«Я не верю в то, что можно долго развивать бизнес посредством наемных директоров»

Автор: Оксана Паничкина

«Я не верю в то, что можно долго развивать бизнес посредством наемных директоров»

Александр Степанов, генеральный директор сети продуктовых магазинов «Калинка» (Нижегородский регион).

Александр Степанов уверен, что связь с внешним миром обязательно нужна, иначе не узнаешь ни новых инструментов, ни новых идей. «У нас нет особых секретов, которые было бы опасно терять. Проблема в том, что рынку ритейла остро не хватает кадров, особенно в сфере менеджмента. При наборе кадров мы вынуждены на многое закрывать глаза, а потом сами же страдаем от этого, - говорит эксперт. - Иногда директор магазина уходит к конкуренту и делает все, чтобы наша выручка стала меньше. При этом бывший директор проработал у нас долгое время, и теперь бывшие его сотрудники будут вынуждены получать меньше денег из-за снижения выручки». Эксперт привел пример: один из новых директоров сети отправил по электронной почте недельный план по акциям конкуренту, с которым компания каждый день буквально билась по ценам. Он был тут же уволен, а через полгода снова принят на работу, т.к. ситуация с управленцами в данной сфере критическая. В ритейле, по словам эксперта, не просто недостача, а жуткая нехватка кадров, поэтому часто сотрудниками становятся непорядочные люди, через которых и утекает информация. Такого не было даже перед кризисом, когда зарплаты росли.

Новую информацию о рынке предприниматель получает, как правило, от директоров магазинов, от администраторов. «Нас интересует информация определенного порядка: как конкретно решать те или иные вопросы, как бороться с недостачами, какие способы воровства существуют, как повышают лояльность персонала конкуренты, какими путями контролируют сотрудников, объем должностных обязанностей, форма должностной инструкции, - говорит Александр Степанов. - Так что информацию дают абсолютно все. Я думаю, что наши сотрудники, когда уходят, то же самое рассказывают нашим конкурентам». Если пришедший в компанию сотрудник может поделиться полезной для нашего бизнеса информацией, это его дополнительная ценность, стоимость. Если они знают что-то новое – это здорово, т.к. могут привнести что-то новое в компанию. Они становятся той свежей кровью, прилив которой всегда очень важен для любого бизнеса.

В компании есть договоры о неразглашении информации о компании, но эксперт считает, что они не работают. Для компании критично разглашение информации о зарплате, потому как, если человек знает, что рядом работает человек, у которого зарплата больше, то понятно, что ему кажется, что он и работает меньше и хуже, а получает лучше. Но даже если работающий коллега получает меньше, то ему кажется, что слишком мала разница. «Большинство людей себя переоценивают, а некоторые недооценивают – отсюда возникают скандалы, кривотолки по поводу зарплат других сотрудников. Я думаю, что это относится не только к нашему бизнесу – это общая ситуация. И мы пытались зарплату засекретить на всех уровнях, но все равно все и всё обо всех знают», - говорит эксперт.

Защита, например, авторских прав для компании опасной проблемой не является. На продуктовом рынке, я думаю, этих проблем ни у кого нет.

Александр Степанов согласен с тем, что общая компьютеризация серьезно изменила мир безопасности. Но IT-специалисты компании стараются держать ситуацию в своих руках. Они отслеживают, какого рода информация, с каких компьютеров и куда уходит. Если это поставщики, то это вопросы по поставкам – в обратную сторону идет информация по переоценкам. Больше проблем в компании возникает не с воровством информации, а с воровством рабочего времени, которое уходит на игрушки, на записи разных песен. Начальник отдела отлавливал данные факты и передавал информацию непосредственным руководителям этих сотрудников.

