Наша цель — это осознание клиентом своих возможностей даже в препятствиях

Автор: Евгений Васильев

Евгений Васильев*

Наша цель — это осознание клиентом своих возможностей даже в препятствиях

Мне сразу бросился в глаза заголовок интервью со Светланой Чумаковой — «Мы работаем с человеком как с целостной личностью» — ведь совсем недавно мы с коллегами обсуждали один из наиболее интересных вопросов: «Можно ли рассматривать компанию как личность?»

В широком смысле системный консалтинг является коучингом для всей компании, в которой топ­менеджер играет роль ее эго.

Мы часто говорим о взрослении компании, ее поведении на рынке, даже само словосочетание «юридическое лицо» предрасполагает к пониманию компании как к групповой личности или, если можно так выразиться, мета­личности, способной к самомотивации и самоопределению. И топ­менеджер — это как раз тот, кто ответственен за сознание этой мета­личности и за адекватность ее поведения на рынке. Он не просто занимает «должность» сознания — он ответственен за качество осознавания. Этим и определяется потребность в коучинге — качеством осознанности бизнес­процессов компании, а не просто желанием конкретного физического лица утвердиться в своих знаниях об эффективности, управлении и развитии. Ведь осознание — это не настолько простой и автоматический процесс, как может показаться с первого взгляда.

Предприниматель ступает по тонкому канату целеполагания над пропастью многовариативного будущего, коуч же обеспечивает балансировку, помогая пройти весь путь от диагностики проблемы к фокусировке на реалистичной возможности с пошаговым планом действий. То есть коучинг — это инструментарий, порожденный самой системой для ее успешного функционирования. Те, кто относится к нему скептически, просто еще не уловили законов, по которым функционирует любая система: менеджер и коуч — это непросто «трельяж», дающий возможность увидеть себя одновременно и в фас, и в профиль.

Коучинг нельзя свести к поговорке, которую я часто слышу от клиентов: «Одна голова хорошо, а две лучше», которая, собственно, не всегда справедлива, потому что далеко не все головы «одинаково полезны» для бизнеса. Коуч не муза, которая исключительно вдохновляет и придает веру в светлое будущее.

Эйфория — лишь побочный продукт, вызванный снятием напряжения от поиска ответа. Сосредоточившись на избыточном энтузиазме, можно не получить того результата, на который рассчитываешь.

В первую очередь коуч должен помогать находить правильные решения, исследуя позитивные возможности, а эмоциональная регуляция органично вплетена в этот процесс, хотя самоцелью не является.

Потому что настоящий коучинг — это апробированный метод актуализации системного мышления деловых людей.

Согласен со Светланой в том, что репутация коучинга в свое время пострадала от непрофессионализма некоторых, неожиданно посчитавших себя коучами.

Отсюда, вероятно, и преобладание искаженного понимания этого инструментария — ведь у многих «как бы коучей» на этапе сверки с реальностью отсутствует бизнес­эрудиция, что ведет к непродуктивному мифотворчеству или росту беспочвенного оптимизма. Коучинг же призван быть продуктивным и реалистически ориентированным, потому что для каждого коуча важна победа его клиента, то есть «то самое решение» топ­менеджера, которое действительно способно изменить жизнь к лучшему.

Я уверен, что консалтинг с необыкновенной скоростью эволюционирует к системному и комплексному обеспечению бизнеса: коучинг, стратегические сессии, семинары и тренинги, проекты по управлению изменениями, описание бизнес­процессов, стандартизация и автоматизация — все это максимально результативно тогда, когда есть четкое представление о системности и целостности.

В России многие компании выросли из хаоса, «нечаянно», так как немыслимо было просчитать стратегию в непредсказуемом времени и пространстве, но эта эпоха безвозвратно ушла. Теперь ничего нельзя спроектировать наугад — везение любит лишь хорошо к нему подготовленных. И я надеюсь, что коучинг не только закрепится в поиске решений для текущих задач бизнеса, но и прочно войдет в область разработки долгосрочных стратегий, которых так не хватает многим российским компаниям.

Комментарии к ВИП-­интервью со Светланой Чумаковой в № 1/2013

* Евгений Васильев, бизнес­консультант, коуч.

Полный текст читайте на сайте www.top-­personal.ru в электронном журнале «Комментарии экспертов».

Журнал Управление персоналом № 3, февраль 2013 г