Лучшие СЕО — не всегда лучшие?!

Автор: Владимир Фомин

Столь критический комментарий к материалу номера о лучших СЕО показался нам вполне уместным...

Встречаются два британских лорда.

Один другого спрашивает:

— Что лучше? Новый год или секс?

— Конечно, Новый год!

— Почему?

— Он чаще случается.

Английский анекдот

Когда мне доводится просматривать рейтинги лучших топ­менеджеров, я частенько вспоминаю этот анекдот. В нем с лаконичной ясностью приведен критерий сравнения двух очень разных явлений.

Точно так же некоторые рейтинги называют топ­менеджера лучшим только потому, что он работает в более крупной компании. Либо чаще мелькает в прессе. Либо потому, что на период его «правления» пришелся впечатляющий рост, причем неизвестно, был ли этот рост обусловлен лично его гением, или просто рынок «качнулся» в благоприятную сторону. А бывает, что безвестные предшественники, подобно ступеням ракеты­носителя, вывели компанию на космическую высоту, а ему посчастливилось стать последней ступенью, спутником, который видят и прославляют все.

Если мне доводится оценивать топ­менеджера, то его присутствие в рейтингах вызывает у меня сильнейшее подозрение, что он умеет «не быть, а казаться». Люди, умеющие по­настоящему изменить мир, в рейтинги не стремятся и редко туда попадают. Им это не нужно, а часто просто мешает, отвлекает от действительно важных дел.

Я вспоминаю один случай из своей практики.

Российская компания планировала выходить на IPO в Лондоне. Для того чтобы прилично выглядеть перед инвесторами, нужно было продемонстрировать «звездную команду» менеджеров. Мне была поставлена задача сманить парочку «звезд», но только таких, чтобы умели хорошо «звездить», а в дела не лезли и по возможности ничего больше не умели.

Кандидаты нашлись мгновенно! Правила «игры» они знали прекрасно! Поэтому даже не расстроились, когда после отмены плана выхода на IPO их уволили в один день.

Оба они и сегодня заметны на тусовках, входят в правления уважаемых ассоциаций, раздают интервью. Но я даже в страшном сне не порекомендую своим клиентам нанять таких «звезд» на действительно серьезный проект.

Владимир Фомин, основатель кадрового агентства Human Capital