающей среды, основанная на собственном решении сотрудников. «Нельзя в каждый момент времени давать команду и описывать действия. Поэтому особая ценность — компетенция каждого члена команды». Корпоративная культура — это, прежде всего, разделяемые ценности, — добавляет он.

Вокруг них строится все остальное — стратегия, структура, система, это и персонал, навыки работы, которые связаны между собой через разделяемые ценности».

Корпоративная культура выстраивается по двум направлениям: что делать, включает стратегию и саму идею. Но в то же время эта часть должна быть сопряжена, и строиться на основе культурного процесса, который идет параллельно — ценностей, практики, и системного поведения сотрудников, — добавляет Н. Филиппова.

По мнению участников встречи, корпоративная культура формирует у сотрудников чувство идентичности, обеспечивает стабильность организации, что особенно важно в условиях кризиса.

По материалам IX «Саммита HR-директоров России и СНГ» (22 23 сентября 2008 г., Москва). Организаторы Саммита — LBS International Conferences при поддержке РСПП и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Генеральный информационный спонсор — журнал «Управление персоналом».