Нужно превращать минусы в плюсы

Автор: И. Колесникова (интервью)

НУЖНО ПРЕВРАЩАТЬ МИНУСЫ В ПЛЮСЫ

Ирина Владимировна Колесникова, декан Факультета международного бизнеса и делового администрирования (ФМБДА) Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, доктор философских наук, профессор.

Ирина Владимировна, во время нашей прошлой встречи Вы сказали, что задачи, которые стоят перед Вами, подобны линии горизонта, которая отодвигается по мере приближения к ней. То есть решение одних задач порождает новые задачи. Так что у Вас нового?

— При такой постановке вопроса у нас новое все. Кроме государственных образовательных стандартов… Изменился рынок, изменилась страна, люди. На школьное образование накинута удавка ЕГЭ. Финансовый кризис набирает обороты. А принятие нового поколения стандартов опять отложено. Напомню, старые датируются 2001 годом! В такой ситуации остается одно: работать. Не унывать, не отчаиваться, а превращать минусы в плюсы, минимизировать деструктивные последствия непродуманных решений, находить новые возможности для развития. В ином случае мы потеряли бы моральное право на образование молодежи.

Какие же возможности Вы нашли?

— Давайте сначала обозначим некий стартовый уровень — результат решения прошлых задач — и от него будем отталкиваться. За 20 лет существования ИБДА (в этом году у нас юбилей!) таких стартов было много. Я предлагаю за точку отсчета принять нашу магистратуру. Не боясь показаться нескромной, скажу, что здесь мы не просто вышли «на уровень мировых стандартов», мы создали образовательную программу действительно европейского уровня.

Нечасто такое говорят о российских производителях…

— Да, нечасто. Но потребители именно так нас оценивают. Судите сами. В прошлом году — а это всего лишь 4-й набор — 30% наших магистрантов составили выпускники таких «громких» вузов, как МГУ, МГИМО, МЭСИ, МАИ, ГУ ВШЭ, ГЛУ (Иняз). Уже с 3-го набора у нас учились выпускники европейских университетов из Германии, Испании, Великобритании. В этом году мы приняли первого американца.

Это русскоязычные иностранцы?

— Это натуральные иностранцы. Просто программа англоязычная. В ней воплотился наш многолетний опыт международного сотрудничества, в частности, по программе «Двойной диплом». Если на бакалавриате это — «одностороннее движение» — когда наши студенты уезжают учиться в зарубежные вузы-партнеры, то магистратура — это дорога с двухсторонним движением. Наши ребята отправляются в Европу и Америку, а студенты из Европы и Америки приезжают к нам.

То есть в магистратуре тоже есть «Двойной диплом»?

— Не совсем так и не только так. Структура нашей магистратуры такова, что ее международная часть встроена в собственно российскую программу, регламентируемую государственным стандартом и завершающуюся присвоением степени магистра менеджмента и выдачей соответствующего диплома АНХ. И вот эта международная часть, которая реализуется на 1-м курсе двухгодичной российской магистратуры, и есть предмет экспорта и импорта. ИБДА АНХ является партнером международного Альянса, куда входят также бизнес-школы университетов Германии, Великобритании, Испании, Франции, США. В первом семестре читаются так называемые корневые курсы. Они общие для всех членов Альянса. Во втором семестре каждый вуз предлагает свою специализацию (финансы, маркетинг, информационные технологии в бизнесе, международное предпринимательство). Мы предлагаем общий и стратегический менеджмент в переходной экономике.

По правилам Альянса участник этой программы обязательно должен проучиться в 2-х университетах. Диссертация на английском языке пишется в том университете, где проходила специализация. По итогам выполнения программы выдаются дипломы тех университетов, где проходило обучение. Если российский студент оба семестра отучился в зарубежных университетах, по завершении российской части программы он получает уже 3-й диплом. В то же время, если наш студент никуда не уезжает, он все равно обучается на 1-м курсе по международной программе — по действительным первоисточникам, на английском языке, но без англоязычной диссертации. В этом случае, разумеется, на финише — только один диплом. Хотя, с другой стороны, за время обучения он успевает продвинуться по карьерной лестнице. Организация занятий позволяет сочетать учебу с работой, и мы это приветствуем. Оба процесса от этого только выигрывают.

И кто же преподает в магистратуре?

— Преподаватели — это вообще ключевой вопрос любой образовательной программы. Нам удалось сформировать команду профессионалов, которые учат тому, что знают не только по книгам. Учат тому, что не только знают, но и могут и делают. Среди них — несколько наших выпускников.

