Знакомые лица

Автор: М. Носова

ЗНАКОМЫЕ ЛИЦА

«Ничто написанное не в силах сравниться по достоверности с фотографией». Ролан Барт
«Любая фотография — это сертификат присутствия». Ролан Барт

Лицо человека лучше всего выражает информацию и привлекает к себе больше всего внимания. Любой HR-менеджер, на мой взгляд, должен быть крайне заинтересован в использовании этого эффективного инструмента. А сделать это проще всего с помощью фотографии.

Поиск работы всегда связан со стрессом, действие которого только усиливается при выходе на новое место. Действительно, когда среднестатистический сотрудник попадает в компанию, он часто оказывается брошенным. Он чувствует себя маленьким винтиком в большом и непонятном механизме: его никто не замечает и не знает. Иными словами — у него нет лица. В таких условиях сотрудник не может почувствовать свою сопричастность к компании. Дальше — больше: он начинает отделяться от нее, поддавшись чувству самосохранения.

Работа HR-менеджеров включает в себя, конечно же, решение двух этих проблем. Первая: привить чувство сопричастности сотрудника к
компании, тем самым, повышая мотивацию и лояльность; вторая: его персонализировать. Другой вопрос, какие инструменты в данном случае лучше всего использовать? На мой взгляд, обе эти задачи на протяжении всего времени работы человека в компании поможет решить простая фотография.

На сегодняшний день существует масса вариантов использования фотографий, которые помогут Вам решить весь комплекс описанных выше проблем. Например, практика «представления».

Когда человек выходит на работу, то HR-менеджеру, с одной стороны, необходимо унять любопытство коллектива (им хочется знать, кто вступил в их ряды), а с другой стороны уделить внимание новоиспеченному сотруднику. Именно поэтому я практикую электронное «представление», которое рассылается всем сотрудникам в день выхода на работу нового человека. Подобное письмо включает в себя фотографию человека, краткое описание его жизненного пути, опыта, а также информацию о его должности, обязанностях и сферы ответственности. И, на мой взгляд, именно фотография играет здесь главную роль. После такой рассылки коллеги запомнят нового сотрудника в лицо, и будут узнавать его в коридорах офиса. Он больше не будет вызывать недоумения, его станут замечать. А он, увидев свое «представление», поймет, что ему уделили внимание, и теперь все знают, какое место в компании он занимает.

Когда я стала практиковать рассылки с «представлением», я услышала следующий разговор в коридоре между двумя сотрудниками. Финансовый директор общался с главным бухгалтером (недавно вышедшим на работу): «Тебе хорошо — на тебя «представление» сделали, тебя уже все знают, а вот когда я пришла, такого не было…» Каждый человек, которого «показали», чувствует свою важность и сопричастность. В итоге мы получаем быстрый эффект с минимальными затратами.

Такая процедура с использованием фотографии решает проблему первого этапа вхождения человека в коллектив. Еще один прием — электронный «Справочник сотрудника», с помощью которого можно решить проблему дальнейшей адаптации человека на новом рабочем месте. Итак, эта папка (расположенная в общем доступе) включает в себя, кроме набора необходимых документов и шаблонов, список всех сотрудников компании, объединенных по отделам. И, конечно, главную роль здесь опять-таки играет фотография. Теперь, когда новому сотруднику необходимо отнести документы Екатерине из бухгалтерии или взять у Михаила из IT-отдела электронный пропуск, то он может предварительно посмотреть, как выглядят эти люди.

Ведь это действительно некомфортно (и от этого волнительно) — войти в незнакомый отдел и спросить: «А кто тут Михаил?» И совсем по-другому будет выглядеть ситуация, когда, познакомив шись заочно с Михаилом с помощью справочника, новый сотрудник сможет напрямую обратиться к нужному человеку. В результате коммуникативный барьер значительно снижается.

К тому же существует и дополнительный эффект. Подобные справочники я использовала в двух компаниях и везде наблюдала одну и ту же картину. Сотрудники каждого подразделения очень внимательно изучают фотографии коллег и выдают следующую мысль: «А в нашем отделе все самые красивые, умные и т.д.»(сродни распространенному высказыванию «а у нас самая красивая невеста»).

