Кризис как момент истины

Автор: К. Борисов

КРИЗИС КАК МОМЕНТ ИСТИНЫ

К. Борисов

Кризис и постепенное замедление темпов роста основных секторов экономики указали на следующие слабые места в современной российской практике управления персоналом.

— Избыточное количество сотрудников для выполнения одной бизнес-операции по сравнению с западным бизнесом. Эта тенденция имеет своим объяснением, с одной стороны, низкое проникновение аутсорсинга, что заставляет компанию самой для себя содержать транспортный цех, заниматься подбором персонала или печатью годовых отчетов для акционеров. С другой стороны, российский бизнес еще относительно слабо автоматизировал многие бизнес-процессы, слабо представлены ERP-системы, что ведет к обилию ручного труда. В целом, интенсивность труда российских работников (в данном случае я не имею в виду московские офисы, а говорю о тенденции в масштабах всей страны) явно ниже, чем их западных коллег, поэтому требуется больше рабочих рук на один рабочий участок. Также налицо и традиционная для России практика иметь множество заместителей в каждом уровне управления, что способствует распылению ответственности и раздуванию штата.

Наблюдения за российской розничной торговлей также позволили выявить тот факт, что на одного руководителя у нас приходится в несколько раз меньше продавцов, чем на Западе, что опять-таки связано с бюрократическими традициями и более низким темпом работы.

— Переоцененность отдельных категорий российских работников. Ситуация ажиотажного спроса на людей, имевшая место в 2005 — 2007 годах, привела к системной переоценке отдельных наиболее востребованных сотрудников, в частности руководителей. В отличие от Европы, где граждане стран Евросоюза не нуждаются в разрешении на работу для трудоустройства за рубежом, российский рынок труда надежно защищен от конкуренции с приезжей иностранной рабочей силой, по крайней мере, квалифицированной, поэтому возникает
искусственный недостаток персонала. Таким образом, возникает искусственная инфляция зарплат, не сопровождающаяся ростом производительности труда. В частности, в секторе девелопмента возникают диспропорции следующего масштаба — российский руководитель строительного проекта имеет (до сентября 2008) ожидания порядка 15 000 USD, а аналогичной квалификации поляк или чех — не более 8 000.

— Низкая готовность персонала и организаций работать в условиях стагнирующего рынка, когда невозможно постоянное расширение рынка сбыта, а особое внимание надо уделять обслуживанию существующих клиентов и сервису. Привыкший работать в условиях больших бюджетов, в частности на рекламу, российский работник с трудом приспосабливается к ситуации экономии на издержках, в которой уже десятилетиями работает западный бизнес.

Исходя из этих характеристик российского рынка труда, можно предположить, что в следующем году в отношении вопросов управления персоналом российский бизнес предпримет следующие шаги:

— общая оптимизация (а не сокращение, что подразумевает массовые увольнения) численности, в первую очередь, вспомогательного персонала и департаментов, относящихся к cost-center — HR, PR, administration. По моим предположениям, минимально данное явление затронет позиции в области продаж, финансов и производства как бизнес-процессов, непосредственно генерирующих денежный поток;

— повышение интенсивности труда остающихся работников, что будет вызвано перераспределением обязанностей сокращенных среди остающихся;

— увеличение среднего срока работы сотрудника в компании.

На более прохладном по сравнению с 2007 годом рынком труда будет меньше предложений о смене места, ситуация будет напоминать 2003 — 2004 года, когда экономика росла разумными темпами, но еще не достигла предела трудовых ресурсов, как это произошло к 2007 году;

— автоматизация труда и установка различных программ, позволяющих заменить ручной труд;

— усиление контроля над издержками и производительностью труда через более системную привязку KPI к зарплате, возможно увеличение бонусной составляющей и уменьшение оклада в общем доходе работника.