Некоторые, несмотря на бешеный темп и загрузку, успели «остепениться» — защитить кандидатские диссертации. Мы помогаем им нарастить педагогические мускулы посредством своего рода наставничества, стажировок в зарубежных университетах. Хотя молодые люди, делающие успешные карьеры в бизнесе, одинаково хорошо говорящие на русском и английском языках, не останавливающиеся в своем развитии, — сами по себе пример для подражания. Так что здесь еще и воспитательный эффект. Имена и регалии — на нашем сайте. Кстати, наша педагогическая молодежь, несмотря на иногда запредельную, с точки зрения ветеранов, требовательность, получает очень высокие оценки студентов.

Значит, не «несмотря», а «благодаря».

— Согласна. Конечно, благодаря. Уровень требований — это уровень уважения. И студенты, хоть и ворчат, это чувствуют, и отвечают взаимностью.

Очень интересный поворот! А что же, как Вы выразились, «ветераны»?

— Ветераны тоже разные бывают… Но поворот, действительно, интересный, потому что позволяет перейти к новым задачам. Наша магистратура является международной не только с точки зрения содержания программы и ее включенности в европейское образовательное пространство. В части подходов и методов обучения она тоже полностью выдержана в европейской стилистике. Это означает кредитную систему оценки, большой объем самостоятельной работы, письменный формат зачетов и экзаменов, «цена» которых существенно снижена в пользу текущей аттестации. Но эту программу мало дать, ее еще надо взять. Получилось так, что иностранцы «берут» ее лучше наших магистрантов.

Понятно. Они-то на этой системе выросли.

— Вот именно. И тогда мы взялись за бакалавриат. Изменили систему оценивания — ввели 100-балльную шкалу, перешли к письменным экзаменам. Ввели систему регулярной и неотвратимой оценки самостоятельной работы студентов. Причем нашли формы, позволяющие делать это в аудитории, что исключает возможность недобросовестности. Конечно, строго говоря, это шаг назад от Европы. Но это — воспитание академической дисциплины, привычки к равномерному и методичному труду, без которой о Европе можно и не мечтать.

Родители счастливы. Отчет о посещаемости занятий студентами вывешивается на сайте. Следующий шаг — будем вывешивать результаты текущей аттестации. И дело пошло. Сессионные авралы стали отступать. Те, кого реформы застали на старших курсах, восприняли их без энтузиазма, хотя и далеко не все. А младшие просто приняли как «правила игры». Поняли, что или так, или никак, вплоть до отчисления. И даже родной менталитет, которым так любят оправдывать любые неудачи, не беспокоит. Мы давно заметили, что наши студенты, обучаясь за рубежом, преспокойно вписываются в новую для них систему ценностей, приоритетов, темпов и ритмов. Возвращаются другими: более спокойными, организованными, целеустремленными, но и более человечными даже, более интеллигентными, что ли.

И это понятно. Мы такие, какими МОЖНО быть. Конечно, формирование САМОдисциплины, САМОконтроля, САМОмотивации — процесс трудоемкий. Но, как говорится, цена высока, а отдача — выше: максимальное раскрытие индивидуальных способностей, которое, знаете ли, еще и оплачивается соответственно. То есть студенты стали лучше учиться?

— Да, хотя показатели успеваемости снизились. Но, во-первых, оценки стали более объективными. А во-вторых, студенты стали интенсивнее учиться. И это — главное.

Собственно, это то, что и провозглашается сегодня в качестве цели образования. Значит, теперь можно и отдохнуть?

— Не тут-то было! Теперь-то самое интересное и начинается! Эффективность любой организации определяется, в том числе, тем, насколько обогащенным на «выходе» оказывается ресурс, полученный на «входе». В нашем случае на «входе» — выпускники средних школ, прошедшие конкурсный отбор в Институт. Это молодые люди, обладающие определенными способностями, амбициями, вдохновленные собственными целями и ожиданиями родителей. В процессе обучения их способности раскрываются, интересы структурируются, цели конкретизируются. Чтобы приобретаемые профессиональные компетенции на «выходе» обладали максимальной рыночной стоимостью, важно обеспечить наиболее яркие способности студентов соответствующим инструментарием.

Мы приняли решение диверсифицировать нашу учебную программу подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». С нового учебного года на ФМБДА будет 3 отделения: «Международные финансы» (МФ), «Международный бизнес» (МБ) и «Деловое администрировании» (ДА). Фактически речь идет о разных доминантах в рамках подготовки будущих управленцев. В терминах бизнес-образования их принято обозначать как управленческий «hard», «soft» и «hard-soft». «Hard» - аспекты управления обеспечиваются — на уровне фундамента — дисциплинами математического цикла. «Soft» — гуманитарного. Соответственно «hard-soft» — балансом того и другого.