«Была удачная попытка залезть в нашу корпоративную сеть. Примерно 12 лет назад. Полазили и в итоге получили необходимую информацию. После этого мы стали более аккуратно относиться к этим вещам, закрыли доступ к нашей сети домашних ІР-адресов, - приводит пример Александр Степанов. - Я так понимаю, мы сделали все успешно, поскольку случаев повторного проникновения за последние 4 года не было. А вообще, коммерческих секретов как таковых нет. Наверное, бизнес у нас такой. Это же не секрет напитка Кока-колы: из чего он состоит. Есть администраторы, есть директора. Почем их продают на рынке, какую наценку делаем мы на продукты – это все общеизвестно. Наш бизнес не слишком секретный».

На что-то более серьезное в плане воровства идей компания не наталкивалась. Эксперт считает, что эта информация уходит уже в устной форме, вместе с сотрудниками, которые увольняются из компании. Они просто рассказывают, как обстояли дела в их предыдущей компании. И они же передают имеющиеся у нас «фишки» другим. Это могут быть особенности акции и т.д.

Александр Степанов считает, что бороться с болтунами бесполезно. Какие-то меры предпринять нужно: заключить договоры, кого-то, может быть, наказать, если станет известно, что он, допустим, сдал информацию о своей зарплате. Ведь подобное поведение сотрудников провоцирует серьезные скандалы: «Почему у нее такая зарплата, она же такая дура, ничего не знает и работает плохо, а я тут с утра до вечера пашу, как папа Карло, а получаю столько же, сколько и она». Мы начинаем общаться с этим сотрудником: «А откуда у тебя такая информация, с чего ты это взял?» С этого момента начинается работа по фактам. Наказывать или не наказывать слишком болтливого сотрудника – решать уже руководству. Но если это болтун от природы, с ним уже ничего не сделаешь. Если у сотрудника есть действительно секретный фронт работы, болтунов просто нужно убирать.

В России практика «золотого якоря», по мнению генерального директора сети «Калинка», не работает. В компании есть такая проблема как обучение людей. Своих сотрудников серьезно обучают многие компании. В этот процесс, особенно если речь идет об управленцах, вкладываются большие деньги. И с сотрудниками заключают договор, согласно которому после обучения он должен отработать на этой самой должности, скажем, 2 года. «Но я разговаривал со многими предпринимателями. И все говорят, что это не работает. Почему? Потому что если человек, например, не хочет работать, он начинает плохо работать. И его сразу уберут», - комментирует эксперт. В России существует такая практика: если человек не украл много или много неприятностей компании не доставил, его всегда убирают по собственному желанию. Если сотрудник очень сильно недоволен своей работой, на всякий случай его тоже спокойно убирают. Потому что таким образом в России устроена судебная система: если человек украл, то недостаточно доказать этот факт, чтобы его посадить в тюрьму. Проштрафившегося сотрудника даже нельзя уволить по причине обычного недоверия к нему. Если записать «уволен по недоверию», что будет абсолютная правда, то этот человек потом через суд заставит изменить эту запись. Может быть, даже его и восстановят на работе и заставят заплатить ему зарплату, которую он, якобы, потерял. Существует такая практика. Я с этим лично много раз сталкивался.

То есть, чтобы доказать в суде, что человек достоин записи «по недоверию», нужно, чтобы он отсидел в тюрьме. Тогда вопросов у суда нет. А если человеку дать деньги, чтобы он не работал в данной нише некоторое время (как в случае с «золотым якорем»), это просто смешно. На Западе работает совершенно другая система, ценности другие, менталитет другой - у нас все гораздо проще и беззаконнее. Если человек в России украл в компании, в магазине – он не встретит в обществе четкого отторжения. Никто не будет в лицо говорить, что этот человек вор и что руки ему не надо подавать. Такого нет. Задача работодателя - жестко наказать этого человека, потому что остальные смотрят на реакцию руководства и принимают решение: можно ли более-менее безнаказанно воровать в данной компании. Если не наказать человека, то воровство будет повторяться многократно – к нему присоединится масса желающих.

