Коуч — это ролевая модель

Автор: Андрей Королихин

Коучинг сегодня: для решения каких задач корпоративного и частного клиентов он используется?

— К сожалению, как на каждом незрелом рынке, спрос на саму услугу коучинга пока меньше, чем на обучение коучингу. Это, с одной стороны, помогает тем, кто занимается обучением, привлекать клиентов на индивидуальный и корпоративный коучинг как во время обучения, так и после него. Выпускники становятся адептами и размещают корпоративные заказы.

К сожалению, бизнес-­коучинг сейчас больше сфокусирован на обучении и развитии, а бизнесу нужна продуктивность. Результативность и эффективность здесь и сейчас. Тем более что, пройдя коучинг за счет компании, до трети сотрудников из нее уходят, так как либо они теперь не подходят компании, либо компания им. Применение коучинга в организации должно быть стратегическим и технологичным. Следует учитывать, что скорость развития сотрудников благодаря коучингу может опережать рост компании.

В индивидуальном коучинге могут быть любые запросы: самореализация, отношения и даже решение конкретных вопросов в заданный период. Когда и почему заказывают коучинг? Когда точно можно рекомендовать коучинг?

— Коучинг заказывают, когда уже ничего не помогает и всё перепробовали. Или наоборот, уже применяли коучинг и есть положительный опыт. Часто помогают рекомендации.

Коучинг работает для повышения производительности (performance), запуска и сопровождения изменений (change) и глобальной перестройки (transformation).

Корпоративный коучинг в основном ориентирован на повышение производительности и помощь в изменениях. Трансформационный коучинг больше востребован у лидеров, владельцев и первых лиц организаций, когда надо делать что­-то новое по­новому в концепции «Иди туда, не знаю куда, и сделай то, не знаю что».

Как были сформулированы самые необычные запросы на коучинг?

— «Я хочу, чтобы он…». Ответ коуча: «Так приводите его!..»

Кто они, лучшие коучи России? А за рубежом?

— Лучшие? Какие критерии? Востребованные коучи очень заняты работой. «С улицы» или с сайта к ним можно попасть только в лист ожидания. А лучшие коучи пишут, выступают и заполняют собой эфир. Когда же они работают?

Почему коучем может быть не каждый?

— Обучиться коучингу может кто угодно. И называют себя коучами, кстати, пока тоже кто угодно. А чтобы стать коучем, надо многому научиться и от многого отказаться. Например, от диагнозов, предположений и оценочных суждений. От неуемного желания помочь во что бы то ни стало. Перестать самоутверждаться за счет клиентов. Научиться не продавать свои услуги, а вызывать доверие именно у тех, кому они сейчас нужны. Коучинг — это призвание.

Главная метда коучинга — практика задавания вопросов, можно сказать, главный инструмент. Не слишком ли просто: назадавал вопросы клиенту — и гонорар немалый в кармане?

— Главный инструмент коуча — это он сам. Клиент выбирает коуча «по полету». На первой встрече клиент пробует коуча на «прочность», а коуч решает, может ли он помочь в этой ситуации и соответствует ли она этическим нормам профессии. И если это встреча двух взрослых людей и оба хотят работать, то будет коучинг. А если кому­то «просто задавать вопросы», то можно воспользоваться списком. Их можно в Интернете скачать.

Однажды я был клиентом, и после уточнения моего запроса мой коуч молчал 25 минут, а я рассуждал на заявленную тему сам с собой. Это была телефонная коуч­сессия. Потом я принял трудное для себя решение, и мы попрощались. Я пошел и сделал то, что решил благодаря вызову, который бросил мне коуч в стиле: «А оно тебе надо?». Это был выход из зоны комфорта, и я ее не покинул бы, если бы работа шла только на уровне вопросов и логики. Чаще всего коуч не самый приятный собеседник.

У коучинга есть будущее и какое?

— Коучинг — это профессия будущего. Только не в том виде, в котором она сейчас существует. Девять десятых так называемых коучей — коучи только по визитке. А бумага все стерпит. А рынок как система — нет. У псевдокоучей мало или нет повторных заказов, а скорее шлейф негатива. Рыночные механизмы сами сбалансируют спрос и предложение.

Тем не менее регистрация саморегулируемой профессии «коуч» ускорила бы созревание рынка за счет соблюдения профессиональных стандартов и этического кодекса.

К сожалению, обучающие коучингу сейчас не учитывают существующее значительное превышение предложения над спросом на услугу коучинга и стараются обучить как можно большее число коучей. Только большая часть из них никогда коучами не станет, так как просто сейчас не найдет себе клиентов. Ситуация похожа на раковую опухоль. Клетки безудержно делятся, пока не убьют весь организм.