В итоге мы можем наблюдать еще и такой объединяющий эффект, который помогает улучшить взаимоотношения внутри отдела. Кроме того, фотографии сотрудников можно расположить на стендах. Если вы хотите отобразить историю развития компании, то используйте в первую очередь групповые фотографии. Изображение человека в окружении коллег усиливает его чувство сопричастности. К тому же, с помощью фотографий с различных мероприятий можно показать сотрудников в разных социальных ролях.

Ведь строгий экономист может весело отплясывать на корпоративной вечеринке. Стенды также могут быть хронологическими: и здесь как раз можно уделить внимание такой составляющей статуса человека в компании, как стаж. Посмотрев на такой стенд, сотрудники узнают, кто уже работал в организации три, пять и десять лет назад. Эта тема всегда интересна новичкам и повышает статус старожилов. При этом сотрудник со стажем начинает чувствовать себя важным, повышается его лояльность к компании, мотивация. В таких условиях он станет очень хорошим наставником и будет с удовольствием показывать «класс» всем остальным.

Тематику стендов можно выбирать в зависимости от сезона, социальных программ и т.д. Например, текущий год посвящен семье. Исходя их этого, на стенде можно вывесить фотографии детей сотрудников. Также очень интересно создать стенд, который через фотографии будет рассказывать об увлечениях персонала.

В качестве альтернативы или дополнения можно обзавестись и электронной сетевой папкой под названием «Корпоративная коллекция». Обычно она представляет собой сборник фотографий с различных мероприятий, проводимых в компании и за ее стенами. Это могут быть праздники, тренинги и вообще интересные события. Любой новый сотрудник, таким образом, сможет прикоснуться к истории компании, узнать больше о ее жизни.

Еще один интересный прием — использование цифровой фоторамки. Такая конструкция представляет собой электронное табло, на котором поочередно отображаются загруженные фотографии. И совсем не обязательно размещать там «лица» офиса (хотя тоже можно). Например, когда я работала в торговой компании, в этот альбом загружались фотографии магазинов, складов, их сотрудников, оборудования и товаров. Они отражали деятельность и дух всей фирмы. Такая фоторамка висела у стола секретаря в главном офисе. В целом состав фотографий зависит от цели, которую мы хотим достичь. В состав сменяющихся картинок можно включить даже фотографии природы, но все они в обязательном порядке должны быть сняты самими сотрудниками.

Технология использования фотографии, на мой взгляд, довольно простая. Поэтому этим может заниматься любой человек, понимающий значимость такой задачи. Это может быть даже непосредственный руководитель подразделения. Но больше всего подобное занятие соответствует функционалу менеджеров по персоналу. Все описанные выше приемы с использованием фотографии помогают решать задачи адаптации, мотивации и лояльности.

В идеале у службы персонала должен быть свой фотоаппарат. Так сотрудники этого отдела смогу действовать оперативно (в случае с новым сотрудником — это очень важно). Можно также пригласить профессионального фотографа. Однако для «Справочника сотрудника» такое возможно только при его создании, потому что приглашать специалиста для создания фотографии каждого нового сотрудники накладно. Но фотографа можно приглашать периодически и менять часть картинок на более красивые варианты.

Кроме того, имеет смысл предупреждать сотрудников о готовящейся съемке, ведь многие люди очень трепетно относятся к своей внешности. Прежде чем размещать фотографию на сайте или на стенде, узнайте мнение самого человека: нравится ли ему этот снимок или нет. Если нет, отберите вместе с ним другие варианты — человек должен себе нравиться. Тогда и эффект от фотографии
будет положительным.

В целом я считаю, что лицам людей в компаниях уделяется слишком мало внимания. И это притом, что лицо человека — одна из самых информативных и важных его составляющих. Именно поэтому HR-менеджеру важно не допустить всеобщего стирания лиц сотрудников и засилья «входящих единиц». Ведь все это в итоге отразится на эффективности компании в целом.