Как Вы собираетесь это реализовать?

— Во-первых, такая диверсификация вытекает из логики развития нашей учебной программы. Во-вторых, ресурсы для этого у нас есть. Это — наш преподавательский корпус, учебники и учебно-методические пособия, в том числе, подготовленные нашими преподавателями. Это наши наработки в области формирования личности руководителя, его способности учиться, стремления к саморазвитию. Важно также, что эти изменения вполне в духе образовательных стандартов нового поколения, концепция которых обнародована. Там, правда, речь идет о профилях образования. Это не беда! Назовем наши доминанты профилями и будем говорить не о диверсификации программы, а о профилизации образования. И меньше будет бюрократических преград. То есть — реализуем!

Ну, хорошо! А зачем Вам финансы? Ведь есть же вузы, которые готовят именно финансистов?

— Конечно, есть. И финансистов хватает. Особенно в условиях кризиса. Но мы не будем готовить «чистых» финансистов. Тем более, что финансисты в организации никогда не бывают первыми лицами. Мы-то готовим — в перспективе — именно первых лиц, но владеющих финансовыми инструментами. Собираемся готовить финансово грамотных управленцев, знающих, где взять и как распорядиться финансами в глобальном мире на благо Отечества.

Лиц, которые принимают, а не «готовят» решения. По приведенной классификации — это «hard». В качестве научного консультанта программы приглашен профессор Чарльз Мойер, декан Школы бизнеса университета Луивилль (штат Кентукки, США), чьи учебники по корпоративным и международным финансам по тиражам находятся на 2-м месте в мире.

В разработке программы приняли также участие специалисты из «PricewaterhouseCoopers», которые собираются также курировать
профессиональный рост участников программы. Точно так же на МБ мы будем готовить не дипломатов или специалистов по внешне-экономической деятельности, но управленцев, понимающих международную специфику во всех ее аспектах и способных использовать ее при принятии — от первого лица — управленческих решений (« hard-soft»). «Soft» будет реализовываться на ДА. Это — подготовка менеджеров с акцентом на управление человеческими ресурсами. Не HR в чистом виде! Но управленцы — первые лица, способные к стратегическому сотрудничеству с HR-ми, которые сами таких решений не принимают. В итоге, собирательный образ выпускника ФМБДА таков. Это руководитель, для которого финансы — средство, а не цель, и который в опоре на человеческий капитал и международное сотрудничество созидает новую экономическую реальность России. Что в условиях кризиса приобретает особую актуальность.

А как Вы будете принимать абитуриентов на эти отделения?

— В этом плане у нас есть два обстоятельства непреодолимой силы: ЕГЭ и бюджетные места, которых в ИБДА, начиная с прошлого года, не меньше 20. Мы разделяем позицию, согласнокоторой образование, финансируемое из государственного бюджета, надо заслужить. Поэтому самую высокую планку мы ставим перед абитуриентами МФ. АНХ при Правительстве РФ — один из 24 вузов РФ, получивший право принимать — помимо ЕГЭ — дополнительный экзамен. По направлению «Менеджмент» — это математика. В нашем случае важен также и высокий уровень владения английским языком, поскольку, начиная с 3-го курса, специальные дисциплины будут вестись на английском. И вообще, иностранного языка на ФМБДА традиционно много (от 9 до 15 часов в неделю). Результаты ЕГЭ, к сожалению, объективной оценки не дают. Поэтому, господа абитуриенты, будьте бдительны! Свои силы можно попробовать, поучаствовав в Игре-викторине. Первый тур — 11 апреля. Информация о порядке проведения, призах и регистрация — на сайте.

А в магистратуру?

— В магистратуру может поступить выпускник любого вуза, имеющий диплом бакалавра или специалиста, по результатам вступительных экзаменов по менеджменту и английскому языку, эссе и собеседования. Здесь тоже важен уровень английского — как минимум — выше среднего. Детали — на сайте.

Скажите, пожалуйста, а планы на будущее остались?

— В планах — получение международной аккредитации EFMD (Европейский фонд развития менеджмента). Общественное признание мы уже получили. Теперь дело за его институциональным аналогом. Так что линия горизонта — как ей и полагается…

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ /495/433-56-66, 434-24-65,
www.ibs-m.ru