Попытки демпинга и использования технологий инфобизнеса только усугубляют ситуацию. В ответ на преумножающийся негатив профессиональные коучи объединяются в некоммерческие организации, чтобы совместными усилиями развивать цивилизованный рынок.

Будущее у коучинга в России непростое, но потенциал огромный. Коучинг будет полезен не только в бизнесе, но и в образовании, воспитании (педагогике), социальном управлении и интеграции общества.

Спрос на коучинг растет, но ускорит созревание рынка именно объединение профессионалов.

Коучинг для успешных людей, с уже состоявшимися достижениями в жизни, или для всех?

— В процессе коучинга происходит рост осознанности, и успешные люди быстрее обучаются, начинают использовать и даже применять коучинг в своей деятельности. Он подходит для всех, кто хочет быть самостоятельным и развиваться.

Дайте практической совет в стиле коучинга: как быть здоровым, счастливым и богатым?

— Обычно коучи советов не дают. Мой принцип — быть собой в любой ситуации. Единственный критерий из трех перечисленных — это здоровье. Физическое и нравственное. От него зависит все остальное. У Андрея Макаревича есть такие слова в песне: «только врать себе во сто крат трудней...»

Можно притворяться и обманывать других. Это очень дорого обходится. Врать себе еще дороже. Расплата — тяжелые системные заболевания, часто неизлечимые. Главное богатство тела и духа человека — это следование своему пути. Не всем удается найти его... «Кто я?» — вопрос самому себе более страшный, чем «кто ты?» — из уст коуча.

Есть ли у коучинга философия и в чем она заключается?

— Коучинг — это философия, прежде всего. Клиенты просто разбегаются и даже не подходят к тем «коучам», которые «живут не так, как сами учат». Коуч — это ролевая модель для клиента. По крайней мере в том запросе, с которым клиент обратился.

Я часто сравниваю коуча с проводником в горах. Он уже был там, куда хочет попасть его клиент. Тем не менее он просто рядом. Все приключения клиент выбирает сам и в любой момент может развернуться или пойти другим маршрутом. Без объяснения причин.

На мастер­-классах Тима Голлви, Майлза Дауни, сэра Джона Уитмора, Эдварда Стака я слышал много простых и понятных мыслей.

Они всегда очень многослойны и кажутся банальными неподготовленной публике. Всю глубину философии коучинга можно понять и принять, только прожив очень многое.

Помогая другим, мы помогаем себе помогать им еще лучше. Если помочь сейчас невозможно, то еще не пришло время. Помощь без запроса — насилие.

Насколько Вы считаете возможным планирование и управление карьерой на основе коучингового подхода?

— Карьерный коучинг — это целое направление или специализация. Представьте, при планировании карьеры на 10 лет ошибка в векторе профессионального развития может обойтись очень дорого. Именно поэтому в продвинутых бизнес­-школах абитуриентам предлагают коучинг еще до поступления. В корпорациях коучинг — ключевой инструмент формирования золотого резерва и карьерного планирования. В индивидуальном коучинге тоже возрастает доля карьерных стратегий.

Каким образом инструментами коучинга человек может открыть свою уникальность и осознать, как эта уникальность проявляется в его повседневной жизни и работе?

— Осознанность помогает открыть свою уникальность. Без коучинга это происходит через глубокий кризис. Придется перестать врать себе. Обслуживать интересы, пусть даже родных и любимых людей. Стать собой. И первые, кто вам об этом расскажут, — именно родные, друзья и любимые. Изменения дорого обходятся не только их инициатору, а всей социальной системе. Семье, организации и человеку. Единственное, что гарантировано, если вы меняетесь, то уже никогда не станете прежним. И вы начинаете изменять мир вокруг вас.

Пользуетесь ли Вы в своей работе коуча традиционными техниками различных направлений психологии и в каких случаях?

— Коуч в процессе работы больше сосредоточен на состоянии клиента и на контакте с ним. Подбор методик происходит естественно. Традиционные они или нет — зависит от многих факторов. Главное, знать границы метода и в нужный момент сказать себе и потом клиенту:

«Я рекомендую вам обратиться к...» — если это выходит за рамки профессиональных компетенций коуча. По крайней мере нужно сказать клиенту, что мы, например, переходим к... и сменить ценник. В соответствии с этическим кодексом и профессиональными стандартами.

Что это — дань моде или необходимость, изучать параллельно с коучингом психоанализ для дальнейшего применения в работе с клиентами?

— Очень полезно знать пограничные области. Но коучинг — это коучинг, а психоанализ — это психоанализ. Надо быть собой и в профессии.

* Андрей Королихин, директор Русской Школы Коучинга. Лидер и сооснователь ПАРК – Профессиональной Ассоциации Русскоязычных Коучей (www.prof-coach.ru)

Член совета директоров представительства Международной федерации коучинга — ICF Russia.