Александр Степанов считает, что один предприниматель не может возглавлять огромный холдинг. По его мнению, заниматься всем нельзя - просто не хватит ни мозгов, ни времени, не хватит ни умения, ни навыков. Нужно заниматься тем, в чем ты хорошо разбираешься. «Я не верю в то, что можно долго развивать бизнес посредством наемных директоров. И что он будет долго, успешно и активно развиваться. Нужно, чтобы лидер компании принимал личное активное участие в бизнесе. В этом и есть секрет успешного развития бизнеса и его информационной безопасности, - комментирует эксперт. - И тогда, если он умный, энергичный, осторожный, этот бизнес будет развиваться и станет успешным. Если будут, конечно, благоприятные внешние условия».

Эксперт считает, что у некоторых игроков еще сохранилась хорошая привычка «честного купеческого слова». Но нужно четко знать: кому можно верить, а кому нельзя. Конечно, есть люди, которые держат свое слово. Но если предприниматель будет рассчитывать на то, что все такие честные и порядочные, то он точно потеряет все свои деньги. Компания «Калинка» с этим сталкивалась не раз. «Мой бизнес-партнер провел сделку с другом своего близкого друга детства, но тот оказался крупным мошенником. Так что уж говорить о людях незнакомых! Исходить можно только из того, что нужно вести себя так, чтоб тебя не смогли обмануть ни при каких обстоятельствах. Правильно подписывать договоры, задумываться о том, как ты их заключаешь, как ты будешь пользоваться недвижимостью, как ты будешь получать доход. Если предусмотришь все - тебя просто не смогут обмануть. Если рассчитывать в современном бизнесе на «купеческое слово», долго не протянешь!» - резюмирует Александр Степанов

Если ты собираешься иметь связанные с финансами дела с предпринимателем, желательно, чтобы ты с ним уже ранее сотрудничал. Поэтому, если вы собираетесь сотрудничать с новым человеком, следует предварительно навести справки о нем, о его компании. На поверку – станет все известно. Можно просто поговорить с теми, с кем этот человек уже имел дело. Если он за 5 лет никого не обманул, то, скорее всего, и вас не обманет. А если двух человек обманул, то и вас, скорее всего, облапошит.

Если, по словам Александра Степанова, бизнес-разведка предполагает поведение наподобие Штирлица, то можно использовать его приемы. А в принципе, в бизнесе нужно всегда смотреть по сторонам. Допустим, как в 2008 году, нельзя было заниматься, например, строительством, т.е. провальными видами деятельности. Т.е. необходимо знать очевидные истины. Об этом обязательно надо задумываться.

 «Ставить «жучки» в офисах конкурентов незаконно, - говорит Александра Степанов. -Нельзя призывать этим заниматься. Но смотреть по сторонам обязательно нужно. Но надо все делать в рамках закона». Он как предприниматель чувствует себя сильно незащищенным. И опасность исходит как со стороны государственных структур, так и со стороны персонала - со всех сторон. И конкуренты здесь - самая лояльная сторона. Они, как правило, все нормальные, вменяемые люди, с которыми можно договориться о каких-то конкретных вещах. А вот с судьей договориться сложно. Если у тебя украли, судья, а потом зачастую и прокуратура хотят с тебя еще и денег взять.

При этом компания охотно делится с государством коммерческой информацией. Она еженедельно дает информацию в Министерство поддержки и развития среднего и малого предпринимательства по ценам, по ассортименту. Александр Степанов считает это необходимым, так как они занимаются мониторингом уровня цен, чтобы следить за уровнем жизни. «Это нужно - и мы им это даем», - говорит генеральный директор сети «Калинка». В данном случае эксперт считает поведение госструктур правильным.

справка. Продуктовая сеть «Калинка» - 22 точки в Нижнем Новгороде и Нижегородской области (Арзамас, Кстово, Бор и др.) Количество сотрудников - 600.

Журнал управление персоналом 3-2012 г